Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Ченрезиг – Господь Любви. Принципы и методы медитации на божестве

МЕТОДЫ МЕДИТАЦИИ

ЧенрезигМедитация Ченрезига состоит из четырех частей:

- Вступление

- Фаза построения

- Фаза завершение

- Заключение

Вступление

Вступление к медитации включает две части: принятие прибежища и развитие ума пробуждения. То и другое декламируется в одном и том же стихе, который повторяют три раза:

САНГ ГЬЕЙ ЧУ ДАНГ ЦОК КЬИ ЧОК НАМ ЛА

ЧАНГ ЧУБ БАР ДУ ДАУ НИ КЬЯБ СУ ЧИ

ДАГ ГИ ДЖИН СОК ГЬИ ПЭЙ СО НАМ КЬИ

ДРО ЛА ПЕН ШИР САНГ ГЬЕЙ ДРУБ ПАР ШО

Пока не достиг просветления, я принимаю прибежище

В Будде, дхарме и возвышенной сангхе.

Благодаря заслуге, зарождаемой практикой щедрости и других

совершенств,

Пусть я реализую пробуждение ради блага существ.

Первые две строки относятся к принятию прибежища; две следующие строки - к зарождению ума пробуждения.

Принятие прибежища может совершаться двумя способами: без или с визуализацией.

В первом случае, просто думают, что все будды и бодхисаттвы все время присутствуют здесь и что мы отдаем себя их опеке.

Во втором случае, визуализация отличается от визуализации "дерева прибежища", используемой в частности в  подготовительных практиках когда представляются сразу множество различных фигур: лам,  йидамов будд, текстов  дхармы представителей сангхи и защитников. Метод, применяемый в медитации Ченрезига, называется "традицией драгоценности, которая собирает все места прибежища в себе." Здесь визуализируется только Ченрезиг и мы отдаем себя его опеке. Думаем, что Ченрезиг соединяет в себе источник ламы, линию лам, а также прочие места прибежища, будд, бодхисаттв,  йидамов и так далее.

В обоих случаях мы не принимаем прибежища лишь для себя, но представляем, что прибежище принимается вместе со всеми существами вселенной до тех пор пока каждый не придет к пробуждению.

Второй аспект развития ума пробуждения подразумевает, что на пороге медитации мы задаем своему уму правильное направление. Мы думаем: "Я делаю эту практику, чтобы получить способность освободить всех живых существ от страданий  самсары После того как я достигну состояния Ченрезига, я буду постоянно работать на благо существ, как он теперь."

Фаза построения

Фаза построения начинается с создания образа божества. Визуализируют как появляется полностью распустившемся лотос на высоте предплечья над головой. Затем, поверх лотоса, появляется лунный диск, на котором вертикально стоит слог белого цвета, ХРИ. Из ХРИ возникает сияющее излучение, которое распространяется во всех направлениях. Представляют, что свет, идущий вверх - это подношение отправляемое буддам и бодхисаттвам, между тем как свет, идущий вниз, - это поток сострадания, который облегчает страдание обычных существ. Затем свет быстро возвращается обратно к слогу ХРИ, который превращается в Ченрезига в том виде, как он описан в тексте и представлен на  тхангке

Итак, поем:

ДАГ СОК КА КЬЯБ СЕМ ЧЕН ГЬИ

ЧИ ЦУ ПЭЙ КАР ДА ВЭЙ ТЕНГ

ХРИ ЛЕЙ ПА ЧО ЧЕН РЕЙ ЗИ

КАР САЛ О ЗЕР НГА ДЕН ТРО

ДЗЕЙ ДЗУМ ТУ ДЖЕ ЧЕН ГЬИ ЗИК

ЧАК ШИ ДОНГ ПО ТАЛ ДЖОР ДЗЕ

О НИ ШЕЛ ТРЕНГ ПЕ КАР НАМ

ДАР ДОНГ РИН ЧЕН ГЬЕН ГЬИ ТРЕ

РИ ДАК ПАК ПЭЙ ТО ЙОК СОЛ

О ПАК МЭЙ ПЕ У ГЬЕН ЧЕН

ШАП НЬИ ДОР ДЖЭЙ КЬИЛ ТРУНГ ШУГ

ДРИ МЭЙ ДА ВА КЬЯБ ТЕН ПА

КЬЯБ НЭЙ КУН ДУ НГО ВОР ГЬЮР

Надо мной и всеми существами вселенной:

Белый лотос и лунный диск.

На них, буква ХРИ, из которой появляется благородный Ченрезиг.

Его прозрачное и белое тело излучает пять разноцветных лучей;

Он улыбается и смотрит на нас с состраданием.

У него четыре руки, две центральные соединены,

Из двух других, правая держит хрустальные четки,

Левая, белый лотос.

Шелка и драгоценности украшают его.

Оленья шкура перекинута через плечо,

Будда Безграничного Света увенчивает его голову.

Он сидит в ваджрной позе,

За его спиной - незапятнанный лунный диск.

Он соединяет суть всех аспектов прибежища.

Обычно визуализацию делают в процессе пения текста. Однако, пока не имеют навыка практики, можно делать сперва визуализацию, а текст петь после, или же сперва петь текст, а затем делать визуализацию.

Далее, три раза декламируют короткое обращение восхваление, думая, что выражают почтение вместе со всеми существами, качествам тела, речи и ума Ченрезига. Поем три раза:

ДЖО ВО КЬОН ГЬИ МА ГУ КУ ДУ КАР

ДЗОК САНГ ГЬЭЙ КЬИ У ЛА ГЬЕН

ТУК ДЖЭЙ ЧЕН ГЬИ ДРО ЛА ЗИК

ЧЕН РЭЙ ЗИ ЛА ЧАК ЦАЛ ЛО

Господь с белым телом, не запятнанный ни единым недостатком,

Совершенный будда украшает твою голову.

Ты глядишь на существ взором сострадания.

Перед тобой, Ченрезиг, я кланяюсь.

Потом представляют, что Ченрезиг отвечает тем, что излучает, всем телом, свет, распространяющийся во всех направлениях и очищающий все явления:

- вселенная становится Страной Блаженства;

- все существа становятся Ченрезигом;

- все звуки становятся  мантрой Ченрезига;

- каждая активность ума становится умом Ченрезига, исконным сознанием.

Одновременно мы становимся Ченрезигами.

Поем:

ДЭЙ ТАР ТСЭЙ ЧИК СОЛ ТАБ ПЭЙ

ПАВ ПЕ КУ ЛЭЙ О ЗЕР ТРУ

МА ДАК ЛЭЙ НАНГ ТРУЛ ШЭЙ ДЖАНГ

ЧИ НУ ДЭЙ ВА ЧЕН ГЬИ ШИНГ

НАНГ ЧУ КЬЯ ДРО ЛЮ НГАК СЕМ

ЧЕН РАЙ ЗИ ВАНГ КУ СУНГ ТУК

НАНГ ДРАК РИК ТОНГ ЙЕР МАЙ ГЬЮР

Спев молитву не отвлекаясь, после этого

Тело благородного Ченрезига излучает свет.

Свет рассеивает кармически нечистые явления и ошибочное понимание.

Внешний мир становится Страной Блаженства;

Тело, речь и ум существ

Становится Телом, Речью и Умом Господа Ченрезига.

Явления, звуки и познание объединяются в пустоте.

Далее повторяют мантру

Повторение  мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ делается с различными визуализациями, в ходе которых обычно представляют себя в форме Ченрезига. Но начинающие, если они испытывают сложности, используя такой метод, могут взамен визуализировать Ченрезига над своей головой или же в небе напротив.

Здесь мы рассмотрим десять визуализаций, которые могут применяться попеременно, причем не обязательно переходить от одной к другой. Нет необходимости делать их непременно по порядку, и не следует считать данный список исчерпывающим.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 1 :

Концентрируйтесь на том, как выглядит Ченрезиг: либо на всем его теле или же последовательно на различных элементах; например, на лице, потом на руках, диадеме, ожерельях, браслетах, драгоценности, лотосе, четках, ногах и так далее. Таким образом практикуют ментальное спокойствие ( ши нэй ) одновременно развивая способность к визуализации.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 2:

Визуализируйте, что в сердце Ченрезига стоит вертикально буква ХРИ, белого цвета, на лунном диске, лежащем в центре шестилепесткового лотоса. Медитируют, удерживая ум покоящимся на ХРИ.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 3:

Используя предыдущую визуализацию в качестве базиса, добавляют шесть слогов  мантры Они стоят вертикально на лепестках лотоса, обращены к ХРИ в центре и идут в порядке слева направо, начиная от ОМ, расположенного спереди. Каждй слог окрашен в собственный цвет:

- ОМ: в белый

- МА: в зеленый

- НИ: в желтый

- ПАД: в голубой

- МЕ: в красный

- ХУНГ: в черный.

Концентрируйтесь либо на всей визуализации, или же на каждом слоге последовательно.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 4:

ХРИ в сердце непрерывно испускает сияющие лучи, которые трансформируются в красивые предметы, приятные звуки и запахи, или принимают вид благоприятных символов или субстанций. Думают о том, что все это подносится буддам и бодхисаттвам. Затем будды и бодхисаттвы обратно посылают нам свою милость и благословение в форме того же света, который вливается в ХРИ.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 5:

Из сердца Ченрезига, исходит белый свет, который устремляется в ады, усмиряет все страдание существ там, дает прохладу всем тем, кто горит, тепло - тем, кто мерзнет, и превращает ады в чистую страну.

Затем тот же свет идет в мир голодных духов, смягчает их голод, утоляет их жажду, и делает этот мир чистой страной.

Таким же образом думаем, что весь свет распространяется последовательно по каждому из шести миров  самсары После адов и миров голодных духов, в свою очередь освобождаются сферы животных, людей, полубогов и богов от всего их страдания и тревожащих эмоций, которые причиняют его.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 6:

Она аналогична предыдущей визуализации, но более сложная. Визуализируйте, что свет исходит из каждого из слогов  мантры стоящих на лепестках лотоса в сердце. Свет имеет те же цвета, что и слоги. Соответствие такое:

- ОМ, белый: мир богов

- МА, зеленый: мир полубогов

- НИ, желтый: мир людей

- ПАД, синий: мир животных

- МЕ, красный: мир голодных духов

- ХУНГ, черный: мир адов.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 7:

Если имеется некоторое постижение высочайшего видения ( лха тонг ), медитируют, что тело Ченрезига лишено подлинной сущности. Оно пусто и одновременно - видимость, видимое, хотя и пустое, - вроде отражения в зеркале.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 8:

Практикуйте ментальное успокоение ( ши нэй ) используя звук повторяемой мантры в качестве опоры. Не рассеиваясь, медитируют удерживая звучание и свой ум нераздельными. Можно также думать, что все внешние звуки - это мантра Ченрезига.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 9:

Медитируйте на то, что все звуки воспринимаются как  мантра. Они звучание и все же пусты, пусты, хотя одновременно и звучат.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 10:

Когда мы делаем медитацию для больного или умершего человека, думаем, что свет исходит из сердца Ченрезига достигает этого человека, облегчает его страдание, очищает от недостатков и кармических завес, и делает счастливым.

В этом случае, можно визуализировать Ченрезига над своей головой или в пространстве. В конце медитации, представляют, что тело Ченрезига вливается в тело больного или умершего человека, и их тела, речь и умы становятся одним.

Из этих десяти визуализаций, первая, вторая, третья и восьмая особенно направленны на то, чтобы позволить нам установить  ши нэй ; седьмая и девятая - практиковать  лха тонг Четвертая - для развития преданности; пятая, шестая и десятая - наиболее непосредственно связаны с состраданием.

Фаза построения не фиксирована по продолжительности. Ее делают сколько пожелают. В ходе фазы построения, можно повторить сотню, тысячу, десять тысяч, или более  мантр

Фаза завершения

После того, как повторили подобающее количество  мантр переходят в завершающей фазе, которая начинается с постепенного растворения всех элементов фазы построения до пустоты:

- Страна Блаженства вливается в существ, визуализируемых в виде Ченрезига;

- Эти разные Ченрезиги растворяются, один за другим, и наконец вливают ся в нас, имеющих форму Ченрезига;

- Этот последний Ченрезиг растворяется одновременно от головы к сердцу и от ступней к сердцу, вливаясь в  мантру ;

-  мантра втекает в ХРИ;

- различные элементы ХРИ растворяются один за другим: сперва два кружка

справа вливаются в  ачунг внизу слога;

- затем, снизу вверх,  ачунг растворяется в  ратаг ;

- ратаг в ХА;

- ХА в гигу ;

-  гигу становится  тиг лей (маленькой точечкой белого цвета), на верхуш ке которой находится  нада (вроде маленькой искорки);

-  тиг лей растворяется в  нада ;

-  нада становится все более крошечной и исчезает в пустоте. /Те, кто понимают тибетский язык, знают различные части данного слога. Другие же могут обратиться к рисунку на следующей странице./

Если вы не располагаете достаточным количеством времени, то вместо такого последовательного растворения, можно представлять себе, что все явления фазы построения исчезают сразу в пустоте.

Затем дают уму покоиться в отсутствии визуализации, не привнося в медитацию концепций таких как: "Пустота ума должно быть это" или "Думаю, что ум - также и ясность" и тому подобное. Мы просто остаемся бдительными и не отвлекаемся, не следуя за мыслями, которые возникают, ни стараемся остановить их, не принимая и не отвергая, не надеемся и не беспокоимся.

Мы медитируем таким образом сколько желаем.

Заключение

После окончания вышеописанной медитации, мы снова думаем, что мы Ченрезиги; все существа - так же Ченрезиги; мир - это Страна Блаженства; все звуки -  мантра и так далее. Но теперь это - только мысль, не визуализация. Поем:

ДАГ ШЕН ЛУ НАНГ ПАК ПЭЙ КУ

ДРА ТРАК ЙИ ГЭЙ ДРУК ПЕ ЙАНГ

ДРЕН ТОК ЙЕ ШЭЙ ЧЕН ПО ЛОНГ

Мое тело и тела других - это тело Ченрезига,

Все звуки - это мелодия шести слогов,

Ментальная активность находится во владении великой мудрости.

Потом посвящают заслугу от медитации и желают, чтобы она помогла достичь того же состояния, что и Ченрезиг, с тем, чтобы принести благо остальным. Поем:

ГЭЙ ВА ДИ ЙИ НЬЮР ДУ ДАГ

ЧЕН РЭЙ ЗИ ВАНГ ДРУП ГЬЮР НЭЙ

ДРО ВА ЧИК КЬЯНГ МА ЛУ ПА

ДЭЙ ЙИ СА ЛА ГУ ПАР ШО

Благодаря этой практике

Пусть я быстро реализую Господа Ченрезига,

И потом установлю в этом состоянии

Всех существ.

Наконец, мы поем короткое пожелание переродится в Стране Блаженства:

ДИ ТАР ГОМ ДЭЙ ГЬИ ПЕ СО НАМ ГЬИ

ДАГ ДАНГ ДАУ ЛА ДРЕЛ ТОК ДРО ВА КЮН

МИ ЦАНГ ЛЮ ДИ БОР ВА ГЬЮР МА ТАК

ДЭЙ ВА ЧЕН ДУ ДЗУ ДЭЙ ГЬЭЙ ВАР ШО

КЬЭЙ МА ТАК ТУ СА ЧУ РАБ ДРУ НЭЙ

ТРУЛ ПЭЙ ЧОК ЧУР ШЕН ДУ ДЖЭЙ ПАР ШО

Благодаря заслуги от этой медитации и декламации

Пусть я и имеющие со мной связь,

Сразу же, как только мы покинем это нечистое тело,

Чудесным образом переродимся в Стране Блаженства.

А потом сразу после такого перерождения, пройдем по десяти ступеням

И через эманации, принесем пользу в десяти направлениях.

На этом заканчивается короткая версия медитации на Ченрезига. Можно включить сюда любое количество других молитв, но существенные части содержатся в короткой практике.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека