Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

МЕДИТАЦИЯ НА ЛАМРИМ

И ещё о драгоценности человеческой жизни

Наставления, которые вы сейчас держите в руках, это очень ценные наставления. Они предназначены не для всех. Для тех людей, которые искренне хотят заниматься практикой, эти наставления очень полезны. Я собирал эти наставления у разных мастеров. У одного одно наставление, у другого - другое. Каждое наставление подобно бриллианту. Я собрал их все вместе как бриллианты. И я собрал их в правильном порядке, вместе с наставлениями от моего духовного наставника. Я записал эти инструкции, когда я медитировал. Когда я занимался медитацией на вершине горы, я делал записи. Потом я дал вам краткие наставления во время ретрита по Ламриму. А сейчас я хочу дать вам более подробные наставления, более подробные комментарии. Потому что сейчас, возможно, вы знаете каждое слово этих инструкций, но только как слово. Вы думаете, что и это вы слушали, и это вы уже слышали. Но внутренне вы еще не понимаете. Я раньше тоже, слушая Ламрим, думал, что я все это слышал и знаю. Но это не так. Даже своего хорошего друга вы можете узнать только с некоторых сторон, а глубоко внутренне можете и не знать. Как он внутренне меняется, вы можете не знать. Так и буддийское Учение, можно много раз слышать и не понимать. Например, я три года учу и говорил уже о драгоценности человеческой жизни, и некоторые ученики могут сказать: "- О, наш Учитель опять говорит о драгоценной человеческой жизни, о непостоянстве и смерти. Почему он не дает Тантру?" Этому есть причина. Потому что, то о чем я говорю, является фундаментом. Два года я давал вам обзор, общую картину буддизма. В России очень много разных книг с описанием буддизма. Но я даю вам здоровый буддизм, не узкий. Направлений буддизма много, внутри направлений много разных школ. Все школы надо уважать. Надо хорошо знать. что такое Хинаяна, Махаяна, Тантра, какая связь между нами. Нет плохих направлений, в каждом направлении есть хорошие и плохие мастера. Но говорить, что это плохая школа, а это хорошая - нельзя, потому что вы этого не знаете. В Москве есть всякие люди, и хорошие и плохие, но нельзя говорить, что в Москве люди только плохие. То же и о буддийских школах. Самому надо становиться хорошим. Это мои мысли и я даю вам общее Учение буддизма. Сейчас есть люди, которые понимают, что такое Сутра, что такое Тантра, какое между ними различие, как практиковать их вместе. Раньше некоторые говорили, что Сутра - это плохо. Зачем говорить, если вы не знали сути этого. Понятно? Это очень важно. Сейчас у вас есть хороший фундамент, и вы можете по-настоящему практиковать. Раньше я давал много лекций и мало практики, только общее учение, т. е. мы только чертили чертеж для строительства будущего дома. Все детали, подробно - для чего Тантра, три уровня Тантры, махаанутара Тантра, отцовские, материнские, недвойственные Тантры, что главное в каждой Тантре, т. е. как стать буддой. Теперь вы видите, как построить ваш дом.

Теперь я вам буду детально рассказывать, как построить дом реально, на земле. Раньше были общие указания, чертеж. Этот дом надо строить в вашем уме и потом придет состояние будды.

Я уже дал вам детальные наставления по практике Гуру-йоги и как совершать ретрит. Это вы уже все знаете. Вы действительно можете делать ретрит, посвященный Гуру-йоге. Длительность ретрита может быть одна - две недели, пока достаточно. После того, как вы совершите одно- или двухнедельный ретрит по Гуру-йоге, вы совсем не бросайте заниматься Гуру-йогой, но можете уйти в  ретрит, посвященному драгоценной человеческой жизни.

Цель ретрита, посвященного Гуру-йоге - это создать базу, основание, накопить заслуги, очистить все негативное. Когда хотим получить хороший урожай, то в начале мы удаляем с поля все камни. Затем орошаем его и вносим удобрения. Вот на таком подготовленном поле мы можем  вырастить богатый урожай. Ту же цель выполняет практика Гуру-йоги. Когда вы подготовили почву, вы можете уже в нее сажать семена размышления о драгоценной человеческой жизни и о непостоянстве и смерти. И затем полную реализацию Сутр и Тантр. Тогда вы сможете достичь состояния Будды.

Сейчас я более подробно объясню вам, как следует медитировать на драгоценной человеческой жизни. Это наставления для ретрита, который вы можете совершить в будущем. Вы получили передачу практики. Не имея передачи практики, если вы попробуете заниматься только на основе этих наставлений, просто прочитав их, ваша медитация не будет успешной. Необходимо, чтобы наставления исходили из уст живого духовного наставника, и чтобы вы непосредственно их слушали, и только тогда ваша практика будет успешной. Я получил эти наставления от своего Учителя, тот от своего, и эта линия преемственности ни разу не была прервана, т. е. все благословение там сохранено в полной мере. В Тибете говорят, что когда сила благословения, которую дают наставления, утеряна, тогда достичь реализации очень тяжело. Если кто-то прочел эти наставления и затем дал их вам, и создал на их основе новую теорию, то это не несет в себе благословения, поскольку отсутствует линия подлинной преемственности. Это очень важно знать. Я сам получил эти наставления от Его Святейшества Далай-ламы.

Когда вы сегодня будете слушать наставления, слушайте их с чистой мотивацией. Я уже говорил вам, что сосуд вашего ума должен быть свободен от трех недостатков сосуда ума. Первый недостаток, который может иметь сосуд ума - это то, что он перевернут. Тогда, если сосуд перевернут, нектар не может в него попасть. Такой перевернутый сосуд - это когда вы во время учения спите или чем-то другим занимаетесь, или думаете о чем-то.

Эти два часа концентрации - это тоже практика. Внимание, концентрация на слушание слов.”- Я ленивый, я не хочу много заниматься”, - так мой ученик может сказать. Но сейчас время специальное. Когда я слушал Учение, я думал, что это тоже специальная практика. Для меня это была самая большая практика, когда я слушал Учение от Далай-ламы и других Учителей. Вот в это время я менялся, мой ум менялся. Я понял свою ошибку, это моя ошибка. Для начала это самая сильная практика, которая дается через сердце. Это очень большая практика. Для  меня, я чувствовал, это очень полезно, все, что я слушаю, это очень полезно. Когда Далай-лама дает Учение Ламрим, даже старые Геше, которым 80 лет, приходят слушать. Не потому, что они раньше не слушали. Они все всё знают. Но когда слушают - это как медитация. С другой стороны, Далай-лама говорит, что это как специальные инструкции. Это так. Если ваш ум думает, что он уже все это раньше слушал, тогда вы не понимаете буддизм. Тогда вы знаете буддизм только поверхностно. Когда вы слушаете Учение еще раз, то вам может открыться другая сторона Учения. Вы сможете сказать, что ваше понимание Учения о драгоценной человеческой жизни стало лучше. Тогда вы не только знать будете, но и понимать. Все будете чувствовать, что это так. Это хорошее знание.

Сейчас я тоже буду говорить о драгоценности человеческой жизни, но с другой стороны. Если люди думают, что я повторяюсь, то они просто не понимают.

Второй недостаток, который может иметь сосуд - это дырка. В таком сосуде не задержится нектар, который вы в него льете, все выльется. Это когда вы слушаете Учение и тут же забываете его. Почему это происходит? Потому что у вас нет осознанности, внимательности. Когда вы слушаете осознанно, то это останется внутри вас. Когда вы не вполне внимательные, то вы слушаете, но не вполне осознанно. Вот такое состояние называется "дырявый сосуд". Вы внимательно смотрите телевизор, ваш друг вам что-то говорит, и вы вроде бы слушаете его. Но когда он спрашивает, что он сказал вам, вы затрудняетесь с ответом. Вы не поняли его. Почему? Потому что вы невнимательно слушали его. Если бы вы слушали его внимательно, то вы бы знали все, о чем он спрашивает. Вы как бы наполовину смотрели телевизор, наполовину слушали его. Наше Учение тоже надо внимательно слушать.

Третий недостаток -  это "загрязненный сосуд". Какой бы драгоценный нектар не налить в грязный сосуд, нектар загрязнится. Понятно, да? Иногда люди десять лет слушают буддийское Учение, пятнадцать лет занимаются Сутрой, Тантрой, все знают. А когда поговоришь с ними, то думаешь, что лучше бы они вообще не занимались буддизмом. Потому что нектар буддизма налит в грязный сосуд. Человек рассуждает о Махаяне, Тантраяне, думает что он очень высокий (продвинутый). Это испорченный нектар. Здесь пользы нет, а много вреда. Поэтому очень важно, чтобы сосуд вашего ума был чистый. Не нужно слушать Учение с мыслью, что вы станете особенным человеком, эзотериком, люди будут вас уважать, у вас будет "третий глаз". Такая мотивировка неправильна. Самая лучшая мотивация это: “- Я хочу стать лучше. Сейчас в моем состоянии ума есть много ошибок, много грязи (омрачений). Это надо чистить. Я должен стать добрым человеком, не только ради этой жизни, но и ради будущей. Ни машину, ни богатство, даже это тело я не смогу взять в следующую  жизнь, поэтому надо готовиться к будущей жизни. В настоящее время главное для будущей жизни - это Учение Будды, Сутра. Это настоящая драгоценность. Это очень полезно. Этот бриллиант я буду переносить из жизни в жизнь, это будут хорошие качества моего ума. Это настоящий бриллиант. Хорошие качества моего ума сделают счастливым меня и других людей. Если я не стал буддой, ничего страшного, я стану хорошим добрым человеком с сильным умом, обладающим хорошими качествами. В таком состоянии я могу помогать людям, потому что для этого у меня будут силы. Когда я стану буддой, я смогу помогать большему числу людей. Это моя цель. Когда я был маленьким, я очень зависел от других людей. Меня всему учили, всем обеспечивали, едой, одеждой. Учили меня разговаривать. И это не только в этой жизни. Много жизней подряд я зависел от других. Другие люди нам помогают... Сейчас мне надо практиковать, чтобы стать полезным другим". Эта мысль близка бодхичитте.  Это еще не бодхичитта, но уже близко к ней. Когда у вас появятся такие чувства, вы можете стать бодхисаттвой, а затем уже буддой. Вот это правильная мотивация. Тантра, высокая Тантра - это все слова, это не полезно. Но с правильной мотивацией все будет полезным. Поэтому всегда имейте правильную мотивацию. Я начал изучать буддийскую философию не с детства. Я стал монахом в 25 лет. Другие с детства становятся монахами. У меня все было иначе. В 17 лет я учился в школе и у меня был хороший Учитель, из-за которого я и стал буддийским монахом. Если бы я его не встретил, я бы, наверно был "высоким тантриком",  с пучком волос на затылке. Один мужчина мне говорил, что он "тантрический мужчина", а вот это его "тантрическая женщина (партнерша)". (Смех.) Это как для других водка является нектаром. Благодаря встрече с Учителем, владевшим живым Учением, я стал тем, кто я есть. Мой Учитель всегда говорил, что много или мало знать - это не самое главное. Самое главное - это чистое знание. Понятно? В чистом сосуде хоть мало нектара, но это очень полезно. В грязном сосуде хоть и много воды, это только тщеславие. “О, у тебя нет столько воды, а у меня ее много”. Это не полезно. В Тибете у нас очень часто, например, старая женщина говорит, что она очень мало знает. Но знания ее чисты. Во время смерти они очень пригодятся. Это очень важно, знать хоть и мало, но чистого и полезного. Конечно, иметь знание чистое и много - это самое лучшее. Поэтому я желаю вам, главное, быть чистым сосудом, а объем знаний не так важен. Если же сосуд не чист, то вообще нет пользы (в приобретении знаний). Чистота сосуда - это мотивация: иметь знания для будущих жизней и ради счастья всех живых существ, для изменения ума в лучшую сторону, для обретения силы ума. Тогда слушание Учения - это настоящая буддийская практика.

Это дает вам настоящее счастье. Это корень  настоящего счастья. Без этого нет корня духовности. Имея это, вы становитесь настоящим духовным человеком.

Нужно тренировать ваш ум, чтобы преодолеть омрачения. А их очень трудно  преодолеть, и с ними сражаться надо очень искусно. Медитация о драгоценной человеческой жизни создает очень хорошую основу для того, чтобы избавиться от омрачений. Когда вы будете медитировать на драгоценной  человеческой жизни, вы поймете смысл жизни. Если вы не будете понимать смысл жизни, то все, что бы вы ни делали, будет пустой тратой времени. Вы будете счастливы очень краткое время, как сгорает бумажный лист.

Если вы понимаете смысл жизни, то вещи вам не будут мешать. Никакие трудности не будут мешать вашей практике. Если рядом Учитель и духовные друзья, ваше состояние ума хорошее. А если рядом их нет, то вы становитесь  другим. Почему? Потому что нет хорошего понимания драгоценности человеческой жизни. Медитация о драгоценности человеческой жизни поможет вам изменить "бумажное" состояние ума на "золотое" состояние ума. Когда ваш ум приобретет устойчивость, как у золота, то ничто вам не может помешать. Появляется стабильность. Ум в состоянии "бумаги" не может быть стабильным.

Кроме того, медитация на драгоценности человеческой жизни даст вам силу, чтобы продолжать вашу практику. И в-третьих, - эта медитация сделает вас действительно, по-настоящему счастливым. Вы поймете, что вы по-настоящему богаты. В настоящей момент вы еще не понимаете, что такое настоящее богатство. Мой Учитель рассказывал, что у одного человека в доме был бриллиант, но он не понимал этого -когда же он поймет, что у него в доме есть такое, то он будет очень счастлив. Вот так же драгоценность человеческой жизни, это очень . Многие из предыдущих жизней не были драгоценными. Но уж если она есть, то использовать ее нужно как следует.

Сейчас я дам вам объяснения. Вначале прочтите, а затем я буду по каждому положению давать комментарий.

 Медитация о драгоценной человеческой жизни.

1.   Определение драгоценной человеческой жизни.

 Наличие 8 свобод и 10 благих условий.

Восемь свобод от: мира адов, мира голодных духов, мира животных, мира богов, рождение в отдаленных от учения районах, рождения неполноценным человеком, приверженности к ложным взглядам, неприязни к Будде.

 Десять благих условий:

Рождение в человеческом облике.

Присутствие всех органов чувств.

Рождение в центре.

Несовершение тяжких преступлений.

Вера в Дхарму.

Существование в этом мире Будды.

Существование Дхармы.

Существование последователей Дхармы.

Существование моего духовного наставника, который дает мне Учения.

Помощь от других.

2. Значимость драгоценной человеческой жизни.

Значимость с точки зрения временных целей.

Освобождение от низших перерождений.

Освобождение от Сансары.

Значимость с точки зрения абсолютных целей.

Достижение состояния Будды.

3. Редкость драгоценной человеческой жизни.

Редкость с точки зрения причины.

Редкость с точки зрения количества.

Редкость с точки зрения примера.

В результате медитации развивайте решимость: “Я получил очень редкую человеческую жизнь. Это драгоценная человеческая жизнь и я не потрачу ее впустую”. Ретрит на тему драгоценной человеческой жизни делать одну неделю.

В будущем, когда вы будете заниматься медитацией или будете совершать ретрит о драгоценности человеческой жизни, ретрит должен состоять из четырех сессий. Вначале очистите дом и внутри и снаружи. Все должно быть очень чисто. Потому что во время вашего ретрита все Будды и Бодхисаттвы, все великие Учителя будут присутствовать в этом месте. И вы в действительности должны чувствовать, что они там присутствуют, чтобы помочь вашей практике. Тогда ваша медитация не будет сухой, не будет бесплодной. Это будет действительно очень сильный ретрит. Будда говорил, что когда бы у людей ни возникла  сильная вера в то, что он здесь присутствует, в таких случаях он всегда будет присутствовать. В Тибете одна старая женщина имела очень сильную веру в Будду, но у нее было небольшое знание Дхармы. Но знания, которые она имела, были очень чистыми. У нее был один сын - бизнесмен. Он занимался бизнесом и в Тибете и в Индии. И когда он отправлялся в Индию, она просила его привезти какую-нибудь буддийскую реликвию. Реликт Будды, косточку, мощи Будды. Чтобы она могла простираться перед ними и заниматься своей практикой. Ее сын все время забывал об этом. И однажды она сказала ему, что если он и в этот раз не привезет ей мощи Будды, то она очень рассердится на него и уйдет из этого дома. И он снова забыл. На обратном пути он вспомнил свою мать и подумал, что же ему делать. Он огляделся по сторонам и увидел мертвую собаку. Он выдернул у собаки один зуб, очистил его, орошил его благовониями. Затем завернул его в какой-то драгоценный материал и положил в маленькую шкатулочку. Когда он встретил маму, она спросила его, где ее реликвия. И он отдал ей шкатулку. У матери была сильная вера  в Будду. Она положила шкатулку на алтарь и каждое утро молилась, делала подношения, простиралась. Через год из шкатулки появился свет.  Когда открыли шкатулку, то у видели, что зуб собаки превратился в маленькую фигурку Будды. Они очень удивились этому. Сын был поражен и рассказал своим друзьям, что вера его матери настолько сильна, что трансформировала зуб собаки в статуэтку Будды. Это подтверждает слова Будды о том, что если кто-то будет верить в его присутствие, то он всегда будет присутствовать там, где в это верят.

Когда вы будете смотреть на статую Будды, думайте о том, что здесь действительно есть Будда и божества. Совершенно точно, что они присутствуют здесь. И тогда они будут здесь присутствовать. Это очень особое Учение, которое очень полезно. Когда Атиша в первый раз приехал в Тибет, многие тибетские ученики просили  его дать им разные учения: шесть йог Наропы, Махамудру, Дзогчен. Атиша всегда говорил, что прежде всего необходимо Прибежище и вера, без этого нельзя. Иногда люди говорят, что Прибежище - это Учение Атиши, потому что он дал его. Атиша был необыкновенно добрым учителем для тибетцев.

Итак, очищаем дом, потом с сильной верой в присутствие здесь Будды, божеств и бодхисаттв приступаем к медитации о драгоценной человеческой жизни. Вначале молитва. Произнося  слова “ Ом муни, муни, маха муние соха”, вы должны четко понимать, что Будда - самое главное, это корень всего, Будда Шаньямуни. Он в центре всегда. Далай-лама всегда говорит, что наш корень - Будда Шаньямуни, в него надо верить. (Смена кассеты.)

В прошлых жизнях у меня уже были драгоценные человеческие жизни, но я не понимал их драгоценности,  я терял это время. Очень много драгоценного времени я терял. Сейчас я получил драгоценную  человеческую жизнь и буду заниматься медитацией, чтобы получить настоящее понимание драгоценности человеческой жизни. - это будет полезно не только мне, но и другим. Пожалуйста, благослови меня.

В первый момент после чтения “Ом муни муни, маха  муние соха” из сердца Будды исходит белый свет, очищая ваши привязанности, которые мешают вашей реализации драгоценной человеческой жизни. Читаем мантру. Из сердца Будды исходит желтый свет благословения. Белый свет очищающий, желтый свет благословляет. Вы чувствуете, как Будда, Бодхисаттвы, все ваши Учителя благословляют вас. Ваш ум стал правильным сосудом, который  занимается медитацией драгоценной человеческой жизни. После окончания чтения мантры вы занимаетесь аналитической медитацией. (Руки опускаются в положение для медитации). Во время аналитической медитации полезно иметь перед собой перечень пунктов, тем для медитации, на случай, если вы что-то забудете. Я когда забывал какой-то пункт, то немного приоткрывал глаза и читал, что идет следующим пунктом. Это не мешает.

 

Вопрос. А где находится лама Цонкана, он же был в центре поля, Прибежища?

 

Ответ. Будда Шакьямуни находится  в сердце ламы Цонканы.

 

Затем вы начитаете аналитическую медитацию. Первое - вы определяете, что такое драгоценная человеческая жизнь. Вы не сможете познать, в чем драгоценность человеческой жизни, если вы не будете медитировать на 18 ее характеристиках. Если вы не проведете сравнение, то вы не сможете даже определить, какой из двух магнитофонов лучше.

Итак, вначале вы размышляете о тех восьми свободах, которые вам дает драгоценная человеческая жизнь. Что в данном случае понимается под свободой? Обсуждаемая сейчас свобода не является той свободой, что вы можете поехать на Черное море и там поспать на бережку. Здесь имеется в виду свобода для того, чтобы заниматься духовной практикой. Свобода для того, чтобы заняться излечением своих ментальных недугов. Вы страдали от них в течение многих жизней. Но именно сейчас,  получив драгоценную человеческую жизнь, у вас есть свобода, для того, чтобы полностью излечиться от ментальных недугов. Если вы на этот раз не излечитесь от ментальных недугов, то вам будет очень трудно освободиться от Сансары. В настоящий момент, получив драгоценную человеческую жизнь, вы находитесь в самой благоприятной ситуации. Шантидэва говорил, что получить драгоценную человеческую жизнь подобно тому, как если бы вам была нужна лодка для того чтобы переплыть океан Сансары, и вдруг вы эту лодку (драгоценную человеческую жизнь) получили. Эта лодка будет находиться возле вас очень короткое время. И если вы не воспользуетесь этой лодкой сразу, а пойдете куда-то собирать фрукты или побежите за радугой, то вы потеряете возможность ею воспользоваться. Это будет очень не мудро. И если вы вместо того, чтобы воспользоваться лодкой, будете гнаться за радугой или заниматься чем-то еще, то вы превратитесь в объект жалости и сострадания Бодхисаттв. И сколько бы вы ни воображали себя умным, на самом деле вы будете представлять объект для жалости.

 Итак, вначале вы думаете о том, что я получил свободу, потому что я не родился в мире ада. Вы должны думать следующим образом. Я могу умереть в любой момент. В моем уме есть много причин для того, чтобы я родился в аду, в одном из адов. То место, в котором вы родитесь, наделяется вам не богом, оно определяется причиной, которая находится в вашем сознании. На земле много семей, (где можно родиться). Это как вода, может течь сюда или в другое место. Зависит от условий. В настоящий момент в нашем сознании существует много причин, которые могут нам обеспечить рождение в аду. Просто пока они еще не встретились с условиями. Дело не в том, что нет причин, а дело в том, что причина пока не встретилась с условиями. Но когда эта причина встретится с условием, то она, причина, прорастет. Поразмышляйте, исследуйте ситуацию таким образом. В этой жизни я человеческое существо. Но я создал очень много негативной кармы в этой жизни, поэтому я создал очень много причин для того, чтобы не родиться человеческим существом в следующий раз. Затем представьте, что вот именно вы можете родиться в аду. Скажите себе, что я могу умереть завтра и могу получить рождение в аду, именно я. Будет ли у меня там в аду возможность заниматься медитацией и будет ли у меня там в аду свобода заниматься духовной практикой? Представляйте себе те необыкновенный (жуткие) страдания ада. Когда вы испытываете невыносимые страдания, то у вас нет времени заниматься практикой Дхармы. Все ваше время уходит на размышления о том, как вы можете избавить себя от боли, которую вы испытываете в настоящий момент. Итак, вы понимаете, что если вы рождаетесь в аду, а вы можете там родиться, то у вас не будет вот этой свободы для занятия духовной практикой. И далее вы думаете, что на этот раз вы не родились в аду, вы - человеческое существо. Много разных богатых людей раньше умерло и сейчас умирает, но я не хочу так бездарно прожить свою жизнь. У вас возникнет сильное чувство о драгоценности вашей жизни. Это первое положение.

Затем - вторая свобода, которую вам дает драгоценная человеческая жизнь. Это свобода от рождения в мире голодных духов. Размышляйте подобным же образом. Процесс размышления похож. Вы понимаете и осознаете, что вы создали много причин для того, чтобы родиться в мире голодных духов. Это можно логически доказать. Это настоящая ситуация, ее знать очень полезно. Когда человек болеет и знает настоящую ситуацию, он будет осторожен. настоящее счастье придет после лечения. А сейчас это краткое счастье, это не настоящее счастье. Так думают мудрые люди. Самое главное - стать мудрым. Очень важно представить себе, что вот именно вы можете там родиться, в этом мире. Не кто-то другой, а именно вы. Вы не будете чувствовать, если там родится другой. Думайте, сможете ли вы справиться с этой ситуацией, оказавшись голодным духом, и будет ли у вас там свобода для практики Дхармы. Нет, не будет. Я давал вам уже пример этого ощущения. Вы необыкновенно голодны, вы испытываете страшную жажду. Вот здесь у меня стоит вода в чашке, и вот я вам предлагаю драгоценное Учение. Вы - голодный дух. Я вас спрашиваю, что вы выберете, чашку с водой или драгоценное учение, которое вас полностью освободит от Сансары?  Если вы будете испытывать муки жажды в этот момент, то вы скажете, что освобождение от Сансары неважно, а важна сейчас чашка с водой. Голодные духи всегда думают о воде и еде. Есть практика  Пятнадцать лет ею занимался. Это когда два дня не кушаешь, один день - только обед кушаешь, после обеда не принимаешь ни пищи ни воды. Занимаешься матрой ”Ом мане пеме хум”, есть такая специальная практика. В это время я очень хорошо понимал драгоценность человеческой жизни. Я думал, что если бы я родился голодным духом, то очень трудно. Если только слушать слова, это только информация. В Тибете говорят, что когда вы стукнетесь носом об землю, тогда поумнеете. Пока вы не встретитесь с чем-то лицом к лицу, вы не поймете, что это. Итак, вы говорите себе, что вот сейчас я не рожден в мире голодных духов. Сейчас я человеческое существо. И не просто человеческое существо, у меня драгоценная человеческая жизнь. У меня есть свобода, потому что я не рожден в мире голодных духов. Ощутив, что вы свободны от этого рождения в мире голодных духов, вы понимаете в полной мере, что обладаете второй свободой, которую вам дает драгоценная человеческая жизнь.

Затем третье положение. Во время аналитической медитации вы должны вырабатывать в себе определенные чувства. Каждое положение должно вызывать у вас разные чувства, свои чувства. Каждое положение должно вызывать у вас свое особое ощущение. И затем все эти ощущения в процессе медитации собираются вместе, и тогда в вас возникает вот это общее ощущение драгоценности. Все эти ощущения, собранные вместе, становятся лекарством драгоценной человеческой жизни. Это лекарство становится противоядием от основных омрачений, первое из которых - лень. Существует три разных типа лени. О них я расскажу в другой раз.

Это очень похоже на обычную медитацию. В Тибете, для того, чтобы приготовить лекарство, нужно иметь очень много трав. Их собирают по отдельности, затем их смешивают и получается совершенно особое лекарство для того, чтобы излечить какую-то одну определенную болезнь. Все точно так же. Будда называл лекарства такой  медицины второстепенными лекарствами. Лекарство, которое надо кушать, говорил Будда, это второе лекарство. Настоящее лекарство, которое дал Будда, - это понимание драгоценности человеческой жизни, непостоянства и смерти, Это настоящее лекарство. А то, что мы глотаем - это вторичное лекарство. Оно годится только для тела. Если ты умер, вторичное лекарство тебе не поможет. Будда пришел в этот мир, чтобы дать другое, специальное лекарство, которое описано во многих томах Учения. Это духовное лекарство. Лекарство медицины преследует другую, вторичную цель. Иногда люди медицинское лекарство считают главнымБудда говорил, что знание - это лучшее лекарство во времена упадка. Поэтому, если в России, в Тибете, в этом мире возродится буддизм, Учение Будды, это спасет мир как лекарство. Это надо понимать,  как лекарство. Понимание драгоценности человеческой жизни - это настоящее лекарство, к приему которого нужно себя готовить. Сейчас, я прямо скажу, вы не готовы принять его. Я два года читаю лекции и вижу, что некоторые мало меняются, потому что мало лекарства берут. Слушание и размышление о драгоценности человеческой жизни подготовят вас внутренне к приему этого лекарства, ментального лекарства, невидимого глазом. -Ваш ум станет очень спокойным, появится много энтузиазма. Времени мало, цель жизни - практика.

Свобода от рождение в мире животных. Жарко, да? Это не от погоды, а от того, что я рассказал вам о рождении в мире адов. (Смех). Вы так же размышляете о том, что завтра вы можете умереть. И что вы создали много причин для рождения в мире животных, собакой или бараном, овцой. Подумайте, сможете ли вы выносить страдания жизни животного. В действительности такое рождение возможно в настоящий момент. Просто еще причина не встретилась с условием. Представьте себе, что вы родились бараном, и что настала зима и очень холодно. В России это легко представить. Если дома у вас один день нет тепла, вы думаете, что умрете. А для барана вся зима такая. Если холодно и к вам придет Учитель, и будет говорить о Сансаре, вы ничего не поймете. Как можно заниматься практикой, если вы ничего не понимаете? Это время очень плохое. Сейчас я не баран и я очень счастливый. У меня есть драгоценная человеческая жизнь. Я раньше этого не понимал, я раньше не так думал. Я всегда думал, что у меня чего-то нет, одного, другого. Я не знал. какова главная цель жизни. Сейчас я думаю иначе. Я имею настоящий подарок - драгоценную человеческую жизнь.

Затем, свобода от того, что вы не рождены в мире богов. Вы можете подумать, что же в этом плохого, что  мы не рождены богами. Когда вы испытываете необыкновенное временное счастье, тогда вы не можете практиковать Дхарму. Я расскажу вам одну историю. Когда будете заниматься медитацией, вспомните ее тоже. Один принц обладал огромной верой в своего духовного наставника. Если ему случалось встретить своего духовного наставника, когда он ехал на слоне, он спрыгивал со слона, делал простирание перед своим духовным наставником и просил дать ему Учение. И благодаря этой практике он получил рождение в мире богов. Есть два вида богов: боги сансарические и несансарические. Здесь идет речь о рождении в мире богов Сансары. Ум этих богов еще не свободен от Сансары, не свободен от омрачений. Они несколько лучше человеческих существ и более счастливы. У них есть некоторый уровень  ясновидения, но они еще не свободны от Сансары, поэтому они называются сансарическими богами. В этом пункте речь идет о свободе от рождения в мире богов Сансары. Несансарические боги, такие  как Тара, Манджушри, Авалокитешвара, они свободны от Сансары, и их ум полностью свободен от омрачений. Они совершенны, в них нет никакой слабости, недостатков, болезней. Наши болезни имеют сильные корни - это неведение, эгоцентризм. Из них появляются все другие болезни. Не надо себя обманывать, думать, что вы какой-то особенный, тантрический. Надо строить хороший фундамент. Вредно не признавать свои болезни, это самообман.

Возвратимся к принцу. Когда он получил рождение в мире богов Сансары, его учитель отправился туда навестить его. Учитель хотел помогать ему жизнь за жизнью, поэтому он и отправился в мир богов Сансары, чтобы давать принцу Учения. Там он и увидел своего ученика. Принц, в теле бога, был окружен многими другими богами и богинями. Он увидел своего духовного наставника и издалека помахал ему рукой. Он сказал Учителю, что сейчас он очень занят и придет к нему позже. (Смех.) Во время медитации размышляйте над этой историей и подумайте, есть ли свобода для занятия духовной практикой, если вы рождены в мире богов Сансары. Принц был человеком очень искренним, чистым, занимался практикой с большим энтузиазмом. Но люди меняются в зависимости от ситуации. Попав в мир богов, принц утратил свою искренность и энтузиазм. Вот так и многие люди меняются в разных ситуациях.

На этом сегодня закончим.

Задавайте вопросы, чтобы понимание ваше было отчетливым.

Вопрос. Когда используется символ скрещенный ваджр?

 Ответ. Этот символ используется в тантрических практиках. Когда вы  устойчиво визуализируете себя в виде божества и имеете хорошее познание Пустоты.

Вопрос. Вы сказали, что важно выработать определенные чувства. Нужно ли, медитируя на разных мирах, ощущать ужас, страх, голод, холод?

Ответ. В крайности вдаваться не надо. Если вы будете слишком увлекаться, воображая себе все это, вы можете выйти за пределы медитации о драгоценной человеческой жизни и удариться в крайние представления. Когда вы делаете лекарство и смешиваете различные составляющие, вы должны знать правильную пропорцию. Если вы увеличите какую-нибудь составляющую, то лекарство может перестать быть им. Помните о том, что должна быть соблюдена правильная пропорция. Главный акцент нужно развить на чувстве, что вы очень счастливы от того, что не рождены в аду и т. д. Крайностью было бы вызвать в себе чувство несчастья от рождения в аду и других мирах. Настоящее лекарство очень строго составляется, все пропорции строго соблюдаются. Так и аналитические медитации. Их много, они очень разные и их надо правильно применять, тогда они для вашего ума будут лекарствами.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека