Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Зарождение раннебуддийской сангхи в Индии

Кто такие буддисты? Как ответили бы на подобный вопрос современные буддисты? Кто-то сказал бы, что буддисты - это последователи Будды и его учения. Точный ответ, но и он оставляет возможность для неверного истолкования. Буддисты, например, не являются последователями Будды в том смысле, в котором христиане являются последователями Христа, ведь Будда не рассматривается в ипостаси Бога; Будда не учил своих учеников, как прийти к Богу. В самом деле, Будда даже не настаивал на том, что его учение является единственным и истинным источником мудрости, однако утверждал, что перед его учениками стоит совершенно особая практическая задача, причем преследующая некую пользу.

Можно иначе ответить на этот вопрос, и ответ будет таков: буддисты практикуют дхамму (пали) или дхарму (санскрит), которая означает истина, закон или учение. Тем самым буддисты подчеркивают, что учение Будды несет, в себе истину и что они на практике осуществляют то, что проповедовал Будда, - праведную жизнь, которая доступна каждому.

Еще один ответ на наш вопрос. Буддисты - это те, кто входит в сангху. Сангха означает общину. Буддийская монашеская община, по-видимому, явилась первой сложившейся монашеской организацией в истории религиозных движений. По легенде, она ведет свою историю от тех учеников и последователей Будды, которые, порывая с мирской жизнью, шли к нему, ища спасения на указанном Сиддхартхой пути. Только порвав со всеми привычками земными интересами и связями, став нищим (бикху, бикшу), бродячим монахом, можно было, по мнению ранних буддистов, получить возможность достижения нирваны. Согласно канонической литературе, Будда установил в складывавшейся монашеской организации порядок, образцом которого служила сельская община, разрушавшаяся под натиском новых жизненных условий. Сельская община называлась "сангха". Так же стали называться, и продолжают называться сейчас во многих буддийских странах монашеская община и буддийское духовенство страны в целом.

Первоначально сангха не имела четкой организационной структуры. Формально она состояла из четырех собраний (паришад): ушедших от мира монахов, монахинь, мирян- последователей буддийской доктрины (упасака) и мирянок (упасика). Буддизм не чуждался "житейских" проблем. Поэтому представление о буддизме, как о чисто монашеском движении, далеком от повседневных материальных нужд, следует считать ошибочным.

Отделить легендарное от действительного в ранней истории индийской сангхи почти невозможно

По-видимому, первоначально это были сравнительно небольшие группы странствующих аскетов (не менее шести человек), складывавшиеся вокруг завоевавших уважение и авторитет проповедников, собирались в каком либо уединенном месте на период дождей и, пережидая этот период, образовывали нечто вроде микрообщины. Вступившие в общину обычно отказывались от всякой собственности (бхикшу - буквально "нищий"). Они обривали голову, облачались в лохмотья, преимущественно желтого цвета, и имели при себе лишь самое необходимое-кружку для сбора подаяний, миску для воды, бритву, посох. Большую часть времени они проводили в странствиях, собирая милостыню. Ходить с посудой от двери к двери и просить милостыню - это нищенствование, но нищенствование, делаемое не под угрозой и по обману. Это нищенствование человека, который верит в то, что его научат, как избавиться от всех страданий в этом мире и как найти путь к избавлению от заблуждений. /1/Во взаимоотношениях этих групп были две тенденции. Они конкурировали друг с другом и в то же время для усиления стремились к организационному сближению. Эти тенденции в канонической литературе нашли отражение в форме рассказов о так называемых "соборах", собраниях сангхи, на которых вырабатывались основные положения догматики и уставные монашеские требования, якобы направленные против еретиков, искажавших первоначальное учение Будды. Природные условия Индии заставляли на дождливый период (июнь-сентябрь) всех монахов той или иной общины собираться вместе, так как возможность передвижения по стране в это время резко сокращалось. В остальные месяца года члены общины разбредались по городам и селам, собирая подаяния и проповедуя учение о спасении. Места, где монахи собирались в дождливый период, назывались вихарами. Они стали основой будущих монастырей.

Кушать они имели право лишь до полудня, причем только вегетарианскую пищу, а затем до зари следующего дня нельзя было брать в рот ни крошки. В пещере, заброшенном строении бикшу пережидали период дождей, расходуя время на благочестивые размышления, беседы, практикуясь в искусстве сосредоточения и самоудержания (медитация) разрабатывая и совершенствуя правила и теории своего учения. Близ мест их обитания умерших бикшу обычно и хоронили.

В последствии в честь становившихся легендарными деятелями раннего буддизма на местах их захоронения буддистами - мирянами возродились могильные сооружения. Памятники - ступы (куполообразные строения), так возникали монастыри. Постепенно группы монахов-единомышленников росли и организационно укреплялись. В 3 веке до н.э. в них была уже строгая дисциплина и сложившаяся иерархия. Во главе групп обычно становились выходцы из богатых знатных семей. Почти всем известным ученикам Шакьямуни приписывается принадлежность к знатным и богатым родам. Именно они и руководили сангхой. Рядовые бикшу были слугами наставников, послушниками. Известно, что, понимая значение новой религии для управления обширным многоплеменным государством, Ашока принял ряд мер для поддержания авторитета и организационного усиления буддийской общины. Различные источники свидетельствуют, что в направление Ашоки в общине имели место острые разногласия по догматическим и дисциплинарным вопросам, что в разных местах империи происходили столкновения между буддистами и представителями других региональных направлений.

Среди эдиктов Ашоки, посвященных утверждению буддизма, представляет особый интерес так называемый "эдикт о расколе", свидетельствующий о том, что в последний период правления Ашоки государственная власть не только контролировала деятельность сангхи, но и вмешивалась в ее внутренние дела. "Община монахов и монахинь, - говорится в эдикте, - сделана единой (samage kate) и (пусть это единство сохраняется) при моих сыновьях и внуках, пока светит солнце и месяц" /3/ Ашока организовывал собрание сангхи, на которых, обсуждались и решались вопросы ее организации для достижения единства. Одно из таких, наиболее значительных, собраний некоторые буддийские источники трактуют, "как третий Собор сангхи в Паталипутре".

Есть основание считать, что в период правления Ашоки при активном содействии государственной власти, буддийская сангха впервые оформляется как более или менее единая, тесно связанная с государством церковная организация- первая в истории буддизма.

Организационные принципы санги были разработаны сравнительно рано, они вошли в первую часть канона, в Виная-питаку, некоторые разделы которой считаются древнейшими по времени написания во всей Типитаке (тройная корзина и переводится как "три корзины мудрости").

 


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека