Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

О понимании созерцания

О понимании созерцания. Намкай НорбуДопустим, вы обнаружили и открыли для себя природу состояния покоя, истинная сущность которого - пустота, и на деле живете в этом состоянии покоя. Вы наслаждаетесь этим состоянием, поскольку пустота - это одно из ваших личных, опытных переживаний. Это самадхи, но не созерцание. Чтобы узнать и открыть для себя созерцание, нужно обнаружить свое присутствие в этом состоянии. Необходимо пребывать в присутствии. Необходимо найти разницу между пустым пространством и мгновенным присутствием. Если вы знаете, что находитесь в состоянии мгновенного присутствия в пустоте, мы называем это созерцанием нэпа.

Некоторым с помощью этого метода с легкостью удается обнаружить мгновенное присутствие. Другие не могут обнаружить его так же легко, особенно те, у кого есть собственные представления и кто применяет их ко всему на свете. Для того, чтобы преодолеть это, нужны конкретные примеры. Сначала возьмем очень простой пример: практику гуру-йоги. Вы находитесь в состоянии гуру-йоги, в центре вашего тела пятицветное тигле и в нем - белое «А». Вы произносите «А» и живо ощущаете вибрацию. Затем вы произносите «А» еще раз и представляете, что все измерения, вся вселенная и все, что в ней есть, растворяется в этом тигле. Представив это, вы наблюдаете за своими ощущениями: что вы ощущаете в этом безмерном пустом пространстве. Помните - все растворилось в вас: нет земли, нет деревьев, нет ничего, вы в пустом пространстве, вы можете получить переживание пустоты. Затем вы снова произносите «А» и теперь представляете, что ваше существо, ваше материальное тело и все-все постепенно растворяется в тигле и в белом «А». Потом снова наблюдайте за ощущениями. Теперь вы в огромном пустом пространстве, вы - это только тигле и белое «А», у вас нет даже материального тела. У вас появляется еще более сильное переживание пустоты. Еще раз произносите «А», и тигле постепенно растворяется в центральном «А», а вы становитесь бесконечно малым тигле и белым «А». Еще раз понаблюдайте за своими ощущениями: вы - крошечное тигле в огромной вселенной, и вы испытываете переживание пустоты. Кроме того, вас может охватить страх. В заключение вы снова произносите «А», и все растворяется в пустоте: тигле и белое «А» исчезают. Что вы чувствуете теперь? Это полное переживание пустоты, но вы замечаете, что не исчезли полностью, кто-то есть, иначе бы вы ничего не замечали. Это пребывание в безграничной пустоте и есть «мгновенное присутствие», и это переживание в корне отличается от переживания пустоты и ощущения страха. В этом все дело: в любом переживании пустоты, например в состоянии покоя, вы должны быть в таком мгновенном присутствии.

У вас может быть и другое переживание, противоположное переживанию пустоты, - переживание ясности. Вообразите бесконечный свет, исходящий из белого «А» и тигле. Из всего этого света и всех лучей проявляются бесконечные тигле, бесконечное количество проявлений - божеств самбхогакаи. Вся вселенная заполнена бесконечными проявлениями. Понаблюдайте, что вы чувствуете. Ваше самоощущение совершенно отличается от того, которое было у вас при переживании пустоты, потому что теперь это переживание ясности. Но в этой ясности есть тот, кто в ней пребывает, пребывает в мгновенном присутствии, и если вы по-настоящему находитесь в мгновенном присутствии, то между ясностью и пустотой не будет разницы. Разница только в переживании, и это нужно различать. Таков принцип созерцания.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека