Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Ченрезиг – Господь Любви. Принципы и методы медитации на божестве

ПРИНЦИПЫ НАСТОЯЩЕЙ МЕДИТАЦИИ

От нечистого к чистому

ЧенрезигДхарма - это метод, позволяющий нам пройти от состояния обычного существа к состоянию пробужденного существа, называемого состоянием будды. Можно знать единственно значение  дхармы и ее глубокую цель, если понимать ее, как процесс, принципы которого выражаются в терминах очищения:

- базис очищения,

- объект очищения,

- очищающий агент,

- результат очищения.

                               Базис очищения

Истинная природа нашего ума - это  ум сам по себе аналогичный способу существования умов всех существ. Как такового, примеси не пачкают его. Сейчас он, однако, пропитан громадным временным обусловливанием. Такое обусловливание не воздействует на суть ума, но порождает иллюзию и страдание.

Суть ума называется "сердцевиной пробуждения". Она чиста, но, из-за отсутствия реализации, сердцевина пробуждения и нечистоты перемешаны вместе. Такое взаимно смешение образует базис очищения на подобие белой материи, запачканной грязью. Поскольку ее природа - белизна, материя может стать белой снова.

Так же, природа нашего ума - это чистота, и мы можем вновь обнаружить ее. Уголь, однако, ни в коем разе не станет белым, ведь он изначально черен. Если бы иллюзия, двойственность и страдание были бы природой нашего ума, у нас не было бы ни единого шанса избавиться от них.

Объект очищения

Объект очищения - это то, что должно быть устранено, а именно, иллюзорные примеси, подобные пятнам покрывающим белую материю, не являющимся частью ее природы. Эти примеси не имеют какую-либо действительную реальность; в этом причина, почему их их можно устранить. Если бы они были наделены существованием самим по себе, это было бы невозможно; но они условны, имеют иллюзорную природу, и просто ошибочны. Их корень - это двойственность "захваченного-захватывающего". Внешне, существуют явления, выхватываемые как объекты; внутренне, есть ум, как схватывающий субъект. Такая полярность становится причиной зарождения тревожащих эмоций (гнева-отвращения. желания-привязанности, слепоты, зависти, стяжательства, гордости, и тому подобного) и иллюзорных явлений, на основании которых возникает карма и страдание. Следовательно, двойственность, основание данного процесса, должна быть удалена, как самое главное.

Внешне выхватываемые объекты имеют шесть аспектов, отвечающих шести чувствам:

- формы зрительного чувства,

- звуки чувства слуха,

- запахи чувства обоняния,

- вкус вкусового чувства,

- осязание тактильного чувства,

- мысленные объекты ментального чувства.

Субъект, внутренне схватывающий их, подразделяется на шесть сознаний:

- зрительное сознание,

- слуховое сознание,

- обонятельное сознание,

- вкусовое сознание,

- тактильное сознание,

- ментальное сознание.

В рамках иллюзии, ум функционирует таким образом: шесть объектов чувств и шесть сознаний, схватываются как отдельные реальности. Это разделение является пространством, в котором происходит игра тревожащих эмоций.

Эти шесть объектов и сознаний не являются, тем не менее, по-настоящему раздельными сущностями. К примеру, воспринимая форму, хотя мы и выхватываем две независимые друг от друга сущности, воспринимаемый предмет и воспринимающий ум, - мы совершаем ошибку. В действительности, форма, выхватываемая как предмет, есть ничто иное как манифестация аспекта "ясности" ума, вместе с тем как я-субъект есть не иначе как "аспект "пустоты" того же самого ума. Внутри этой механики иллюзии, оказывается, что попадаешь в ситуацию, когда смотришь на себя как на другое. Почти как в случае, когда гуляешь в солнечный день; наша тень, отделенная от нас, кажется чуждой.

Внешне выхваченный объект и внутренне схватывающий субъект, который ловит его, в действительности, ни чуть не разделены; но поскольку мы этого не осознаем, в силу вступает двойственность с самим собой. Отсюда возникает игра тревожащих эмоций и иллюзорных мыслей. Значит, надлежит очиститься от такой полярности я - другое.

Очищающий агент

Чтобы постирать запачканную тряпку необходимы различные вещи, такие как вода, моющее средство и мыло. Аналогично, чтобы очистить ум, необходимо средство: это -  дхарма Все ее стадии, все стороны, что составляют ее, и все медитации, которым в ней учат, имеют эту уникальную очищающую функцию. Принятие прибежища, подготовительные практики, ментальное успокоение ( ши ней ) и высочайшее видение  ( лха тонг ), фазы построения и завершения в  ваджраяне и наконец  махамудра сходятся в одной и той же цели.

Благодаря  дхарме во-первых стихают тревожащие эмоции и ниболее явные иллюзорные мысли. Далее, постепенно, пропадают менее заметные аспекты, пока наконец последнее пятно, пелена, что закрывает знание не устраняется окончательной медитацией, "ваджрным самадхи," приводящей к предельному пробуждению.

Ясно, что медитация Ченрезига является одним из этих средств очищения. В частности, мыслью "я - Ченрезиг", называемой "гордостью божества," очищается уподобление обыкновенному "я". Медитируя на теле божества, его украшениях, чистой стране и так далее, очищаются от того обусловливания, что производит обыкновенные явления. Мы изучим эти вопросы позднее в разделах "Функция двух фаз" и "Три характеристики фазы построения." Там мы детально рассмотрим очищающую функцию Ченрезига.

Результат очищения

Когда ум полностью очищен от двойственности субъекта-объекта, показывается плод: реализация недвойственной истины ума. Его природа не отличается от трех тел пробуждения - абсолютного тела  ( дхармакая ), тела совершенного опыта ( самбхогакая ) и тела эманации ( нирманакая ). Эти три тела уже присутствуют в скрытом состоянии на уровне базиса очищения. На уровне результата они актуализируются и раскрываются в своей полноте и чистоте.

С точки зрения пробуждения, фактически, не существует разделения, ни единого понятия о порождении, дифференциации или классификации. С относительной позиции, однако, выделяют три очевидных разновидности, три тела:

Дхармакая соответствует аспекту пустоты пробужденного ума, и потому не имеет формы, цвета, запаха и так далее. Это тело, сказано, обрета ется ради собственного блага. Силой сострадания и благодаря пожелани ям будд, а также заслуге существ, из  дхармакаи проявляются два фор мальных тела.

Самбхогакая является существам, у которых очень чистая карма, в стра нах проявления отличных от наших. Там передача  дхармы не происходит посредством учений, которые затрагивают речь и слушание. Самбхогакая просто проявляется, и бодхисаттвы, составляющие ее свиту учеников, понимают все, что должно быть передано.

Нирманакая - это манифестация пробуждения в сфере обыкновенного су ществования, имеющая целью руководить существами с нечистой кармой. К примеру, Будда Сакьямуни, который пришел на землю, повернул колесо дхармы и тем самым позволил существам вступить на путь освобождения.

Пока два формальных тела добиваются блага существ, ум будды не совершает ни единого усилия, не питает ни единого намерения, и не испытывает ни единой трудности. Подобно сиянию солнца, здесь присутствует всецело спонтанная активность, результат предыдущих пожеланий, мотивации и заслуги.

Хотя аспекты трех тел и отличаются, их суть едина. На следующем примере можно понять, что эти три аспекта - по сути одно. Луна в небе - все равно, что  дхармакая ; ее лучи подобны  самбхогакае ; а ее отражение на поверхности воды - подобно  нирманакае Хотя луна, лучи и отражение выглядят различными, они являются по сути одним и тем же.

Так что, базисом очищения является ум обычного и нечистого существа, и тем не менее, наделенного потенциалом пробуждения. Объект пробуждения - это собрание условных примесей, причиной которых является полярность субъкта-объекта. Агентом очищения является  дхарма Результат очищения это реализация недвойственного способа существования, актуализация пробуждения.

Инициация

Для эффективности, всякая медитация  ваджраяны требует инициации, духовная сила которой передается в ходе ритуала. Буз инициации, практика фаз построения и завершения не может совершаться, или же, если и совершается, будет бесполезной.

В зависимости от классов тантр и божеств, инициации предполагают различные аспекты внутри рамок более или менее сложных, продолжительных или коротких ритуалов. Их принцип, не смотря на это, остается таким же.

Функционирование нашей обычной индивидуальности в Буддизме описывается различными средствами: пятью элементами, пятью агрегатами, двенадцатью базами восприятия и так далее. Эти разнообразные образования отмечены двойственностью, иллюзией и страданием. В  ваджраяне мы, однако, считаем их предельную природу чистой и божественной, хоть мы и не реализовали ее сейчас.

Что происходит в ходе инициации? Наставник, который наполняет ее мантрами  мудрами визуализацией и медитацией, возлагает духовную силу и благословение на элементы, агрегаты и базы восприятия. Тем самым, их божественный потециал, прежде этого замутненный неведением, пробуждается. Этот начальный толчок и практика соответствующего божества, позволяют нам до конца актуализировать и выразить божественную реальность нашего ума.

Инициация Ченрезига, которая может быть передана только мастером, который сам получил ее по неразрывной линии, состоит из трех главных аспектов, включаемых в одну церемонию:

- инициация тела божества налагается на тело ученика. Это дает ученику полномочия визуализировать себя в форме Ченрезига, а также видеть вселенную как Страну Блаженства. Кроме того это позволяет нам медити ровать на союзе видимости и пустоты.

- Инициация речи божества налагается на речь ученика. Тем самым получа ются полномочия декламировать  мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ, а также рассматривать все звуки как  мантру за рамками обычного представления о них как о приятных или неприятных. Кроме того инициация позволяет нам медитировать на союзе звучания и пустоты.

- Инициация ума божества возлагается на ум ученика. Она дает полномочия медитировать думая, что собственный ум является одним с умом Ченрези га, который открывает нас развитию любви и сострадания. Она так же позволяет нам медитировать на союзе сострадания и пустоты.

Тибетцы проговаривают мантру Ченрезига не получая инициации, но они делают это с верой и преданностью, приобретаемыми с малолетства. Все они рассматривают Ченрезига как защищающее божество их страны. Во время ходьбы, работая и выполняя большое количество дел, они проговаривают мантру иногда не зная как визуализировать божество. Так же, если мы доверяем Ченрезигу, мы можем повторять его  мантру не получая инициацию, и мы получим некоторую пользу от этого.

Пока Ченрезига рассматривают, как что-то внешнее, инициация, на самом деле, не обязательна. Однако, чтобы медитировать на себе в форме божества и действительно исполнять фазы построения и завершения, инициация необходима.

 

Две фазы медитации в Ваджраяне: построение и завершение

Медитации  ваджраяны подразделяются на две фазы: фазу построения и фазу завершения.

Фаза построения принадлежит к первой части медитации, в течение которой мысленно созидается видимость божества.

Фаза завершения относится к концу медитации, в ходе которого видимость исчезает в пустоту. И тогда мы пребываем в природе ума, то есть отсутствии мысли и переживании радости одновременно.

Когда на поверхности океана образуются волны, они могут показаться чем-то отличным от океана. Однако, когда волна опускается, она уходит обратно в океан, ее собственную природу. Таким же образом и фазы построения и завершения не раздельны по сути. Как на примере с волной и океаном, они имеют одну и ту же природу. Фаза построения соответствует волне, которая набирает силу; фаза завершения - волне, которая падает обратно в океан. В обоих случаях, всегда один и тот же ум медитирует; там нет двух отдельных реальностей. Если не вполне понятно такое отношение, иначе пожалуй фазу построения можно сравнить с возведением дома, а фазу завершения с его разрушением.

Для начинающих, обе фазы имеют, и это верно, отличительные стороны. Мы сперва выполняем фазу построения, в продолжение которой визуализируем божество и повторяем  мантру В конце этой фазы, мы делаем фазу завершения, растворяем все явления в пустоте.

На более продвинутом уровне, однако, эти две фазы не различаются. Фаза построения начинает с пустоты ума, из которой созидается образ. Напимер, в уме можно вызвать образ города Парижа. Тогда видны строения, которые вы знаете, улицы, известные вам, и так далее. Все это возникает отчетливо. Хотя эта манифестация и появляется, она, тем не менее, пуста, лишена какой-либо материальной реальности или самостоятельно сущности. Пустота - это фаза завершения. Обе фазы присутствуют одновременно. Визуализируемые видения пусты и хотя они и пусты, тем не менее проявляются. Таков союз манифестации и пустоты.

Когда мы визуализируем Ченрезига, мы четко видим его лицо, руки, драгоценности и разнообразные цвета; это - фаза построения. В то же самое время, Ченрезиг не имеет материального существования; это - фаза завершения. Так же и звуки являются одновременно звучанием и пустотой; мысли суть одновременно сознание и пустота.

Каждая мысль, которая возникает в уме на самом деле содержит в себе две фазы построения и завершения.

Такова природа двух фаз. Теперь мы рассмотрим то, как "функционирует" медитация Ченрезига; как она поддерживает наш духовный прогресс в целом, то особое, что дают две фазы, и характеристики фазы построения.

 

Общие функции медитации Ченрезига

ЧенрезигМедитация Ченрезига - это не просто фрагмент  дхармы ; она охватывает собой все аспекты духовного пути. Она закончена сама по себе и позволяет нам развить все качества обязательные для пути, шесть совершенств  (пара мит) махаяны :

- Мотивация, вдохновляющая нас медитировать, чтобы стать способными

быть полезными существам. Это - парамита щедрости

- Когда выполняют визуализацию и декламацию  мантры удаляются от обыч ной деятельности тела речи и ума. Обычное поведение, обычная речь и обычное мышление оставляются позади. Это -  парамита этики

- В ходе медитации, приемлют неудобство, которое тело и ум иногда испы тывают. Это -  парамита терпения

- Верное усилие нарастает тогда подчиняешься упорству. Это -  парамита усердия

- Когда тело божества, чистая страна, украшения и слоги  мантры узнаются как ясность ума, сияющее проявление самого ума. Это - парамита транс цендентальной мудрости

Функцию медитации Ченрезига можно рассмотреть более досконально. Для этого используются две перспективы:

- Медитация позволяет развить аспекты такие разнообразные, как устране ние иллюзорных мыслей, накопление заслуги, сострадание, преданность, ментальное спокойствие, высочайшее видение, и  махамудра

- Она так же дает возможность очистить свое обусловливание на глубочай шем уровне.

Давайте изучим пункты, причисляемые к первой возможности:

-  Устранение иллюзорных мыслей : во-первых, визуализация цветов, одежд и атрибутов Ченрезига способствует устранению обыкновенных иллюзорных мыслей. Во-вторых, визуализация себя в форме Ченрезига уничтожает конструкции иллюзорного "я".

-  Накопление заслуги: в медитации представляют, что излучают свет. Не которые лучи идут "вверх" и делают подношение буддам и боддхисаттвам десяти направлений. Также мы посылаем лучи "вниз" к обычным существам и облегчаем их страдание. Такие визуализации, помимо прочего, позво ляют нам накопить заслугу и очистить свои завесы.

-  Сострадание: практикующий думает о страдании существ и при посредстве различных визуализации, которые мы рассмотрим позднее, развиввает сострадание к существам. Кроме того, подлинная форма Ченрезига и его мантра насыщают наш ум состраданием всех будд, поскольку Ченрезиг и его  мантра выражают такое сострадание.

-  Преданность: мы адресуем подношения и молитвы к буддам и бодхисатт вам, что позволяет нам усилить свое доверие и преданность.

-  Ментальное успокоение (тибетское ши нэй ): в продолжение медитации, ум покоится без рассеяния на всем теле божества или на какой-либо дета ли, ыизуализируемом слоге, или звуке  мантры и это позволяет нам раз вить ментальное спокойствие. Сверх того, те различные объекты, на ко торых ум может успешно медитировать, охраняют медитатора от утомления и облегчают продвижение в медитации.

-  Высочайшее видение (тибетское лха тхонг ): когда тело Ченрезига ясно выступает в уме, оно, однако, лишено действительной сущности и мате риальной реальности, подобно отражениею луны в воде или же образу в зеркале. Это тело является сияющим свечением предельного Ченрезига,

который является также и предельной природой нашего ума. Осознание пустой природы данного явления - это высочайшее видение.

-  Махамудра : божество, значит, является видимостью-пустотой. Но оно, с одной стороны, не является видимостью, а с другой стороны, пустотой, один раз видимостью другой раз пустотой. Будучи видимостью, оно не теряет своей пустоты; будучи пустым, оно не лишается своей видимости.

Это - союз видимости и пустоты, не в смысле двух вещей, расположенных друг подле друга, но в смысле двух вещей, образующих одну и ту же не расчленимую реальность. Пребывать без рассеяния в таком состоянии со единения - это одновременность ментального успокоения и высочайшего видения сразу, так же называется  махамудрой или же более точно, в данном случае, " махамудрой тела божества ". В начале не испытываешь по-настоящему это состояние, но наличие некоторого представления о нем облегчает подступ.

 

Особые функции двух фаз

Этих различных пунктов достаточно самих по себе, чтобы сделать ясным полезность медитации Ченрезига. Нам следует, однако, добавить к ним очищающую функцию, порождаемую милостью на глубочайшем уровне. Это - духовная энергия, заряжающая каждый элемент медитации.

Явления, как мы воспринимаем их, не имеют в действительности существования сами по себе. Они производятся нашим собственным умом и искажаются обусловливанием, порождаемым нашей  кармой Это обусловливание действует на уровне "потенциального сознания". Оно ведет нас к переживанию манифестации, как отдельного от нас самих, твердого, реального по себе опыта, и причиняет много страдания. Ум, свободный от такого обусловливания, это чистый ум, в котором чистые феномены проявляются в отсутствии материальности, за рамками двойственности субъект-объекта, лишенные отметины тревожащих эмоции и страдания.

Очищение, следовательно, должно действовать на уровне потенциала сознания; именно там оперируют медитации  ваджраяны Настоящая цель фаз построения и завершения состоит в том, чтобы истребить всю целость обусловливания, производящего самсарическое существование. Условием  существования в самсаре является последовательное прохождение стадий рождения, жизни и смерти. С безначальных времен, мы прошли через бессчетное количество существований, каждое из которых придерживалось той же картины: рождения, жизни и смерти. Обусловливание, врезавшееся в нас из-за бесконечного повторения, - чрезвычайно сильно, и стремиться без конца воссоздавать все тот же процесс, в котором мы остаемя заключенными в тюрьме иллюзии.

Медитация на божестве, включающая в себя две фазы, располагает, в данной связи, тройной функцией:

- очистить нас от обусловливания, вызывающего рождение в обычной форме, являющейся результатом кармического созревания;

- очистить нас от обусловливания, причины явлений обычной жизни, кото рая характеризуется схватыванием отдельной сущности и страданием;

- очистить нас от обусловливания, вызывающего обычную смерть, и актуа лизировать тела и мудрости пробуждения.

В рамках этого, каждый аспект медитации исполняет соответствующее определенное очищение:

- Перед началом визуализации, представляют, что все феномены в обычной и нечистой форме растворяются в пустоте. Этим символически изобража ется смерть, которая предшествовала теперешней жизни. Тем самым очи щается обусловливание смерти, произведенное в наших прошлых жизнях, и мы готовимся к актуализации абсолютного тела ( дхармакаи ), предельной природы ума.

- Из пустоты, сперва появляются лотос, лунный диск и семенной слог ХРИ.

Это соответствует соединению трех элементов, что характеризует момент зачатия в утробе: лотос представляет собой яйцо, лунный диск - спер матозоид, а семенной слог - сознание, приходящее из  бардо и присоеди няющееся к двум материальным опорам. Все феномены, уже очищенные растворением в пустоте, теперь способны проявиться в своих чистых вы ражениях. В результате, мы очищаемся от обусловливания, вызванного зачатием.

- Далее, трансформация семенного слога в божество соответствует рожде нию и позволяет нам очиститься от обусловливания, вызывающего его.

Таким образом, приводятся к созреванию возможности тела эманации ( нирманакаи ).

- Медитатор декламирует обращения, восхваляющие божество, и представляет свет, исходящий из сердца Ченрезига, что выражает собой подношения

буддам и бодхисаттвам, визуализирует атрибуты Ченрезига, одежду, дра гоценности, божественный дворец, в котором он находится и страну чис той манифестации, окружающую дворец. Можно отнести это к характерис тикам нашей обычной жизни от рождения до смерти: нашей активности, взаимоотношениям с другими, одежде, привычкам украшать, жизненной си туации, и окружению. Соответствующие визуализации дают нам возмож ность очистить все обусловливание нашей жизни и подготовиться к акту ализации тела совершенного опыта ( самбхогакаи ).

- В конце фазы построения, чистая страна растворяется в небесном двор це, небесный дворец - в божестве, божество - в семенном слоге, кото рый в конце концов растворяется в пустоте. Это растворение символизи рует приход смерти и имеет тот же эффект, что и расстворение феноме нов в начале перед визуализацией: очищение обусловливания, происходя щего в момент смерти, и будущая актуализация  дхармакаи

Итак, тем самым завершают полное очищение и, одновременно, делают возможным появление трех тел пробуждения. В действительности, наш ум уже сейчас и всегда был буддой по природе, но разнообразные завесы, покрывающие его, удерживают эту пробужденную природу в латентном состоянии и не дают ей проявиться. Когда она по-настоящему проявится, чистые страны и тела божеств, которые являются истинным выражением этой предельной природы ума, откроются сами.

 

Характеристики фазы построения

Теперь давайте снова вернемся к фазе построения. Чтобы быть законченной, она должна быть наделена тремя характеристиками:

- отчетливой видимостью образа,

- памятью и знанием чистого значения,

- гордостью божества.

Отчетливая видимость

Кармическое обусловливание - это источник, из которого создается мир в том виде, как мы воспринимаем его, внешний мир, а также наше собственное тело. Эти творения подобны творениям сна, но у нас имеется твердое и реальное восприятие их существования. Отчетливость видимости, то есть ясность визуализации, направленна на то, чтобы выключить нас из участия в этой разновидности иллюзорного порождения и удалить наше тяготение к такой реальности. Хотя мы уже и обсудили данную функцию при рассмотрении очищения потенциала сознания, давайте взглянем на нее еще раз с точки зрения фазы построения.

Мир представляется нам как громадное многообразие манифестаций: вселенная, внешнее окружение, наша жизненная ситуация, тело, одежда, драгоценности, что мы носим, разнообразные цвета и так далее. Визуализация берет в расчет это многообразие и предлагает такое же многообразие божественных проявлений:

- вселенная и внешнее окружение заменяются визуализацией Страны Бла женства, где все явления прекрасны, чисты и насыщены радостью;

- наша жизненная ситуация вытесняется визуализацией "драгоценного двор ца" божества;

- все существа и мы сами принимаем форму Ченрезига;

- одежда и украшения становятся драгоценностями и шелком на Ченрезиге;

- обычные цвета преобразуются в цвета божества и в частности в цвета тела, украшений и одежды.

Таким образом, божественные явления замещают обычные явления и нейтрализуют нашу фиксацию к их реальности.

Новички, однако, часто испытывают трудность в том, чтобы получить ясность видимости и самое сложное получить целиком образ всего божества. Поэтому можно сперва визуализировать отдельные аспекты: только лицо, затем каждую из рук или четки, лотос, драгоценность и так далее. Такой подход дается несколько легче.

Начинающие также могут испытывать сложность в том, чтобы видеть, что Ченрезиг, которого они визуализируют, и их собственный ум - одно. В действительности, визуализация существует только в нашем уме, а значит, нет субъекта, который наблюдает или же наблюдаемого объекта. Наши привычные тенденции склоняют нас, даже в данном случае, к тому, чтобы удерживать дуальность субъект-объекта. И только благодаря большому опыту медитации и верному пониманию природы ума визуализация перестает быть окрашенной ошибочными понятиями о субъекте и объекте. Временно, начинающий медитатор может рассматривать визуализацию просто как объект, за которым ум наблюдает, и пытаться сделать ее более четкой и устойчивой, давая возможность уму успокоится.

 

Знание чистого значения

Ясность визуализации не должна превращаться в восприятие божественного объекта, как могущего на самом деле существовать материально, пусть даже на плане более прекрасном и высоком, чем наш. Божество - это видимость и вместе с тем отсутствие присущей ей реальности, вроде образа в зеркале или отражения луны в воде. Визуализируемое божество не обладает той же природой, что и  тханка или статуя. Его природа лишена материального существования и при этом наделена качествами пробужденного ума. Она - не материальная и не косная.

Схватывание материальной реальности в божестве уничтожается вспоминанием чистого значения. Здесь имеется в виду знание того, что всякий визуализируемый аспект выражает качества пробуждения в виде символической связи. Поэтому, каждая деталь Ченрезига имеет значение:

- белый цвет его тела: Ченрезиг абсолютно чист, свободен от какого-либо

недостатка;

- одно лицо: суть всех феноменов - одного и того же вкуса;

- четыре руки: "четыре неизмеримых" (неизмеримая любовь, неизмеримое

сострадание, неизмеримая радость и неизмеримая безмятежность);

- две скрещенные ноги в  ваджрной позе: Ченрезиг не пребывает ни в край ностях нирваны для себя, ни в  самсаре ; он соединяет сострадание и

пустоту;

- драгоценность, которую он держит в сложенных у сердца руках: Ченрезиг

совершает действия на благо всех существ и удовлетворяет их нужды;

- четки, которые он держит в правой руке: он вытягивает всех существ в

направлении освобождения;

- лотос в левой руке: Ченрезиг имеет сострадание ко все существам, и

помимо этого, - сродни тому, как лотос вырастает из тины, но его цве ток не запачкан, так и Ченрезиг действует в этом мире, оставаясь не запятнанным тревожащими эмоциями и несовершенствами;

- диск луны за спиной: в Ченрезиге любовь и сострадание достигли своей

полноты;

- шкура оленя через его плечо: легендарная доброта оленя символизирует

ум пробуждения, помыслы которого всецело обращены на благо существ;

- разнообразные драгоценности: богатство качеств пробужденного ума Чен резига;

- пятицветные шелка: пять мудростей.

В визуализации, ясность видимости образа, соединенная с пониманием этого символизма, позволяет нам избавиться от материального восприятия божества. Это не означает, что необходимо непереставая проговаривать в уме данный список символических значений, но знать и приспосабливать их.

 

Гордость божества

Существа относятся к своей индивидуальности с сильной привязанностью. Идея о "я" говорит о том, что эта реальность глубоко засела в нас. Представление "я", "я - это тот, или этот" становится чем-то вроде гордости на наиболее существенном уровне.

В медитации, мы подменяем эту обычную гордость "гордостью божества"; подстегиваем убеждение, что "я - это Ченрезиг".

Обычная гордость - это основание, на котором развиваются тревожащие эмоции, иллюзорные мысли и вытекающие отсюда страдания. Гордость божества помогает нам остановить эти порождения. Когда "я - Ченрезиг," я больше не заодно с обычными желаниями, отвращениями и проектами. Нечистые явления, с которыми мы обычно отождествляем себя, замещаются чистыми явлениями, то есть телом Ченрезига, его чистой страной манифестации, его мантрой и так далее.

Можно подумать, что такой перескок отождествления (с нашей обычной индивидуальности - на другую - индивидуальность божества) - не настолько значительное изменение. Но разница, однако, очень велика. В первом случае, присутствуют тревожащие эмоции и страдание, а во втором случае, нет.

Каждый из трех аспектов фазы построения исполняет точную функцию:

- ясность видимости образа уничтожает выработку обычных, то есть, иллю зорных явлений;

- знание чистого значение уничтожает хватание за материальное существо вание в чистой зоне видимости божества и его страны манифестации; гордость божества уничтожает уподобление обычному "я".

Эти три пункта очень важны, но развитие третьего более важно, чем развитие первых двух. На глубоком уровне, гордость божества позволяет нам воспринимать тело Ченрезига как выражение ясности собственного ума и как сияющее свечение его пустой природы. Субъект и объект, пустота и видимость становятся нерасторжимыми, и медитатор покоится в таком созерцании. Это состояние, разумеется, нельзя достичь быстро. В начале, достаточно просто думать: "Я - Ченрезиг."

 

Как научиться визуализировать

ЧенрезигКогда начинают практиковать фазу построения, часто сталкиваются с трудностью сформировать цельный образ божества. Наши усилия раскалываются: когда визуализируют лицо, руки становятся нечеткими; руки, в свою очередь, заслоняют лицо; а ноги оттирают руки. Следует, тем не менее, удерживать ум расслабленным и не бороться с собой. Если практиковать таким образом, наша способность визуализировать постепенно улучшится.

Не следует подходить к визуализации в жесткой и чересчур структурированной манере. Избегайте рассматривать визуализацию Ченрезига как возведение стены дома, когда каждый кирпич прочно крепится к предыдущему, а двери и окна вставляются материально в отведенные для них места. Хорошим методом будет следующий:

В начале медитации, просто развиваете мысль, что "я - Ченрезиг" и погружаетесь в нее. Когда возникают другие мысли, заставляя нас вернуться к погружению в нашу обычную личность, тогда используют поддержку визуализации, с целью опять получить идею о том, что я - это божество. К примеру, думают "я - Ченрезиг, поэтому, мое тело белого цвета" и переносят свое внимание на белизну тела. Это позволяет стабилизировать ум на некоторое время. Когда нас отвлекают другие мысли от белого цвета, тогда мы вспоминаем принадлежности, которые мы держим в руках, и так далее. Когда устойчивое внимание больше невозможно удерживать на одной из частей визуализации, переходят к другой: рукам, ногам, лицу, и так далее. Подобным же образом и наш ум привыкает к некоторой устойчивости, без напряжения. Визуализация делается все более непринужденной и приятной.

Когда маленький ребенок сидит в окружении множества игрушек, он и не думает играть со всеми ими сразу. Он берет одну игрушку и играет с ней некоторое время, затем, когда ему стало достаточно, берет другую, которую, опять же, откладывает, чтобы поиграть с третьей, и так далее. У него полно игрушек, но он не беспокоится на счет возможности поиграть со всеми сразу. Он знает, что они здесь, но одной игрушки довольно, а когда она наскучит, он может взять другую.

Медитация Ченрезига во многом аналогична. Сначала визуализируют лицо, или одну руку, украшение, цвет, а когда уму надоело, переходят к другой детали. Тогда ум чувствует большую легкость, наделенную свободой передвижения, и лишенную веса, превышающего его способности. Это - очень хороший метод овладения медитацией.

В противном случае, рискуют приступить к визуализации в беспокойстве и с напряжением: "Я просто должен визуализировать не забывая ничего - ни тела, ни цветов, ни атрибутов; пусть руки остаются на своем месте, равно как и ноги, и сверх того, мне нельзя выпускать лицо из виду, когда я размышляю о лотосе или четках..." Такая задача покажется совершенно ошеломляющий, вы будете полностью обескуражены еще даже не начав!

Предположим, что перед вами ставят множество задач, которые вы должны выполнять одновременно. Вы не знаете за что взяться; начиная одно, вы беспокоитесь о неспособности сделать другое. Вы думаете: "Я никогда не справлюсь с этим. У меня нет времени, необходимого на все это. Это невозможно!" Вам будет не легко с таким чувством, будто вы взвалили непомерную ношу на свои плечи. Но вам и не обязательно подступаться к медитации с такой же тяжестью в уме.

Делая визуализацию, у нас имеется некоторая пластичность и способность решать, что мы можем или не можем сделать; ведь именно наш ум думает таким образом. И напротив, когда мы желаем получить совершенную визуализацию, а потом, не будучи способными достигнуть этого, мы восстаем против самих себя или отчаиваемся, то это как и прежде наш ум создает эти проблемы. Ум сам творит себе свободу или трудности в зависимости от его подхода к вещам.

Надо обладать искусством верно направлять ум и знать, как непринужденно и легко медитировать, на подобие того, как маленький ребенок играет с тем, что подходит ему в удобное ему время. Для него это не сложно и его ничто не беспокоит. Мысли, которые обычно волнуют нас, могут быть успокоены применением такого отношения. Если же, напротив, мы фиксируемся на идее о том, что должны не забыть "это" и не пропустить "то", мы лишь добавляем новых беспокойств к старым и новое напряжение с нашему старому. Но не в этом цель медитации.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека