Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Символы буддизма

Индуистские божества



Брахма — творец Вселенной. У него четыре руки, что указывает на четыре стороны света. На изображениях он держит вазу с водой (символ происхождения Вселенной), четки (знак течения времени), жертвенную ложку, что связывает его образ со священниками (браминами) и их традиционной ролью приносящих подношения и Веды (древние священные писания). Брахма всегда изображается с бородой и может быть одет в белые или черные одежды. Согласно индуистским верованиям Вселенная живет как Брахма: когда он проснулся, появилась Вселенная, когда он закроет свои глаза, Вселенная и все исчезнет. Один день Брахмы называется Кальпа и длится 4320 миллионов человеческих лет. Жена Брахмы — Сарасвати, богиня мудрости и искусств.


Вишну — хранитель Вселенной. По леген­де  Вишну спустился  на Землю в различных формах,  чтобы  спасти  ее  от сил зла.   Когда бы Вишну не увидел, что слабый и невинный на земле страдает, он спускается на нее, что­ бы   не   допускать   распространения   зла.   Его инкарнации известны как Нарасимха ( полу­человек,   полулев),    Рама,    Кришна,    Будда. Четыре  основные  символа,   которые  ассоци­ируются   с   Вишну, — это   раковина   (символ воды   и   первый   звук   во   Вселенной),   лотос (символ   Вселенной),   жезл   (символ   зна­ния во времени)   и диск   (символ по­беды над злом и невежеством). Поза­ди   Вишну  капюшон   кобры,   что означает бесконечный цикл творения. У Вишну четыре руки, три из которых  держат стандартные   символы — рако­вину,  диск и лотос, четвертая показы­вает    жест — символ    защиты.    Жена
Вишну — Лакшми,   богиня   удачи   и благосостояния.

Шива представляет силу разрушения. Однако старое разрушается с тем, чтобы появилось новое. Шива имеет множество имен: Махадева или Махешвар (Великий Бог), На-тараджа (Бог танца), Пашупати (Бог животных), Нилканта (Голубогорлый), Рудра и другие. В руках Шива держит трезубец, напоминающий о его роли в процессе творения. На лбу Шивы изображают третий глаз, что означает его способность видеть вглубь и три горизонтальные линии, которые интерпретируются как три источника света огонь, солнце и луна или способность Шивы видеть прошлое, настоящее и будущее. Змеи, обвивающие его шею и тело, символизируют эволюционную силу, заключенную в человеческом теле, духовную силу, которая может быть развита посредством йоги. Шива часто изображается сидящим на тигровой шкуре, символе силы природы, над которой он Бог. Шива ездит верхом на быке, имя которого Найди. Бык символизирует силу и плодородие. Жена Шивы — Парвати.
Ганеш

Ганеш, сын богини Парвати и Шивы бог мудрости и защитник. Ему поклоняются прежде других Богов. У Ганеша голова слона, а тело человека. Голова слона — символ приобретения знаний посредством слушания. Два бивня, один из которых целый, а другой сломанный отражают существование, совершенство и несовершенство физического мира. Большой живот Ганеша - - символ благосостояния, а также символ способности «переварить» все, что преподносит жизнь. В руках у него веревка, для того чтобы не дать уму быть привязанным к мирским вещам и железный крюк, символ необходимости контролировать желания. Ганеш часто изображается с чашей сладостей, что означает процветание и благополучие. Его также можно увидеть с трезубцем или топориком, что указывает на его связь с Шивой. Четыре руки Ганеша — символ четырех Вед индуизма. Ганеш ездит на мыши, которая обладает способностью преодолевать любые барьеры на пути. Мышь и еда часто изображаются у ног Ганеша, что является символом того, что желания и богатство находятся под его контролем.

Сарасвати

Сарасвати - богиня мудрости и изящных искусств. Обычно почитается студентами.Изображается верхом на лебеде или сидит в распустившимся цветке лотоса. У Сарасвати в руках струнный музыкальный инструмент,
флейта, книга и четки. По легенде санскрит(древний язык) был придуман именно ею.Рядом с ней сидит павлин, который готов ей услужить вместо лебедя. У павлина непосто­янный характер, его настроение изменяется в зависимости от перемен в погоде. Поэтому Сарасвати не использует его, а ездит на лебеде. Это символизирует преодоление страха, нерешительности в приобретении ис­тинного знания. У Сарасвати четыре руки, что символизирует четыре аспекта челове­ческих способностей к обучению: ум, интеллект, эго и сообразительность. Две передние руки означают ее активность во внешнем физическом мире, две руки позади символи­зируют активность в духовном мире. Каждая из рук является символом вышесказанных способностей. Сарасвати жена Брахмы,творца  Вселенной.   Поскольку для  творения необходимо знание, Сарасвати   символизирует  созидающую силу Брахмы.

Лакшми

Лакшми — одна из форм Божественной Матери, богиня удачи и богатства. Она является одной из наиболее почитаемых богинь в индуизме. Изображается с четырьмя руками, две из которых держат лотос, а третья высыпает золотые монеты, что символизирует благосостояние. Четвертая рука вытянута вперед в жесте благословения. Лакшми — это также богиня красоты. В этом случае она обычно изображается молодой девушкой, украшенной драгоценностями и только с двумя руками. Лакшми сидит на распустившимся цветке лотоса, престоле божественной истины. Ее также изображают в окружении двух слонов, которые льют воду над ее головой. Лакшми летает на сове.

Парвати

Парвати —  дочь Гималаев, символ нежности Божественной Матери. Ее послушание Богу Шиве, ее мужу,   пример почтительного отношения к Богу. Парвати никогда нельзя увидеть без ее мужа Шивы, поэтому ее изображают как Шакти   (энергию) Шивы. Два проявления  Парвати  -  это Дурга и Кали.  Парвати отражает аспект нежности Дурги и мистическую силу Кали. У Дурги и Кали восемь рук и огромная энергия (Шакти). Дурга ездит на льве, а Кали на демоне. Семья Шивы и Парвати и их сыновей  -  идеальный пример единства и любви, поэтому Парвати особо почитается замужними женщинами.

Дурга



Дурга. Это имя означает «Недоступная» или «Недосягаемая». Слово «Дурга» переводится с санскрита как «Защищенное место, в которое трудно попасть». Дурга -- любящая и добрая к тем, кто ее почитает. Ее воинственный аспект символизирует разрушительные качества божественной Матери (Шакти). Богиня Дурга представляет силу высшего бытия, которая хранит закон морали и порядок в творении. Почитание этой богини очень популярно в индуизме. Ее также могут называть другими именами: Парвати, Амбика или Кали. В форме Парвати она известна как жена Бога Шивы и мать его детей. У Дурги восемнадцать рук, в которых она держит множество предметов. Дурга носит красные одежды. Дурга всегда занята разрушением зла и защитой человечества от злых сил. Оружие, которое она держит в руках -- это трезубец Шивы, диск Вишну, лук и стрелы, щит и меч, копье. Иногда она изображается с восемью руками, которые символизируют: здоровье, образование, благосостояние, организацию, единство, славу, храбрость и истину. На других изображениях у нее десять рук. Дурга ездит на льве или тигре. Дурга верхом на льве - - символ безграничной силы, которая используется для защиты добродетели и разрушения зла.

Дурга - гневная форма богини Парвати, ее также называют Махишамардини («Та, что убила демона Махишу»). Ее лицо всегда остается нежным и спокойным.
Кали

Кали — буквально «Черная». Кали — мистический источник жизни, воплощение женской энергии (Шакти) в наиболее ужасающей форме. Ее образ постоянно напоминает, что боль, упадок и смерть являются неотъемлемой частью жизни. Кали изображается могущественной богиней цвета ночи. Это символизирует всеохватывающую природу абсолютной реальности. Ее глаза красного цвета, с высунутого языка капает кровь, часто кровь видна на лице и на груди. Кали обнажена, будучи свободной от любых иллюзий и условностей. На ней надеты только ожерелье из голов и пояс из отсеченных рук грешников. В одной из четырех рук она держит трезубец (катван-гу), другой — за волосы отрубленную голову демона. В ее третьей руке иногда -- череп с кровью, а четвертая направляется к преданным, от которых она требует полной покорности, как Божественная Мать. У Кали много форм и имен. Ей посвящена суббота и большой осенний фестиваль Дипавали.


Рама. Идеальный мужчина, каким его понимает индийское мировоззрение. Жизнь Рамы описана в великом эпосе «Рамаяна». В «Рамаяне» он разрушает силы зла в лице короля демона Равана. Рама почитается как семнадцатая инкарнация бога Вишну. Он очень популярен в Индии, доказательством чего служат множество храмов, построенных в его честь. Раму обычно изображают вместе с его верной женой Ситой. В руках у Рамы -- лук и стрелы, что является знаком того, что он на страже и всегда готов защитить правых. Рама является олицетворением Дхармы.


Сита — символ идеальной дочери, жены, матери и королевы. Если Рама представляет собой олицетворение всех качеств, характерных для идеального мужчины, Сита — представляет качества, присущие совершенной женщине. Сита считается инкарнацией богини Лакшми.
Хануман
Хануман — великий преданный Рамы. Обычно его имя ассоциируют с Рамаяной, историей Рамы и Ситы. В этой истории Сита, жена Рамы, была похищена злым королем, десятиголовым демоном Раваной, который унес ее в свою крепость на остров Ланка. Пренебрегая опасностью, Хануман находит Ситу и затем возвращается, чтобы помочь Раме построить мост к острову для ее спасения. Во время битвы брат Рамы Лакш-мана был тяжело ранен, и Ханумана послали принести целительные травы, растущие на горе. Будучи неспособным идентифицировать необходимые травы, Хануман поднял всю гору и принес ее целиком к полю битвы.

Хануман — символ силы и лояльности. Он ‘почитается как сын бога ветра Вайу, и обладает способностью летать и менять свою форму по желанию. Он — один из пяти богов, не имеющих супруги. Его также называют Махавира (Великий герой) или Паван-путра (Сын воздуха). Хануман наделяет храбростью, надеждой, интеллектом и преданностью. Он изображается в виде большой обезьяны, на груди которой изображен Рама, что символизирует преданность, и держащей в руке жезл, символизирующий смелость. Также, как образ преданного Богу, его часто изображают несущим гору в руке.


Кришна

Кришна - - восемнадцатое и наиболее известное проявление бога Вишну. Считается, что Кришна родился в месте Вриндаван (Индия), где был воспитан в семье пастуха Яшо-ды и Нанды. Его обычно изображают с темно-синей кожей, в желтых одеждах и короне, украшенной пером павлина. Его часто сопровождает корова. В детстве Кришна дружил с другими пастушками. Радха - - была его любимым другом, и ее можно увидеть на изображении рядом с Кришной. Индийский эпос богат описанием любви Кришны и Радхи. Часто бога Кришну называют Радха-Кришна. Кришна, как и Рама, известен своей храбростью в борьбе с силами зла. Он часто изображается играющим на флейте, что является символом его любви к людям. Во время битвы на поле Махабхарат Кришна продиктовал Бхагават-Гиту Арджуне. В Бхагават-Ги-те он описан как божественный наставник Арджуны и высшее божество.


Бхайраб. Это божество имеет множество различных форм. В частности является тантрической формой Шивы. Его изображают обнаженным, черного или темного цвета. Иногда на картинах он бывает белым. У него множество рук, но обычно одна голова. В руках -- оружие, черепа, лассо, палка с тремя черепами. Он носит ожерелье на шее, венок и корону из черепов. У Бхайраба непокорные волосы. Может носить сандали и часто стоит на лежащей фигуре.


Рекомендуемое видео и книги:

Символы БуддизмаСимволы Буддизма
Год выпуска: 1999
Страна: Россия
Перевод: Не требуется
Режиссер: Золотой Век
Качество: VHSRip
Формат: AVI
Продолжительность: 01:00:00
Размер: 705 Мб

Описание: Фильм рассказывает о духовном опыте в русле буддийской традиции, о высочайшей возможности человеческого духа, об озарении, о священном знании, медитации и буддийских символах. Для любой зрительской аудитории.

Скачать c turbobit.net  Символы Буддизма (705 Мб)
Скачать c depositfiles.com Символы Буддизма (705 Мб)

 


Ладранг Келсанг - Божества-защитники ТибетаБожества защитники Тибета
Автор: Ладранг Келсанг
Язык: русский
Издательство: ИД Ганга
Год: 2015
Страниц: 130
Формат: rtf, fb2
Размер: 10,6 Мб
Книга «Божества защитники Тибета» – первая в своём роде, ориентированная на самую широкую и неподготовленную аудиторию. Её цель – представить заинтересованному читателю обширный пантеон тибетских божеств защитников, или охранителей буддийской Дхармы.

Книга содержит истории и иконографические изображения наиболее известных дхармапал Тибета, а также корректное тибетское написание полных имён божеств, лам линий передачи и связанных с этими историями мест.

Скачать c turbobit.net Божества-защитники Тибета (10,6 Мб)
Скачать c depositfiles.com Божества-защитники Тибета (10,6 Мб)



Роберт Бир - Тибетские буддийские символыТибетские буддийские символы
Автор: Роберт Бир
Издательство: М.: Ориенталия
Серия: Самадхи
Год: 2013
ISBN-13: 978-5-91994-027-2
Страниц: 337
Язык: Русский
Формат: PDF (Оригинал)
Размер: 35 мб

Первый исчерпывающий справочник подобного рода, книга является порталом в богатый, многогранный и глубокий символизм священного искусства Тибета.

Автор и художник Роберт Бир предлагает заинтересованному читателю совершить увлекательное путешествие в сложный мир символов и атрибутов, встречающихся в изобразительной традиции тибетской буддийской тханка-живописи.

Краткие описания сопровождают искусно прорисованные графические иллюстрации, раскрывая источники происхождения и значение символов.

 
Скачать с dfiles.ru Тибетские буддийские символы (35 мб)
Энциклопедия тибетских символов и орнаментовЭнциклопедия тибетских символов и орнаментов
Автор: Бир Роберт
Издательство: Ориенталия
Год: 2011
Страниц: 428
Формат: pdf
Размер: 54,57 мб
Качество: хорошее
Язык: русский

В "Энциклопедии тибетских символов и орнаментов" охвачен весь спектр символики и атрибутики тибетского буддизма.

Материал, использованный автором при написании этой работы, имеет высочайшую культурологическую ценность, представляя собой оригинальные изображения, обнаруженные и систематизированные им в ходе многолетнего исследования искусства Тибета.

Книга воспринимается читателем как увлекательное путешествие по различным уровням и категориям глубочайшего символизма тибетского буддизма.

Скачать с turbobit.net Энциклопедия тибетских символов и орнаментов (54 Мб)
Скачать с depositfiles.com Энциклопедия тибетских символов и орнаментов (54 Мб)
Определитель буддийских изображений/Терентьев А.Определитель буддийских изображений
Автор: Терентьев А.
Издательство: Нартанг
Год: 2004
Страниц: 302 (в оригинале)
Язык: параллельные тексты на русском и английском языках
Формат: pdf
Размер: 16 Мб

От издателя: Данное справочное пособие по буддийской иконографии является расширенным переизданием работ автора, опубликованных в 1981-1995 гг.

В книге охватывается вся система иконографии северного буддизма: приводятся таблицы иконографических элементов с их санскритскими, тибетскими, русскими и английскими названиями, предлагается стандарт описания буддийских изображений, на основе которого создан определитель с базой данных, включающей около 5000 образов и 7000 имён. Публикуемая здесь первая часть этого определителя позволяет идентифицировать 1052 образа или, наоборот, - узнать по имени, как выглядят примерно 1500 буддийских персонажей.

Скачать с turbobit.net Определитель буддийских изображений (16 Mб) 
Скачать с depositfiles.com Определитель буддийских изображений (16 Mб)
Сборник изображений 300 бурханов (по альбому Азиатского музея) Сборник изображений 300 бурханов (по альбому Азиатского музея)
Автор: С.Ф.Ольденбург
 Издательство: Типография Императорской Академии Наук,       Санкт-Петербург
 Год: 1903
 Страниц: 116
 Серия или Выпуск: Bibliotheca Buddhica
 Язык: русский, тибетский
 Формат: djvu / pdf (другой скан)
 Размер: 17 Мб

В 30-е годы XIX века барон Шиллинг фон Канштадт передал в Азиатский Музей Кунсткамеры (ныне входит в Этнографический музей) ряд ксилографов. Среди них находился очень важный для буддийских художников сборник иконографических прорисовок, известный как "Древо собрания трехсот изображений" или "Сборник изображений трёхсот бурханов".

Бурхaн — это буддийский идол, изображение святого у монголов - общее название высших богов ламаистского пантеона (в переводе с монгольского - "боги").

Издательская серия “Bibliotheca Buddhica”, собрание буддийских текстов, издаваемых Императорской Академией наук” принадлежит к числу наиболее масштабных проектов, инициированных Российской Академией наук при непосредственном участии акад. Ф. И. Щербаткого и акад. С. Ф. Ольденбурга. В рамках этой серии (5 томом) в 1903 году
 был издан "Сборник изображений 300 бурханов (по альбому Азиатского музея)".

Работа должна была состоять из двух частей. В первой части публиковались сами изображения с указателем, во второй части должно было быть описание. К сожалению, вторая часть с описанием так и не была опубликована.

Скачать с turbobit.net Сборник изображений 300 бурханов (17 Мб)
Скачать с depositfiles.com Сборник изображений 300 бурханов (17 Мб)
Buddhist Art in India Buddhist Art in India
Автор:Грюнведель Альберт
Название:Buddhist Art in India / Буддийское искусство Индии
Издательство:Bernard Quaritch. London
Год:1901
Язык: Английский
Формат:PDF
Размер:28 mb

Проф. А. Грюнведелю принадлежит честь первой попытки дать систематический обзор одного из главных отделов индийского искусства – буддийского. Книга эта уже в первом издании обратила на себя внимание специалистов, и второе, несколько дополненное и исправленное издание, ещё больше укрепило за проф. Грюнведелем право считаться одним из лучших знатоков искусства Индии.

В общих чертах, картина развития буддийского искусства в Индии представлена Грюнведелем так: ни один значительный памятник буддийского искусства Грюнведель не относит к периоду ранее III в. до н. э.; развитие буддийского искусства в Индии по Грюнведелю продолжается до VI-VII вв.; в странах не индийских, принявших вместе с буддизмом и его искусство, оно ещё продолжает развиваться до XIII-XIV вв.; в начале в ходу камень, затем постепенно он заменяется деревом, глиной, металлами, и искусство переходит в ремесло.

Конечно, со времени выхода книги в ориенталистике уже наработан большой материал и опубликовано большое количество специализированных исследований по тем или иным отделам индийского искусства, получены новые данные археологии и т.д., и многие положения, отмеченные в исследовании А. Грюнведеля, могут уже считаться устаревшими и спорными. Однако, книга несомненно станет интересна всем, кто интересуется культурным наследием буддизма в Индии, как представляющая одну из значительных вех развития западной науки о Востоке.

Скачать с turbobit.net Buddhist Art in India/Буддийское искусство Индии (28 mb)
Скачать с depositfiles.com Buddhist Art in India/Буддийское искусство Индии (28 mb)


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека