Библиотека
ЙОГАЧАРА
Литература Школы Йогачара: Выдающиеся Личности, Основные Тексты И Комментарии.
В этой второй части – особое представление доктрины махаяны из двух частях:система сторонников только-познания;
система сторонников не-тождественности.
Первая из двух частей – система сторонников только-познания имеет две части:
1.основные тексты доктрины только-познания;
2.тексты объясняющие представленную доктрину в основных текстах.
Тексты на которые опираются сторонники доктрины только-познание.
Согласно истории принятой в Тибете, Будда Шакьямуни был основоположником главных буддийских философских систем. Тибетская традиция перечисляет четыре такие системы:
Вайбхашика, школа Великого Толкования.
Саутрантика, школа Сутр.
Читтаматра, школа Только Сознания.
Мадхьямика, школа Срединного Пути.
Будда Шакьямуни учил этим четырем системам – не как системам. Он учил различных людей, различным вещам согласно их способностям и потребностям. Эти четыре системы – канонические.
Поэтому никто не может рассматриватся как создатель новой философии, а только как человек который проникнув в Учение Будды увидел суть его и через несколько столетий после ухода Будды заново раскрыл его и вынес на свет показал миру и научил других.
Таким образом Асанга не сосздатель новой философии, но только ученик Майтрейи, от которого Асанга получил учение о Только Сознании. Здесь, далее я представлю короткое жизнеописание Арьи Асанги.
Жизнь Асанги.
Если говорить о времени жизни учителя, то согласно Большому Комментарию на Сутру о распутывании мысли», что Асанга жил после девятисот лет после ухода Будды.
В строфах Коренной Тантры Манджушри говорится:
«После того как я покину страдания,
Когда пройдет девятьсот лет, …»
В других книгах говорится о шести сотнях лет.
Асанга был предсказан Буддой в Коренной Тантре Манджушри:
«Когда пройдет девятьсот лет,
Монах по имени Асанга
Проникнет в значения трактатов
И во многих путях разбираясь
Сутр суть полностью объяснит.
Расположив учения внешнего пути
Он напишет объясняющие тексты.
Достигнув знания, которое
Приходит от силы мантры,
Называемой Саловая Посланница;
Благодаря чему сила ума возрастет.
Чтобы Учение могло на долго остаться
Он соберет суть значений сутр.
Он будет жить сто пятьдесят лет
После чего его тело преобразится
И уйдет в страну богов.
Достигнув полного покоя
Он будет путешествовать по сансаре,
И в конце концов обретет просветление.»
Жизнь Асанги такова. Во время когда возросли враги Высшего Знания (Абхидхарму) и учение Махаянаы исчезло, жила брахманка по имени Чистая Поведение. Тогда она подумала: «Высшее Знание исчезло из-за врагов, и поэтому нужен кто-то кто бы начал распространять его. Я не способна распространять его, так как я родилась женщиной, однако, я могу дать рождение ребенку, который станет причиной распространения Высшего Знания.» С этими мыслями, Чистое Поведение, сошлась с мужчиной из касты кштариев, после чего был рожден Асанга; позднее она сошлась с мужчиной из касты брахманов, после чего родился Васубандху.
После этого она совершила ритуал о наделении острого ума для мальчиков. Со временем когда они подросли, ее два сына спросили о професиях их отцов, на что брахманка сказала: «Я не для того вас родила, что бы вы занимались делами отцов. Учитесь! Распространяйте Дхарму!»
После этого младший Васубандху ушел в Кашмир и стал учеником Самгхабхадры. Старший Асанга подумал, что лучшего учителя чем Майтрейя нет и отправился в пещеру на горе Птичья Нога.
Практикуя в пещере три года, Асанга не видел даже маленького знака. Прийдя в уныние, он вышел из пещеры и увидел старика, который тер куском материи железный стержень. Асанга спросил его, что он делает и старик ответил:
«Когда практикующий человек имеет силу в сердце,
Ничто не может сбить его от цели;
Даже горы могут рассыпаться в прах
Но его усердие не ослабнет даже в несчастье.»
Услышав это, Асанга вернулся в пещеру.
Когда прошло еще три года, он снова впал в уныние и вышел из пещеры. Возле пещеры он увидел как капли воды тяжело падают со скалы и производят в уме напряжение, и вернулся в пещеру. Снова через три года он покинул пещеру. Выйдя из нее он увидел как существо живущее на скале ползет при помощи птичьих крыльев., и тут же вернулся обратно. Снова он практиковал три года, и так как знак не появлялся впал в уныние и покинул свою пещеру. Выйдя из нее он увидел собаку, чье тело было наполнено червями, кожа облезла и было одной сплошной гниющей язвой. Увидев это он испытал огромное сострадание, вырвал кусок мяса из собственного тела, для того чтобы дать его червям. Протянув руку к червям, он испугался, что он может повредить червей своей рукой, и наклонился чтобы своим языком вытянуть их от туда. Когда он сделал это, он увидел, что это не собака, а лучезарный почитаемый (Майтрейя).
Когда Асанга увидел Майтрейю, он упрекнул его, сказав: «Я так долго практиковал и не было ни одного знака; почитаемый наверно имеет маленькое сострадание?» Майтрейя ответил: «Я был с самого начала; у тебя были помехи, так что ты не видел меня. Благодаря тому, что у тебя появилось такое огромное сострадание, ты убрал свои помехи и увидел меня.»
Затем Асанга попросил Майтрейю научить его Махаяне, тогда Майтрейя схватил его за одежду и они направились на небо Тушита. Он пробыл там утро, которое примерно занимает пятьдесят или пятьдесят три человеческих года. Однако в старых примечяниях на работу Асанги О Уровнях говорится о «шести месяцах».
На небе Тушита он принял от Майтрейи Материнскую Сутру Совершенной Мудрости и пять доктрин Майтрейи.
Позднее, вернувшись в человеческий мир, он стал распространять Учение Будды.
Как сказано в первой части комментариев на уровни:
«Я кланяюсь тому, чье имя Асанга,
Который помог всему миру,
Принять в сосуд слушания
Поток нектара.
Выработав силу самадхи «Струи Дхармы»
Поток нектара наполнил сосуд
В таком тексте как Чистые Слова, Комментарий Харибхадры на Абхиясаламкару, говорится, что Учитель Асанга достиг третьей ступени бодхисаттвы – Излучение.
Литература.
Двенадцать текстов в соавторстве с Майтрейей..
Пять работ Майтрейи.
Украшение Сутр Махаяны (Махаяна-Сутра-Аламкара)
Украшение Ясного Проникновения (Абхисамая-Ланкара)
Разделение Средины и Крайностей (Мадхьянтавибхага-шастра)
Объяснение дхарм и их природы (Дхармадхармата-вибханга-шастра)
Трактат Махаяны о Поздних Писаниях (Уттаратантра или Ратнаготра-вибханга)
Из них Абхиясаламкара рассматривает взгляды Сватантриков, а Уттаратантра – Мадхьямиков.
Асанге принадлежат пять работ о уровнях:
Основные Ступени Уровней (Бхумивасту)
Краткое изложение основ дхарм (Вастусамграхани)
Краткое изложение перечисленного (Парьяясамграхани)
Краткое изложение методов объяснения (Виваранасамграхани)
Краткое изложение установленного (Виничаясамграхани)
И две резюмирующие:
Краткое изложение Высшего Знания (Абхидхармасаммучая)
Краткое изложение Махаяны (Махаянасамграха)
У младшего брата Асанги – Васубандху восемь работ, из них три первые комментарии на другие работы:
Комментарий на «Украшение Сутр Махаяны» (Махаяна сутра аламкара бхашья)
Комментарий на «Разделение Средины и Крайностей» (Мадхьянтавибхага-бхашья)
Комментарий на «Объяснение дхарм и их природы» (Дхармадхармата-вибханга-вритти)
Обоснование Рассуждений (Вьякхьяукти)
Трактат О Установлении Действия (Карма-сиддхи-пракарана)
Трактат О Пяти Скандхах (Панча-скандха-пракарана)
Двенадцать строф (Вимсатика)
Тридцать строф (Тримсика)
Все эти работы составляют доктрину школы виджнявады.
Другие работы Васубандху.
Среди других работ Учителя Васубандху есть много комментариев на сутры и трактаты:
Комментарий на «Сутру О Взаимозависимом Возникновении» (Пратитьясамутпададивибханганирдеша)
Комментарий на «Сутру О Сеянии Риса» (??)
Комментарий на «Сутру О Цветке Лотоса Чудесной Дхармы» (Саддхармапундарика-сутра-упадеша)
Комментарий на «Сутру О Десяти Ступенях Бодхисаттвы» (Дашабхумивьякхьяна)
- Комментарий на «Краткое изложение Махаяны» (Махаянасамграхабхашья)
Комментарий на «Три Воспоминания» (??).
А так же его изложение Абхидхармы – «Абхидхармакоша».
Потом были созданы другие работы по этой школе:
Учитель Парахитабхадра – Объяснение первых двух строф «Украшение Сутр Махаяны» (Сутраламкарадислокадваявьякхьяна)
Каумири Джнянаурое – Выбранные [места из] “Украшение Сутр Махаяны” (Сутраланкарапиндартха)
Стхирамати -- Объяснение на «Комментарий на «Украшение Сутр Махаяны»» (Махаяна
сутра аламкара вритти бхашья)
Стхирамати – Объяснение на «Комментарий на «Разделение Средины и Крайностей»» (Мадхьянтавибхага-гатика)
Стхирамати – Подробное объянение на «Трактат О Пяти Скандхах»» (Панча-скандха-пракарана-вибхаса)
Стхирамати – Объяснение на «Тридцать строф» (Тримсикабхашья)
Почтенный упасака Асвабхава – Объяснение на «Украшение Сутр Махаяны» (Махаяна-Сутра-Аламкара-Тика)
Асвабхава Собрание Объяснений на «Краткое изложение Махаяны» (Махаянасамграхопанибандхана)
Гунапрабха – Комментарий на «Трактат О Пяти Скандхах» (Панча-скандха-виварана)
Гунапрабха – Комментарий на «Уровни бодхисаттв» (Бодхисаттвабхумивичедил)
Сагарамегха – Объяснение на «Уровни бодхисаттв» (Бодхисаттвабхумивьякхьяна)
Гунапрабха – Объяснение на главу «О шиле бодхисаттв» (Бодхисаттвауоелапаривартабхаджья)
Джинапутра – Обширный комментарий на главу «О шиле бодхисаттв» (Бодхисаттвауоелапаривартаноека)
Собрание объяснений «Краткого изложения Махаяны» названной «Раскрытием Сокровенного Значения», Выбранные объяснения из первой главы «Краткого изложения Махаяны» (Вивритагухьяртхапиндавьякхья)
Комментарий о начинающих в «Уровнях» (??)
Винитадева – Объяснение на «Комментарий «Двадцати строфах»» (Пракаранавимсатикатика)
Винитадева – Комментарий на «Объяснение «Тридцати строф»» (Тримсиканоека)
Гунамати – Объяснительный комментарий на «Обоснование Рассуждений» (Вьякхьяуктиноека)
- Суматинула – Объяснение на «Трактат О Установлении Действия» (Карма-сиддхи-ноека)
Ратнакаранти – Украшение Только-Сознания. (Текст и комментарий)
Работы Дигнаги и Дхармакирти.
Васубандху имел четырех учеников, которые стали потом великими учителями. – Стхирамати, Вимуктисена, Дигнага и Гунапрабха. Стхирамати был лучшим в Абхидхарме (Высшее Знание); Вимуктисена в Праджняпарамите (Совершенная Мудрость); Дигнага в Прамане (Логика); Гунапрабха в Винае (Монашеская Дисциплина).
Работы Дигнаги и Дхармакирти по логике с комментариями на них являются важными для этой школы. Работы Дигнаги:
О Правильном Познании (Праманасаммучая) осн. текст
О Правильном Познании (Праманасаммучая-???) ком. на текст
Анализ Наблюдаемого Предмета (Алатамбанапарикша)
Комментарий на «Анализ Наблюдаемого Предмета» (Алатамбанапарикша-авчедилтти)
Работы Дхармакирти:
Комментарий на «О Правильном Познании» (Праманавартика)
Установление Правильного Познания (Праманавиничая)
Капли Рассуждения (Ньяябинду)
Капли Логических Знаков (Хетубинду)
Обоснование Одушевленности Других (Сантанантарасиддхи)
Анализ Взаимосвязей (Сабандхапаракти)
Аргументы В Рассуждении (Ваданьяя)
Есть много учителей которые были сторонниками только-познания, например: Асанга, Васубандху, Дхармапала, Стхирамати, Дигнага, Дхармакирти, Суварнадвипа и Шантипа. Среди них некоторые кто были сторонниками школы только-сознания в начале, потом перешли в школу Срединного Пути (Мадхьямику). Однако были и такие , кто подобно Арье Асанге оставался в Мадхьямике-прасангике, но продолжал создовать трактаты комментирующие Учение Будды согласно школе только-сознание. О них и сказал Цзонхава в своем обширном комментарии на «Введение в Срединный Путь» Чандаркрити: «Хотя конечно случается что вещи объясняются согласно системе только-познания в неоспоримых трактатах Васубандху и Дигнаги, методы доказательств этих учителей очень трудна для людей, и люди не могут понять всего так как сами учителя это понимают. Следовательно учителя школы только-сознания не принадлежат к сторонникам школы только-сознания – подобно тому как не все монахи махасангики принадлежали махасангике.»
Глава Вторая.
Прояснение Читтаматры и ее подразделения.
Представление доктрины имеет четыре части:
Прояснение
Объяснение терминов
Подразделение
Утверждение доктрины.
Прояснение Только-Сознания.
Проясняющие Читтаматру являются: те кто аргументированно опровергает вечность природы и принадлежность сознания к реальности, какая она есть. Они тпакже называются виджняптиками (познаватели). Вторые – это йогачары или практики идущие по пути.
Аргументация такова. Постижение образов как состоящих из частей как если бы они были перед йогом, хотя они только появляются благодаря силе сознания погруженного в самадхи и не являются вечными объектами, так как со временем разрушаются. Хотя нет вечных дхарм, нет противоречивой запутанности в распространении познания (виджняпти) которое появляется как объект на основании действия предрасположенного намерения в вселенском основании сознания для восприятия вечных объектов.
Тут же после цитирования отрывка из Дашабхумика- сутры и отрывков из Самадхинирмочаны, Махаянасамграха говорит: «Доказательство что нет вечных дхарм нам хорошо приводят многие сутры.»
Так видящий какой-либо образ объекта знания, когда сознание находится в дхьяне, он видит его как состоящий из частей. Состоящее из частей и так далее нет дхарм отдельных от сознания. Бодхисаттва через это доказательство, видит что восприятие данных о дхармах – это вселишь данные о дхармах, которые не отображают реальности.
Объяснение терминов.
Поскольку они познают что все Три Мира являются природой сознания (читта), они и называются Читтаматри. Это легко понять.
Подразделение.
Известно что есть два типа Читтаматры: 1) последователи трактатов – изучающие пять работ Асанги о уровнях; 2) последователи доказательств – которые идут путем доказательств и изучают семь работ Дхармакирти о правильном познании вместе с Правильным Познанием Дигнаги.
Читтамарты подразделяют сознание в свои утверждения на два свойста: истинное и ложное. Об этом говорится как у последователей трактатов, так и у последователях доказательств.