Библиотека
Комментарий на «Сокровищницу Драгоценных Качеств» Джигме Лингпы

7. Стадия завершения
8. Краткое изложение
В данном разделе объяснена стадия завершения, где преобладающим фактором является мудрость.
В отцовских или Махайога тантрах, таких как Ямантака или Гухьясамаджа, изначальная мудрость, свободная от мыслей, глубокая и светоносная (или словами текста, "светоносная и пустотная"), развивается посредством очищения ветров пяти элементов, что достигается посредством введения их в центральный канал.
В материнских или Ануйога тантрах, таких как Вишуддха, Кила, Писание Всёвключающего Знания, Чакрасамвара и Хеваджра, приведены два метода, главной целью которых является достижение совершенного владения сущностными компонентами (то есть бодхичиттой или тигле), в результате чего изначальная мудрость проявляется посредством их блаженного плавления. Первый из этих методов, это искусные средства связанные с собственным телом (то есть практики туммо, горения и плавления и тому подобное), а второй, это искусные средства связанные с телом партнера, где кармамудра или супруга берется в качестве опоры для развития изначальной мудрости четырех блаженств.
В недвойственных тантрах, таких как Ваджрасаттва Майяджала, Калачакра и Сарвабуддасамайяйога, преимущественно медитируют на светоносной, свободной от мыслей, неизмышленной изначальной мудрости, светоносности великого тигле, который не является ни одним, ни многим. Посредством этого возникает совершенная концентрация отмеченная незагрязненным блаженством.249
Первые два вида, отцовские и материнские тантры, учат стадии завершения, преимущественно связанной с ветром и тигле. Эта стадия завершения использует концепции и визуальные формы (snang bcas dmigs pa‘i lam). Третий вид, недвойственные тантры, преимущественно объясняют изначальную мудрость союза (дхармакайи и рупакайи). Стадия завершения недвойственных тантр, это свободная от форм светоносность.250
8. Детальное изложение
9. Стадия завершения с визуальными формами
10. Изложение тонкого ваджрного тела99
11. Изложение тонкого ваджрного тела согласно общей тантрической традиции251
12. Краткое изложение