Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

СУТРА И ТАНТРА

ПРИЛОЖЕНИЕ.ОЖЕРЕЛЬЕ НЕКТАРОВ, ДАЮЩИХ ВЫСШЕЕ ИСЦЕЛЕНИЕ

Диалог между Кармаваджрой, наставником школы Ньингма Лхобрагом Кхенченом, и Бодхисаттвой Ваджрапани, имевший место в присутствии Чже Цонкапы в Лхо Браге в 1396 году.

Поклоняюсь Ваджрапани, Владыке Тайны!

«Тебя, явившего сущность ума (thugs-kyi ngo-bo) всех будд прошлого, настоящего и будущего, великого Ваджрадхару, Владыку Тайны, благословенного буддами, многочисленными, как пески реки Ганг, и обладающего памятью слона1, прошу преподать наивысшую из всех колесниц!

Тебя, богато украшенного всяческим благом, прошу даровать учение, основанное на истинных воззрениях, чуждое всем грубым и противоречивым взглядам!

Тебя, победоносного, прошу даровать учение, разрывающее сеть сомнений относительно воззрения (late), созерцания (smog) и действия (spied)!

Тебя, кладезь драгоценностей, прошу даровать учение, порождающее в нашей жизни непостижимое самадхи единства успокоения ума (zhi-gnas) и трансцендентного проникновения в суть (lhag-mthong, санскр.vipashyana)!

Тебя, посланника истины, прошу дать наставление, заливающее великим дождем Дхармы пылающий огонь оскверняющих страстей!

Тебя, горящего пламенем мудрости, прошу дать глубокое наставле­ние, сжигающее мусор веры в истинное и независимое самобытие вещей!

Тебя, воплощение красоты всех форм, прошу дать наставление, по­рождающее свободное от скверн блаженство, при мысли о котором глаза наполняются слезами!

Тебя, драгоценный камень, исполняющий желания, прошу дать необычайное наставление, несущее быстрое обретение Дхармакаи, немногословное, но глубокое по содержанию, и столь ясное, что человек, одаренный проницательным умом, услышав его, избавится от сомнений и

осознает его значение, и невежественный пастух также сможет понять слова и вникнуть в их суть - внемли просьбе Матибхадрашри2 и мольбе, исходящей от меня, Кармаваджры!»

Не успел я вознести эту молитву, как в мои уста проник необычайный вкус, и когда он разлился по моему языку, я почувствовал себя на вершине наслаждения. Это Твое милосердие, О Гуру!

Затем, не являя Своего тела, Своим непоколебимым голосом Он изрек:

•Кармаваджра! Донеси мои сокровенные слова до слуха Матибхад­рашри3! Эти сокровенные слова, которые изрекаю я, Ваджрадхара, есть мысль Отца Самантабхадры, речь, идущая от сердца Матери Самантабхадри! Дабы обрести высшее исцеление, величайшую из всех колесниц, ищи ясный свет самого ума (sems-nyid od-gsal)!»

Я, Кармаваджра, спросил: «Что есть в действительности ясный свет?»

Он ответил: «Кармаваджра! Ясный свет (разъясняется посредством) трех: сущности (ngo-bo), природы (rang-bzhin) и сострадания (thugs-rje)».

Кармаваджра спросил: «Можно ли совершить ошибку во время медитации на ясный свет? Или нет?»

Он сказал: «Твой вопрос необычайно хорош! Того, кто не достиг понимания, подстерегают ошибки. Я разъясню четыре положения: характер ошибки, признак ошибки, ее порочностъ, и плоды ошибки. Характер ошибки в отношении сущности таков: в целом, то, что мы называем «сущностью», есть изначально чистая пустота естественного состояния внутреннего самоосознавания (rang-gi rig-pa), свободная от воздействия внешнего многосложного сознания (shes-pa bcos-lhad), в которой нет ничего (внутренне) установленного. Когда человек пытается созерцать пустоту как таковую (strong-pa nyid), а не сосредотачивается лишь на этом отсутствии свойств, он совершает ошибку отрицания (истинной) пустоты, поскольку продолжает цепляться умом за пустоту (как за объект). Признаком этой ошибки служат следующие мысли: «Наверху нет Будды, внизу нет ада, несуществование всего и есть пустота». Порочность этой ошибки такова: тот, кто полагает, что «все пустотно», в лучшем случае отказывается от всякой религиозной практики, то есть от преданности, очищения восприятия, принятия прибежища, духовности помыслов, любви и сострадания, и погружается в заботы этой жизни, а в худшем - оскверняет свою практику греховными действиями. Тому, кто так извращает истину, место только в ваджрном аду. Подобные ложные деяния принесут следующие плоды поскольку такой человек презрел истину о добродетели, то в лучшем случае он станет последователем тех, кто придерживается крайних воззрений, а в худшем, презрев закон причинности, попадет в океан страданий. Кармаваджра! Многие утверждают, что постигли пустоту, но мало кто действительно постиг абсолютную реальность в ее истинном виде (don-dam-pa'i gnas-lung)!

Кармаваджра! Есть также четыре ошибки в отношении природы. Прежде всего расскажу о характере ошибки. Осознавание (rig-pa), которое есть самосияние пустоты (strong-pai rang-mdangs) проявляется как (божественное) тело (sku) и мудрость (ye-shes). В теле нет (самосущих) лица и рук. В мудрости нет (самосущих) цвета и признаков. Все это лишь самопроявление сияния пустоты, единства ясного света и пустоты (gsal-stong dbyer-med). Тог же, кто не понимает неделимого взаимопроникающего единства ясности и пустоты (gsal-stong zung-'jug), ошибочно принимает осознавание за проявление (snag-ba). Признаком этой ошиб­ки служит то, что все учения Дхармы воспринимаются раздельно (т.е. не связанными друг с другом). Ум такого человека, сколько ни обучай его Дхарме в ее единстве, не может ее осознать. Порочность этой ошибки в том, что человек принимает всякую видимость (snang-ba) за субстанционально существующую (dngos-po can) и не желает приступать ни к какой из практик Дхармы. Поверив словам, излагающим различные философские теории, он сходит с пути к просветлению. Подобный человек никоим образом не сможет достичь освобождения, поскольку привязан к видимостям. Вот плод этой ошибки: из-за привязанности к внешнему проявлению ясного света он перерождается в мире форм, не зная о своем внутреннем ясном свете, единстве ясности и пустоты. Он впал в одну из крайностей и лишен возможности достичь освобождения. Кармаваджра! Многие утверждают, что постигли ясный свет, но немногие культивируют постижение взаимопроникающего единства ясности и пустоты!

Кармаваджра! Есть также четыре ошибки в отношении сострадания. Характер ошибки таков: концептуальная мысль (rnam.rtog), возникающая как одна из многих, а не в качестве лучезарного по природе ясного пустотного осознавания, каким бы путем она ни возникала, никогда не превзойдет осознавание-пустотность (rig-stong). Человек, который этого не понимает, ошибочно принимает осознавание за пустоту. Признаком этой ошибки служит его чрезмерное увлечение деяниями тела, речи и ума в этой жизни. Порочность этой ошибки заключается в том, что, полагая, будто концептуальная мысль (rtog-pa) не возникает в Дхармакае, такой человек ловит все возникающее в сеть концептуальной мысли; он становится высокомерным, и добродетельные проявления его ума теряют свою силу. Поскольку в результате он уделяет особое внимание удовлетворению дурных инстинктов (bag-chags), то достигает лишь (цели) этой жизни. Он связывает себя цепями двойственности, подозрений и сомнений. Плод этой ошибки состоит в том, что, не ведая ошибочности концептуальной мысли, такой человек бывает побежден своими инстинктами. Не ведая порочности причинных связей, он заканчивает жизнь на пути сомнений и после смерти вновь погружается в сумятицу трех миров. Кармаваджра! Многие утверждают, что не имеют концептуальных мыслей, но лишь немногие понимают критерии самоосвобождения (в момент возникновения) (shar-grol)».

Я, Кармаваджра, спросил: «Глупо совершать эти три ошибки, но как же их избежать?»

Владыка Тайны сказал: «Кармаваджра! Эта пустота реальности осознавания (rig-pa'i ngo-bo stong-pa) никем не сотворена, не имеет ни причин, ни условий, но существует изначально. Не пытайся «создать» пустоту, но просто сосредоточься на ее собственной реальности, и тогда ты безошибочно достигнешь состояния будды в сфере изначальной чистоты (ka-dag-gi klong). Природный ясный свет (rang-bzhin 'od-gsal) пребывает в естественном и неделимом единстве с безначальной пустотой. Его проявлением (rtsal) является бесконечное сострадание. Все возникающее (gang-shar) лишено самообусловленного существования, посему ты должен понимать эти Три как великое единство, состояние будды в его неделимости!»

И вновь спросил я, Кармаваджра: «Каковы ошибки применительно к воззрению, медитации и действию?»

/Первая тема/ Владыка Тайны произнес: «Слушай, Кармаваджра! Во-первых, есть пять ошибок применительно к воззрению: само ошибочное воззрение, ошибочное место обитания, ошибочный выбор спутника, ошибка от омрачений (nyon-mongs), и ошибочное пристрастие. Прежде всего расскажу об ошибочном воззрении: йогин, следующий этому методу тайной мантры, предпочитает прямое обнаженное восприятие реальности (mngon-sum rjen-pa) общепринятому учению (chos-spyi'i lta-ba) о безграничной пустоте (stong-pa mtha'-bral). Для того, кто постиг абсолютную реальность (don-dam-pa), различия между этими двумя не существует. Тот же, кто этого не постиг, придерживается общепринятого, заурядного воззрения (spyi'i lta-ba), которое не превосходит внешнего, словесного воззрения, присущего рассудку (yid-dpyod tshig-gi lta-ba); подобное воззрение ошибочно. Не доверяя воззрению, опирающемуся на прямое восприятие и уверовав в воззрение, связанное с внешним, рассудочным мышлением, человек думает, что ему не к чему стремиться, и что свобода от крайностей есть бездействие. Тогда своими поступками он извращает понятия добра и зла. Полагая, что нет ни хорошего, ни дурного, что добродетель не вознаграждается, что грех не несет зла, что все едино, человек находит удовлетворение в обыденном (tha-mal nyid). Это называется «воззрение, играющее с дьяволом»; в нем корень всех лжевоззрений. Пусть Матибхадрашри действует, соединяя истинное воззрение, опирающееся на  природную ясность недвойственного прямого постижения пустоты с законом причины и следствия.

Теперь о том, как избежать ошибки в выборе места: тот, кто постиг временное, преходящее (интеллектуальное) воззрение (gne-skabs-kyi lta-ba), для того, чтобы достичь сферы окончательного воззрения (mthar-thug-gi lta-ba), должен отправиться в чистое и уединенное место, подобное хижине отшельника. Даже имея временное воззрение, ты должен углублять его в строгом затворничестве. Дурные места искажают воззрения. Скажи об этом Матибхадрашри! Временное воззрение следует развивать в затворничестве.

Теперь о том, как не ошибиться в выборе друзей: постигший временное воззрение должен иметь друзей, согласных с Дхармой и не усугубляющих омрачения. Имея дурных друзей, невозможно не заразиться от скверных деяний. Подобные друзья увлекают в (хлопоты) этой жизни и не оставляют места для углубления воззрений. Кармаваджра и Матибхад­рашри! Если вы не хотите совершить эту ошибку, отсеките все привязанности к дурным друзьям и живите в уединении.

В-четвертых, расскажу об ошибке от омрачений: если человек, постиг­ший временное воззрение, не стремится преодолеть возникающих омра­чений, любые внешние обстоятельства приведут его к омрачениям. В силу даже мгновенного (негативного) кармического действия он будет затем долгое время совершать поступки, утяжеляющие карму. Негативная карма будет накапливаться в результате действия пяти ядов в шести сферах чувственного восприятия. Плоды (таких действий) проявятся как во временном, так и в абсолютном смысле, поэтому, как только возникнут омрачения, немедленно сдержи их силой памятования (dran-pa) и, смягчив свой ум (shes-pa), успокой его: медитируй на любовь и сострадание ко всем живым существам, находящимся во власти подобных скверн, молись о даровании им благословений, благодаря которым они смогут вступить на путь преодоления этих скверн. В особенности, призови Гуру из глубины своего сердца. Очисти семя омрачений (nyon-mongs-pa'i sa-bon) с помощью мантр и считай наиважнейшей медитацию на божество. После, обретя успокоение в самой сути воззрения, вознеси длительные молитвы посвящения заслуг. На этом пути ты обретешь добродетели как в относительном, так и в абсолютном смысле. Уклоняясь от подобного пу­ти, ты погрязнешь в трясине омрачений, и не достигнешь сферы (истинного) воззрения. В этом великий корень всех ошибок. Кармаваджра и Матибхадрашри! Если вы хотите избежать этой ошибки, примените противоядия от всех возникающих омрачений. Пользуйтесь противоядиями!

В-пятых, расскажу об ошибочных пристрастиях (phyogs mthun): люди, обладающие лишь временным (интеллектуальным) воззрением, ошибочно принимают прибежище в Священных Писаниях, (придерживаясь) только постулатов, изложенных в трактатах их собственной школы, разделяя все на «я» и «другие», «высшие» и «низшие» школы, «хорошие» и «дурные» учения. Тем самым они превращают великое и свободное от крайностей воззрение Будды в предмет привязанностей и досужих до-мыслов (обычных) людей. Вот в чем корень ошибок. Кармаваджра и Ма­тибхадрашри! Если вы хотите избежать этой ошибки, вы должны по-стичь великую безграничную пустоту (stong-yangschen-po), что и является свободным от крайностей воззрением!

/Вторая тема/ Теперь о втором положении. Есть четыре ошибки относительно медитации: ошибка самой медитации; ошибка в выборе места и друзей; ошибки, связанные с дефектами медитации; и ошибка в результате страстей.

Во-первых, расскажу об ошибке самой медитации  Гуру дает четкое определение сущности, природы и сострадания, но ученик из-за своей непонятливости не может постичь, что есть сущность, природа и сострадание. Не понимая, что ясность и пустота нераздельны, он совершает ошибку. В результате, практикуя согласно методу своего Гуру, он родит­ся человеком в мире желании в силу привязанности к малейшему моменту блаженства тела и ума; родится божеством в чистых мирах в силу при­вязанности к одному лишь отсутствию мысли (mi-rtog-pa); родится боже­ством в мире форм в силу привязанности к одной лишь ясности, свободной от мыслей; родится божеством в мире желании в силу привязанно­сти к блаженству, свободному от мыслей; и, наконец, родится божеством в мире без форм в силу привязанности к пустоте, свободной от мыслей. Таковы ошибки относительно трех миров. Если он станет непрерывно пресекать (появление) объектов чувственного восприятия (dbang-po'i yul-rgyun), то попадет в мир бесконечного пространства. Если пресечет всякое восприятие и породит состояние, подобное состоянию глубокого сна, то попадет в мир абсолютного ничто (ci-yang-med). Если пресечет в своем сознании (shes) всякое проявление ясности (gsal-snang), то попа­дет в мир бесконечного сознания (rnam-shes mtha'-yas). Если станет без конца порождать в своем ясном осознавании один лишь свет блаженст­ва, а в своем воспринимающем осознавании - абсолютное ничто, то попадет в мир, стоящий за пределами бытия и небытия (yod-minmed-min). Таких называют «нашедшими однобокий покой». Покидая после смерти эти состояния, существо скитается по трем мирам (khams-gsum) и шести сферам бытия (rig-drug). Кармаваджра и Матибхадрашри! Если вы не знаете, как устранить ошибки медитации, то (медитация) вам не нужна, ибо из миров тупой медитации вы лишь вернетесь в колесо перерождений.

Далее, если ты признаешь, что тело и ум (действительно существуют) так, как это представляется заурядному человеку (so-so skye-bo), ты совершишь ошибку, признав ординарность своего собственного бытия. Ес­ли будешь придерживаться крайностей о существовании и не существовании, то твоим уделом станут еретические воззрения. Если станешь отрицать все объекты, кроме ума, то уподобишься шравакам и пратьекабуддам. Если поверишь, что всякая видимость есть проявление ума, то совершишь ошибку читтаматринов. Если начнешь рассматривать все одушевленные и неодушевленные явления (snod-bcud) как божественные, то совершишь ошибку тантриков. Что толку медитировать, если ты не способен избежать крайностей и ошибок?»

Тогда я спросил, как избежать этих ошибок.

Владыка Тайны сказал: «Если хочешь их избежать, то, подобно Ма­тибхадрашри, сперва расширь границы своего ума посредством обучения, затем посредством доказательств, содержащихся в личных наставлениях (gdams-pa), дойди до самой сути учения, и, наконец, не совершай вышеупомянутых ошибок во время практики. Невзирая на то, что в ме­дитации возникают влечение и привязанность, созерцай, подобно кролику, лежащему в гнезде орла, или подобно лучнику (подстерегающему добычу). Ты избежишь всех ошибок, если не дашь себя смутить ни одной видимости, возникающей в твоем переживании, ничего не отрицая, ничему не следуя, ни о чем не тревожась, ни в чем не сомневаясь и ни за что не цепляясь.

Во-вторых, расскажу об ошибочном выборе места и друзей, Созерцатель должен медитировать в подходящем для этого уединенном месте. Если он живет в монастыре со множеством монахов или в месте, способствующем порождению страстей, то совершит ошибку в силу загрязнений, связанных с имуществом, привязанностью и отвращением. Если он свяжется с дурными друзьями, то это воспрепятствует развитию его медита­ции и ослабит энтузиазм, и он обретет лишь страдания. Кармаваджра и Матибхадрашри! Если вы практикуете чистое учение, то должны незамедлительно применять мощные противоядия от негативного воздействия дурных друзей и неподходящих мест.

 В-третьих, указываю на ошибки, связанные с дефектами медитации.

Созерцателю угрожают три опасности - подавленность, возбуждение и отвлечение. Есть шесть причин возникновения подавленности: место, друзья, время, пища, положение  тела и неправильная медитация.

Подавленность из-за места возникает, когда ты живешь в лесу, расположенном в низине или впадине, либо в стране, где нарушается уединение или преобладают скверны. Тогда твой ум цепенеет, тонкие капли теряют ясность (thig-le mi-gsal), осознавание притупляется, сон длится слишком долго, тело тяжелеет. В таком случае следует совершить ритуал омовения и исповедания и, отправившись в высокое и чистое место, медитировать на свежем воздухе или с открытым окном. Созерцай снежные вершины и медитируй в обнаженном виде, тогда эта (подавлен­ность) пройдет.

Подавленность из-за друзей возникает, когда ты находишься рядом с загрязненными людьми. Соверши ритуал очищения и омовения, и ты устранишь эту подавленность, оберегая себя от тех, кто нарушает обеты и полон скверн.

Сезонная подавленность появляется весной и летом, когда ты чувствуешь тяжесть и угнетенность. Устрани ее, медитируя в высоких местах и снежных горах.

Подавленность из-за пищи и одежды возникает, когда ты носишь оск­верненную одежду других людей и ешь их оскверненную пищу, поэтому следует избегать подобной одежды и пищи.

Подавленность из-за положения тела бывает у начинающих, когда они медитируют на ходу, сидя, лежа и т.д. Чтобы ее устранить, следует медитировать в трех ваджрных позах, сидя прямо и сохраняя бдительность, что усилит восприятие и придаст яркость форме.

Теперь о подавленности из-за неправильной медитации: когда во время медитации твое сознание (сосредоточено) в нижней части тела, ты будешь побежден своим физическом естеством. Чтобы побороть эту подав­ленность, следует воображать свои чувства яркими, как светильник, и нести их по небу, усиливая осознавание лучезарностью самого ума. Кармаваджра! Тот, кто не обладает усердием (brtson-'grus), не сможет преодолеть эти препятствия.

Что касается ошибки по причине страстей, то у созерцателя множество коварных врагов. Пять коренных ядов порождают восемьдесят четыре тысячи страстей, которые не оставляют места для медитации и заводят в круговорот бытия. Преодолевая отвлечения, возникающие в результате страстей, созерцатель должен воображать себя матерыо, которая боится потерять единственного сына; страсти нужно отбрасывать так же, как она отбросила бы змею, незаметно заползшую к ней на колени. Сдерживая их памятованием (dran-pa) и бдительностью (shes-bzhin), практикуй согласно вышеупомянутым наставлениям о воззрениях, иначе дурные кармические деяния будут накоплены в мгновение ока. Если не хочешь совершить эту ошибку, никогда не разлучайся с бдительностью, своим верным стражем, и направь все усилия на выбор правильного поступка. Опять же, пока не достигнешь стабильности в воззрениях и медитации, практикуй в уединении, подобно раненому оленю. Беги от страстей, как от ядовитых змей!

В ошибках, возникающих на почве возбуждения, различают возбуждение из-за места и возбуждение из-за условий. Когда ты медитируешь в высоком и чистом месте, твое осознавание становится ясным, но ум не желает оставаться в покое, концептуальные мысли приходят в волнение и разбегаются. Если позволить им бежать куда вздумается, они попадут под влияние страстей, поэтому осознавание нужно попеременно усиливать и ослаблять. Если не можешь справиться со своими мыслями, укроти их взглядами учеников. Иногда в таких случаях полезно сосредоточивать свое сознание на подстилке для сидения. Вечером, приняв лежачее положение, помести ум в черную каплю внутри кишкообразной вены, расположенной в центре подошв ног. Как только поднимется туман мысли, узнай ее и (припечатай) ПХАТ. Задержи дыхание, а затем сделай расслабленный выдох. Кроме того, возбуждение можно устранить, позволяя мыслям бежать своим чередом, следовать привычному им пути.

Теперь о возбуждении из-за условий. Когда из-за какого-либо внешнего обстоятельства ум влечется к загрязнениям, скажи себе: «Все поступки лишены смысла», и прогони желание прочь. Практикуй с любовью, состраданием, отвращением, мастерством, мудростью, почтением и преданностью. Сосредоточься на вышеупомянутых наставлениях о воз­зрениях и практикуй усиленно (nan-tan-bya).

Тебя подстерегают две ошибки на почве отвлечения: отвлечение из-за непонимания и отвлечение из-за обстоятельств. Отвлечение из-за непонимания возникает, когда ты не знаешь, как определить границы сеанса медитации, и сколько бы ты ни медитировал, все безрезультатно. При этом порождаются ложные взгляды о Гуру и наставлениях. Ты не можешь отличить постижение от (поверхностного) понимания, и твоя медитация становится тупой. В этом случае тебе следует призвать Гуру, породить в себе уверенность в наставлениях, чаще ограничивать сеансы медитации, медитировать целенаправленно, не отвлекаясь на другие дела, и пресекать измышления в моменты ясности. Тогда отвлечение будет устранено, и твой опыт достигнет новых вершин. Второй вид отвлечения происходит из-за обстоятельств; в этом случае ты отвлекаешься на внешние обстоятельства, попадая под влияние шести объектов восприятия, смешанных с пятью ядами, и не можешь пресечь колебания силой памятования. В качестве лекарства от этого отвлечения, при условии, что его применяют неожиданно, следует отсечь восприятие всех видимостей, осознав их иллюзорность. Кармаваджра! Если хочешь устранить эти ошибки, колоти свинью дубинкой по рылу!»

И вновь я, Кармаваджра, спросил Владыку Тайны: «Разве на пути Тантры не используются страсти?»

Владыка Тайны ответил: «Разумеется, используются. Но только павлин способен питаться ядом. Также и человек, способный применять на пути страсти, не отрекаясь от них, встречается реже, чем цветок удумвара. Даже самый усердный из практиков, если он дружит со страстями, в конце концов ими отравится, поэтому страсти необходимо отринуть. Ес­ли же он сначала как можно сильнее разовьет в себе отречение от всех страстей и объектов желания, то увидит их иллюзорность и не почувствует к ним ни влечения, ни привязанности. Если некоторые из них возникают, их не нужно останавливать, поскольку они безвредны. Если они не возникают, не порождается и стремление их осуществить, и желания нет. Только в этом случае они могут стать побудительными силами на пу­ти. Тот, кто использует страсти на пути, не избавившись от сильной при­вязанности, подобен мухе, кружащей вокруг меда и, в конце концов, увязающей в нем. Кармаваджра и Матибхадрашри! Именно так следует рассматривать этапы и пути!

/ Третья тема/Существуют две ошибки в отношении действия: действие, совершенное не вовремя, и ошибочное действие в целом. Во-первых, расскажу о действии, совершенном несвоевременно: действие «пчелы» предшествует слушанию, размышлению и медитации; это действие начинающего. Его не подобает совершать в период обучения дисциплине. Действие «оленя» совершается во время практики и не применимо во время обучения дисциплине, поскольку в этот период самадхи практикующего может попасть под чужое влияние. «Тупое» действие совершается, когда человек проникает в самое сердце практики (gnad-du-bsnun-pa), и, если к нему прибегнуть во время «пчелы», препятствует различению словесных значений (tshig-gi don). Действия «гнездящейся голубки» совершаются во время порождения внутреннего опыта (rang-nyams); они могут помешать самадхи и немыслимы там, где нет глубинной силы (drod-med). Действия «безумца» совершаются при демонстрации личного опыта; если к ним прибегает тот, кто обладает лишь частичным опытом, он делает ошибку, поскольку не постиг еще окончательный смысл (don-gyi mtha'). Действия «льва» следует совершать в тот период, когда воззрения полностью пробудились (klong-du gyur-pa'i dus-su); если же будешь совершать их в период обучения (nyams-len-gyi dus-su), совершишь ошибку. Основанные не на реальности (de-nyid), а на внешних явлениях (snang-bagzhan), эти действия будут ошибочны. Действия «собаки-свиньи» совершаются в период посвящения; тот, кто выполняет их не вовремя, не добьется успеха из-за вмешательства дакинь. Если твои действия безошибочны, любая видимость явится тебе в пустоте, но другие, в силу ограниченности своего видения, могут разувериться в тебе, ибо тайное (учение) способно ввести в заблуждение. Обладая властью над любой видимостью, ты будешь способен творить чудеса.

Чтобы избежать вышеупомянутых действий, ты должен понять их ошибочность, (иначе) твоя практика не принесет плодов. Кармаваджра и Матибхадрашри! Вы должны действовать согласно трактатам об общих положениях Дхармы!

Теперь расскажу об ошибочных  действиях, касающихся Дхармы в целом: если твои поступки, даже будучи осознанными, противоречат Дхарме, они не способствуют пути Будды и называются «искусственными», то есть ошибочными. Кармаваджра! Если не хочешь ошибиться в момент действия, следи за тем, чтобы любой твои поступок способствовал пути к просветлению!

/ Четвертая тема/ Есть две ошибки относительно плода: ошибка переходного периода (gnas-skabs) и ошибка завершения практики (mthar-thug). Ошибка переходного периода совершается, если ты примешь обычный (thun-mong) плод практики глубинных наставлений за высший (mchog); тогда в тебе родятся гордость и высокомерие, что воспрепятствует обретению абсолютного плода. Ошибка завершения практики бывает, если ты достигнешь плода практики, но не избавишься от сомнений и при­мешь плод за причину (этих сомнений). Кармаваджра и Матибхадрашри! Вы должны осознать, что причина (rgyu) сомнений не имеет под собой основы!»

И вновь я, Кармаваджра, спросил: «Нужно ли тому, кто действительно постиг суть (этого учения) об осознавании (rig-pa), порождать в себе бодхичитту (sems-bskyed)? Или в этом уже нет необходимости?»

Владыка Тайны изрек: «Тантры Махаяны особо отличает порождение бодхичитты. Однако, о непостоянстве и смерти, законе причины и , следствия и пороках сансары следует вспоминать четыре раза в день. В  противном случае все твои помыслы обратятся (лишь) к заботам этой жизни. Если ты не медитируешь постоянно на развитие любви и сострадания ко всем живым существам, то совершаешь ошибку шраваков и пратьекабудд. Если ты не понимаешь ежесекундной необходимости нравственного выбора ('dor-len), касающегося тончайших аспектов причины и следствия (rgyu-'brascha-phra-mo), то пусть даже твои реализации велики, ты накопишь разнообразные недобродетели. Кармаваджра! Если ты и вправду хочешь жить согласно Дхарме, ты должен неизменно связывать вышеупомянутые (духовные принципы) со своим постижением!»

И снова я, Кармаваджра, спросил: «Что более всего препятствует практике пути?»

Владыка Тайны произнес: «Препятствием для только что вступившего на путь является все, что уводит ум в сторону. В особенности, для мужчины опаснейший из демонов - женщина, а для женщины опаснейший из демонов - мужчина. И тем, и другим грозит искушение демонов пищи и одежды».

И вновь я спросил: «В наши дни многие тантрики утверждают, что жизнь с супругой приносит огромную пользу. Так ли это на самом деле?»

Владыка Тайны ответил: «Проще найти золото, чем супругу, способствующую успеху на пути. Увлечение недостойной женщиной превратит тебя в раба плоти! Очищая свое восприятие (по отношению к подобной женщине), ты причинишь себе сердечную боль. Все запасы благих заслуг и мудрости ты принесешь в жертву демону плоти. Ты уверуешь в божественность своей извращенной похоти. Будь на то твоя воля, ты совокупился бы даже с собакой. Ты будешь говорить о вере, но изгонишь ее из своего сердца. Твои алчность и зависть станут безмерны. Твои кармические действия, хоть и невелики, будут тянуть тебя вниз подобно железному крюку. Дхарма не принесет плодов, и ты останешься во власти по­хоти и страдания. Ты будешь использовать в практике желание, надеясь на освобождение, но твои страсти лишь возрастут. В надежде на основе желания расширить свое сознание ты попадешь в темницу потерь и омрачений. Супруга, не соблюдающая духовные обеты - сущая дьяволица!»

Я спросил: «Какая же из женщин достойна того, чтобы взять ее в супруги?»

Владыка Тайны изрек: «Та, что лишена вышеупомянутых недостатков. В особенности та, что почитает Дхарму, отличается широтой ума, настойчива, обладает великой верой и состраданием, в полной мере одарена шестью совершенствами (pha-rol-tu phyin-pa drug), послушно следует советам Гуру, преданна практикующему, хранит тантрические обеты как зеницу ока, не испытывает вожделения кроме как во время посвящения (dbang-gi dus) и соблюдает требования чистоты. Если ты сможешь найти такую (супругу), она станет твоей подругой на пути.

Она предназначена для служения тому, кто того желает, но является особенной Дхармой лишь для исключительного, высшего практика. Для обычных людей, не способных держать в узде свои страсти, это будет обычным загрязнением, поэтому они должны оставить все (помыслы об этом). Если, войдя в двери Тантры, ты не соблюдаешь обеты, можешь не надеяться достичь состояния будды!»

И снова я, Кармаваджра, спросил: «Раз подобное пристрастие к пище, одежде и телу вредит практике Дхармы, прошу Тебя дать наставление о том, как освободить ум от этих трех!»

Владыка Тайны сказал: «Кармаваджра! Эти тела (скоро) превратятся в прах. Жизненный срок давно предопределен. Молод ты или стар, ты ни в чем не можешь быть уверен. Никто не избежит смерти. Я не встречал человека, который бы спасся от смерти благодаря привязанности к своему телу, каким бы прекрасным оно ни было. Оставь все заботы о теле и дисциплинируй себя в затворничестве. Что касается одежды, то тебе достаточно самых ветхих лохмотьев. Что касается пищи, то тебе хватит зерна и воды. Человеческие существа не способны на (значительную) практику Дхармы. Если, побужденный бодхичиттой, ты обретешь какие-либо добродетели, их сила будет огромна. Но это очень большая редкость.

Мои сокровенные слова - сердечное послание дакинь. Это тайное учение я, Ваджрадхара, дал Матибхадрашри, получившему внешнее благословение от богини Сарасвати, а внутреннее - от Гухьяджнянашвари. И я скрепляю это наставление печатью молчания на три года, в течение которых оно не должно быть разглашено. Оно называется «Ожерелье нектаров, дающих высшее исцеление». Это лекарство неприятно на вкус во рту веры начинающего ученика; даже если его вера глотает его, то отторгает, словно рвоту. Но по своим целительным свойствам оно не имеет себе равных в излечении от чумы круговорота бытия. Раз попросив это лекарство, перевари его, не отторгая. Тогда ты сможешь достичь освобождения от свирепой чумы круговорота бытия».

И снова Кармаваджра спросил Владыку Тайны: «Что из себя представляет этот Матибхадрашри? Достигнет ли он состояния будды? Какое божество ему покровительствует? Где он был рожден в своих прошлых жизнях?»

Владыка Тайны изрек: «Этот Лобсанг Драгпа накопил обширные запасы благих заслуг и мудрости. В течение семи драгоценных жизней он являлся в облике пандита и трудился на благо живых существ. В предыдущей жизни он родился в Кашмире, недалеко от Шринагара, был известен как Пандит Матибхадрашри и собрал вокруг себя пятьсот превосходных учеников. В представлении обычных людей он достиг пути применения. Но даже я, Ваджрапани, не в силах оценить его совершенства. Ему покровительствуют особые божества - внутренние и внешние богини, а также Защитники трех родов (т.е. Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани); таковы его божества. Что же касается достижения им состояния будды, то я об этом не говорю, это предскажут Авалокитешвара и Манджушри. Он - тот, кто приносит пользу всем видящим, слышащим или вспоминающим его. Никто не в силах измерить достоинства этой личности».

И вновь Кармаваджра спросил Владыку Тайны: «Надолго ли Учение останется в Стране Снегов?»

(Владыка сказал): «Отныне наше время будет временем Писаний; в него войдет время Сутр. Вместе со Сводом дисциплинарных правил это учение пребудет здесь тринадцать столетий».

И вновь Кармаваджра спросил Владыку Тайны: «Много ли страданий и радостей выпадет на долю Тибета, Страны Снегов? »

(Владыка сказал): «3ло возрастет и победит добро, и жители окраин соберутся в центре. Тогда божества и демоны, обитающие на окраинах, также придут в центральный район. Затем люди покинут центральный район и уйдут в чужие страны, и центральные божества и демоны также уйдут на чужбину. Поэтому божества и демоны не будут жить в мире с другими божествами и демонами. Чума и голод унесут много жизней, а оставшиеся в живых будут несчастны. Вы, наставники, отвечающие за сохранение учения, должны быть сострадательны. Настало время, когда враг приходит извне и побеждает. Выполняя даже малейшую толику необходимого служения, ученые и монахи могут сохранить учение. Все еще возможно сохранить его, применяя методы отбрасывания зла (bzlong-thabs). Но это нельзя откладывать более чем на десять лет по причине кармы живых существ. Если в Общине возникнет раздор, это знак того, что худшие времена не заставят себя ждать. Культивируя самадхи высшей колесницы, например, самадхи неразличения (mi-rtog-pa), ты обретешь трансцендентное проникновение, которое придет к тебе еще быстрее, если ты используешь глубокий метод сострадания. Если ты достигнешь сущностных составляющих тела (lus la gnad-du bsnan-pa) посредством глубоких методов чтения мантр, в уме непременно появится реализация; это означает, что непостижимый, высший принцип глубинного метода (Тантры) породит великое сострадание. Там, где нет обучения, расплодятся лишь ложные Тантры, поэтому на начальных этапах обучение крайне необходимо.

Однако, в наше время принято лишь получать благословение от современных созерцателей в надежде на порождение духовности. Что может дать этот метод, кроме крупицы опыта трансцендентного проникновения? Тогда, повторяя мантры и заклинания глубоких Тантр, можно обрести лишь немногие обычные достижения. Тебе же следует породить в себе истинное стремление к высшему достижению. Для этого ты должен очистить свое восприятие мира, и, чтобы породить опыт совершенного трансцендентного проникновения, вверить себя Гуру, который сам обладает совершенным трансцендентным проникновением. Если ты не можешь обрести совершенное трансцендентное проникновение, изучай мое тайное наставление, ибо тебе необходимо устранить (бесчисленные) ошибки. Поскольку у тех, кто не достиг успокоения ума, воззрения ограничены, Победители не говорили, что одного трансцендентного проникновения достаточно. Такого просто не бывает. Превосходнейший из методов достижения трансцендентного проникновения заключается в Шести Йогах и Дзогчене4 - необычайных тантрических наставлениях. Хотя в целом существует неизмеримое количество разнообразных причин достижения освобождения и всеведения, их можно объединить в три категории. Я дал множество таких тайных учений. Может ли практика Дхармы стать Путем, зависит от степени бодхичитты. Природа бодхичитты есть великое сострадание. Ее предназначение состоит в служении живым существам. Она необычайна. Критерием достижения полного понимания и переживания этих трех (составляющих бодхичитты - духа, сострадания и активности) служит пресечение всех эгоистичных побуждений и обращение всех помыслов к альтруизму».

Я, Кармаваджра, спросил: «Является ли Дзогчен безупречным воззрением?»

Владыка Тайны изрек: «Дзогчен есть высшее воззрение, но труды наставников Нагарджуны и Чандракирти, разъясняющие воззрение, также безошибочны. Не полагаясь на них, невозможно породить трансценден­тное проникновение. В наше время в Юцанге огромное количество людей способно устранить заблуждения о пути к состоянию будды посредством безошибочных ссылок и рассуждений, а затем учить других правильному пути. Но нет уверенности в том, что те, кто способен учить всему этому, призваны учить. Если не имеющие права учить дают учения, все, включая учителя, обретут дурные перерождения! Они достойны сострадания!»

И снова Кармаваджра спросил Владыку Тайны: «Долго ли проживет этот Лобсанг Драгпа? Каковы будут его последователи? Что он должен делать, дабы приумножить свои достижения? Где он будет служить суще­ствам в будущих жизнях? Прошу, поведай мне».

Владыка Тайны произнес: «Его достижения в служении живым суще­ствам приумножатся, если он проведет свою жизнь в странствиях. Его жизненный срок не превышает сорока пяти лет, но если он посвятит все свое время практике, то проживет до семидесяти одного года или, возможно, до семидесяти трех. Его жизнь, посвященная трудам во благо живых существ, продлится, если он будет медитировать на Белую Тару, Амитаюса и Манджушри Рактайямари, так как он связан с Манджушри. В противном случае ему могут помешать злые силы. Вышеупомянутые практики бесценны. Из его последователей трое будут выдающимися людьми, и многие вступят на путь накопления. Что касается его пути, то, судя по предсказаниям, которые были ему даны в прошлых жизнях, даже святые не способны измерить этот путь. Вскоре он узрит лики вышеупомянутых божеств. Эти видения придут к нему тремя путями: лучший способ - увидеть их напрямую; средний способ - увидеть их умственно в практике медитации; и худший способ - если он увидит их во сне. Прежде, чем он узрит лики божеств, произойдут ужасные события чудесного свойства. В облике божеств явятся великие демоны. Дабы победить их, стабилизируй свое самадхи, призови существо мудрости (уе-shes-ра) (явившегося тебе божества) и соединись с ним. Если это (настоящее) божество, воссияет лучезарный свет. Если это демон, он исчезнет. Несмотря на то, что произойдет великое множество подобных событий, это все, что я могу легко и доступно объяснить. Я не склонен рассказывать, каким образом к нему придут видения божеств. Демоны помешают мне сделать это предсказание!»

И вновь я спросил: «Где переродится этот Лобсанг Драгпа в следующей жизни?»

(Владыка сказал): «Он родится в Тушите, в присутствии Майтрейи, в облике Бодхисаттвы Манджушригарбхи. Затем он пожелает служить существам в другой вселенной, населенной людьми, и переродится там в форме Дхармараджи, Просветленного Царя, который принесет неизмеримое благо обитающим там существам. После этого он вернется в мир людей этой вселенной и родится в общине Ликчави в восточной Индии в качестве Пандита Джнянашри, и соберет вокруг себя две тысячи после­дователей. Все они достигнут великих путей накопления и применения».

(Так говорил Ваджрапани). Затем Кармаваджра сказал Лобсангу Драг­па:

«Слова Владыки Тайны могут быть неправильно истолкованы другими, поэтому держи их в тайне. Я мог бы бесконечно превозносить величие твоего тела и твоих добродетелей, но поскольку у тебя не хватило бы времени записать все это, я рассказал о них лишь частично. Но все вопросы, заданные мною, и его собственные пространные объяснения дословно изложены в моих записях».

Желаю всем блага!

 

 (Колофон)

Следует заметить, что в целом существует множество правильных интерпретаций деяний и наставлений махасиддхов. Тем не менее, среди откровений этого святого учителя (Кармаваджры), если рассматривать их в контексте воззрения, существуют три системы интерпретации: одна согласно учению Махамудры, другая в соответствии с Срединным Путем и третья согласно уче­нию Великого Совершенства - Дзогчена. Каждый подход имеет свои особенности, которые определяются нуждами учеников. Это наставление, называемое «Ожерелье нектаров, дающих высшее исцеление», является превосходным учением, полученным самим наставником Цонкапой, который говорил: «Тайное слово Святого Ваджрапани, в котором нет ничего лишнего, пропущенного или ошибочного - вот что такое это «Ожерелье нектаров, дающих высшее исцеление». В своих молитвах он всегда произносил эти слова.

 

Примечания:

  1. Дословно в тексте сказано: "Имеющий уши слона". Этот поэтический образ указывает на то, что Ваджрапани выслушал тайные учения всех будд и не забыл ни одного из них.
  2. Матибхадрашри - имя Ламы Цонкапы в предыдущем рождении,
  3. Видимо, в этот период своей жизни Цонкапа еще не мог лично видеть Ваджрапани.
  4. Шесть Йог Наропы и Дзогчен Падмасамбхавы.

СТО БОГОВ ТУШИТЫ

Обращение к Чже Цонкапе

 

Из сердца Всемогущего Защитника, Владыки ста богов Тушиты,

Паря на пушистых облаках, белоснежных, как свежий творог, 

Исходит Всеведущий Владыка Дхармы Лобсанг Драгпа.

Прошу Тебя, снизойди к нам вместе в сыновьями!

В предлежащем пространстве на львином троне, на лотосе и луне

Восседает Святой Гуру с улыбкой на прекрасном лике,

О Высшее поле заслуг моего ума, исполненного веры,

Прошу Тебя, останься с нами на сто эонов, дабы распространять Учение!

 

Поклоняюсь Тебе, чье прекрасное Тело, блистающее славой,

Проникновенная Речь, услаждающая слух счастливцев,

Чистый гений Ума, охватывающего все познаваемое,

 Несут благо всем, кто Тебя видит, слышит и вспоминает.

 

Разнообразные цветы и ароматы, благовония, светильники

И чистую сладчайшую воду подношу Тебе наяву,

А также океан других подношений

Мысленно предлагаю Тебе, о Высшее поле заслуг!

Во всех злодеяниях, что я совершил телом, речью и умом

И накопил с безначальных времен

А в особенности в нарушении трех обетов

Я исповедуюсь с глубочайшим раскаянием!

 

В сей темный век Ты стяжал богатства знаний и постижений,

Отрекшись от восьми мирских забот, дабы осознать великую ценность свобод и условий;

О Всемогущий Защитник, мы искренне возносим Тебе хвалу

За все Твои удивительные свершения!

 

О Высший Святой Гуру, в небесах Тела Истины

Сооруди заоблачный дворец Своей мудрости и любви,

И прошу, пролей на достойных учеников

Великий дождь глубочайшей непревзойденной Дхармы!

 

Пусть в силу всей накопленной мною добродетели

Воссияет сущность Учения Будды,

Пусть принесет она благо всем живым существам

И в особенности озарит Учение Святого Лобсанга Драгпы!

 

 

 

 

Тексты "Ожерелье нектаров, дающих высшее исцеление" и "Сто богов Тушиты"перевела  с английского М. Малыгина.

 

                 ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

упоминавшиеся в лекциях Геше Тинлея

Четыре Благородные Истины

  1. Истина о страдании.
  2. Истина о причине страдания.
  3. Истина об избавлении от страдания.
  4. Истина о Пути, ведущем к избавлению от страданий.

 

Тройная практика тренировки ума.

1.      Практика нравственности.

2.      Практика концентрации.

3.      Практика мудрости.

СУТРА

Три уровня практики:

1. Начальный. На этом уровне выполняются медитации:

1)      о непостоянстве и смерти;

2)      о драгоценности человеческой жизни;

3)      практика Прибежища;

4)      практика кармы.

2. Средний. Здесь выполняются:

1)      медитация на Четырех Благородных истинах;

2)       «тройная практика тренировки ума».

3.Продвинутый. Основное внимание на двух методах развития бодхичитты:

1)      рассмотрение причинно-следственных связей (причина-действие-результат);

2)      постановка себя на место другого.

Четыре практики помощи другим:

1. Давать именно то, что им необходимо.

2. Говорить осторожно и мудро, на благо того, с кем говоришь.

3. Самому поступать в соответствии со своими словами.

4. Привлекать к практике своих друзей.

Шестъ практик высшего совершенства (парамит)

1.      Практика совершенного милосердия.

2.      Практика высшей нравственности.

3.      Практика высшего терпения.

4.      Практика развития энтузиазма.

5.      Практика концентрации.

6.      Практика запредельной мудрости.

Четыре этапа пути к просветлению:

1. Путь накопления.

2. Путь подготовки.

3. Путь видения.

4. Путь медитации.

ТАНТРА

Четыре класса тантр:

1. Крийя-тантра (тантра действия).

2. Чарья-тантра (тантра поведения.

3. Ануттара-тантра (йога-тантра).

4. Маха-ануттара-йога-тантра (великая высшая йога-тантра).

 

Три класса Маха-ануттарайога-тантры:

1. Отцовская - Гухьясамаджа-тантра.

 2. Материнская - Чакрасамвара-тантра.

3. Недвойственная - Ямантакайога-тантра.

Два вида Ясного Света:

1. Предварительный Ясный Свет.

2. Подлинный Ясный Свет.

Два метода достижения Ясного Света:

1. Прямой метод.

2. Косвенный (непрямой) метод.

 

Четыре посвящения:

1. Посвящение сосуда.

2. Тайное посвящение.

3. Посвящение мудрости.

4. Посвящение словом.

 

КАРМА

Четыре момента, образующие карму:

1. Объект.

2. Мотивация.

3. Действие.

4. Завершение.

Три уровня мотивации:

1. Желание обрести счастье не в этой, а в будущей жизни.

2. Стремление полностью освободиться от сансары.

3. Безграничное сострадание, бодхичитта.

Два вида результатов кармы:

1. Действенный результат.

2. Результат подобного действия.

Три весомых объекта, действия в отношении которых создают особенно значительную карму:

1. Духовный учитель.

2. Родители (отец и мать).

3. Будды и бодхисаттвы.

Четыре характеристики кармы:

1. Данность кармы.

2. Отсутствие результата, если не созданы предпосылки для его возникновения.

3. Если карма создана, она не может не проявиться.

4. Карма умножается.

Три категории кармических отпечатков:

1. Отпечатки, приносящие счастье. Они называются позитивной кармой.

2 Отпечатки, создающие причины для страданий. Это негативная карма.

3 Отпечатки, не создающие причин ни для страданий, ни для счастья. Это нейтральная карма.

Три вида кармы:

1. Проявляющаяся в этой жизни.

2. Проявляющаяся в следующей жизни.

3. Проявляющаяся через жизнь.

 

Четыре противоядия:

1.      Раскаяние и сожаление.

2.      Принятие Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе.

3.      Действенное противоядие, состоящее в чтении мантр, выполнении протираний, строительстве ступ и т. д.

4.      Твердая решимость не повторять снова того, в чем раскаялись.

 

Десять видов негативных действий:

1. Три негативных действия тела:

1) убийство;

2) воровство;

3) сексуальная невоздержанность.

 2. Четыре негативных действия речи:

1) ложь;

2) клевета и злословие;

3) грубость, или гневная и резкая речь;

4) пустая болтовня.

3. Три негативных действия ума

1) ум, испытывающий привязанность;

2) ум, замышляющий злодеяния;

3) ложные взгляды.

 

Три вида очищения негативной кармы в практике Ваджрасаттвы:

1.      Ниспадающее очищение.

2.      Восходящее очищение.

3.      Спонтанное очищение.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека