Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Ченрезиг – Господь Любви. Принципы и методы медитации на божестве

ПОВСЕДНЕВНАЯ ПРАКТИКА

ЧенрезигЧтобы практика была законченной, ее не следует ограничивать лишь занятиями медитацией, но и развивать при всех родах деятельности в жизни на протяжение всего дня, а также и ночи. Мы последовательно разберем пять аспектов такого продолжения медитации:

- пусть все явления самоосвобождаются,

- пусть шесть групп чувств самоосвобождаются,

- пусть обстоятельства самоосвобождаются,

- практика с использованием сна,

- практика во время еды.

Пусть явления самоосвобождаются

Возникающие явления располагают двумя аспектами:

  • внешними явлениями - формы, звуки, запахи и так далее.
  • внутренними явлениями - мысли и построения, как результат размышления и воображения.

Сейчас мы признаем за этим двум типам явлений присущую им реальность. Мы воспринимаем их как объекты, наделенные действительной реальностью, и также приписываем это качество субъекту, "я". Такая субъект-объектная двойственность фиксируется на явлениях, и они оказываются в плену у себя, скованные нашей верой в их реальность.

Как можно освободиться от этих пут? Пусть явления "самоосвобождаются". Это значит не отрицать их, но так же и не утверждаться относительно их. Явления - просто то, что они есть, вне всякой концепции.

Чтобы суметь принять такую промежуточную позицию, надо понять, как сказано, что ум - "господин явлений". Когда видимость возникает, и мы утверждаемся в ее реальности, что значит, что мы убеждаемся в ее действительном существовании, то именно ум делает такое утверждение. Если же мы отвергаем ее реальность, то именно ум делает такое отрицание. Явления не утверждают ни отрицают себя; лишь ум принимается приписывать им существование или несуществование. Если же мы теперь взглянем на суть самого ума, то не сможем ничего обнаружить. Мы не способны опознать у него какой-либо принадлежности; его сущность невыразима, она - пуста.

Когда ум не пребывает в своей сущности, вероятно предположить, что явления действительно существуют или же что они совершенно лишены существования. Равно и сущность человека, который утверждает или отрицает не может быть идентифицируемым объектом, "вещью", которую можно обнаружить. Не имея подлинного существования, она - пуста. А потому мы не впадаем в этернализм, то есть веру в ум, как индивидуальную сущность, в реальность эго. Это не значит, однако, что есть лишь ничто, всецелое несуществование. В этой самой пустоте возникают все явления и все мысли. А потому мы не впадаем в крайность нигилизма.

При таком взгляде, свободном от двух крайностей, явления самоосвобождаются, становятся свободным выражением пустоты ума. Таково видение Ченрезига, Великого Сострадательного.

 

Пусть шесть групп чувств самоосвобождаются

Наши взаимоотношения с феноменами устанавливаются на основании "шести групп чувств." Каждая группа состоит из органа чувств, предмета чувств и сопряженного с ними сознания. Так что мы имеем:

- глаз, форма, зрительное сознание;

- ухо, звук, слуховое сознание;

- нос, запах, обонятельное сознание;

- язык, вкус, вкусовое сознание;

- кожа, осязание, тактильное сознание;

- ум, мысленный предмет, ментальное сознание.

Хотя, в действительности, и нет двойственности между предметами чувств и сознаниями, которые схватывают их, мы полагаем раздвоение на субъект и объект. Отсюда производится классификается предметов (форм, запахов, вкусов и так далее) на хорошие и плохие, приятные и неприятные. На эту классификацию пересаживаются понятия привязанности и неприязни. Если не осознают истинной природы такой привязанности и неприязни, шесть чувственных групп оказываются у себя в плену. Когда же распознают их истинную природу, они самоосвобождаются. Их явление и освобождение происходят одновременно.

Когда ум попадает под влияние иллюзии, привязанность нас заставляет, в результате, полагать, что воспринимаемый предмет в самом деле хорош; неприязнь принуждает нас полагать, что воспринимаемый предмет действительно плох. Феномены, однако, не утверждают каких бы то ни было качеств сами по себе. В сущности, один лишь ум - источник привязанности и неприязни, и приписываемых вещам классификаций. Форма, звук, запах, или вкус не обозначаются как приятные и неприятные. Только ум подливает понятия к тому, что он воспринимает при помощи чувств, и тем самым творит игру привязанности и неприязни. Поскольку сам ум пуст и фактически свободен, привязанность и отвращение столь же пусты и свободны сами по себе. Шесть чувственных групп, являющихся базисом данного процесса так же пусты и самоосвобождены. Распознавание сущности шести групп чувств вполне подходит для того, чтобы обеспечить их самоосвобождение, не прибегая к воздействию на них.

Возможность шести чувственным группам самоосвобождаться есть медита ция Великого Сострадательного.

Пусть обстоятельства самоосвобождаются

Когда мы сталкиваемся с обстоятельствами, хорошими ли плохими ли, то таким же образом даем им самораскрыться.

Хорошие обстоятельства - это те, которые доставляют нам радость: когда мы находимся в компании друзей или людей, которых любим, участвуем в приятной беседе, или выполняем какую-либо деятельность, которая приносит нам радость. Мы привязываемся к такой радости и придаем ей реальное значение.

Когда появляется радость, то следует наблюдать за умом, который переживает ее. Он пуст по сути. В этой пустоте, понятия друзей, приятных слов или звуков и тому подобного не имеют какой бы то ни было реальности. Хорошие обстоятельства следовательно пусты. Все, что кажется нам счастьем, лишено действительного тождества и самоосвобождается в тот же момент, когда проявляется.

Если же взглянуть иначе, когда мы противостоим неблагоприятным обстоятельствам - находясь в компании людей, которые нас не любят, разговаривающих в неприемлемой манере, испытывая боль или мучение, - если мы рассмотрим сущность ума, который переживает эти страдания, то обнаружим, что он пуст. В этой пустоте, понятия врагов, неприятных слов, болезни и так далее не имеют никакой реальности. Все, что видится страданием, лишено настоящей сущности, и самоосвобождается в то же самое время, когда проявляется.

Счастье и страдание, на деле, - это динамика пустого ума, не имеющего действительной реальности; А посему нам не надо ни отвергать ни принимать их.

Отпустить обстоятельства самораскрываться в этом действие Великого Сострадательного.

Данные первые три аспекта являются распространением практики, которую нам следует применять на протяжение всего дня.

Практика сна

Практика сна работает с глубоким сном без сновидений с одной стороны, и со сном со сновидениям, с другой. Первое соответствует ясному свету, а второе - реальности явлений.

Сперва делают пожелание способности сознавать сны, которые возникают в уме в течение наступающей ночи.

Потом, для того чтобы подготовится к практике глубокого сна, прежде, чем отойти ко сну, визуализируют себя в форме Ченрезига. Представляют, что внутри, во лбу, на уровне и в прогале между бровей, находится маленькая сфера белого света, на которую направляют свой ум. И таким образом засыпают. При поддержке визуализации, если мы сумеем заснуть в состоянии нерассеяния, в отсутствии мыслей, и с умом, пребывающем в пустоте, мы закладываем фундамент распознавания ясного света, сначала во время глубокого сна, а затем в момент смерти. Ясный свет, говоря более понятно, предполагает, что отсутствие мыслей сопровождается сознанием. И тем не менее даже если мы никак не добиваемся его, отсутствие мыслей и медитация на сфере белого света упрощают его возникновение. В частности, в момент смерти, мы сумеем распознать его в конце процесса проявления-продолжения-достижения.

Во-вторых, практика сна может совершаться с желанием действительно сознавать то, что нам снится в ходе самого сновидения. Следует попытаться понять, что картинки сновидения, в то самое время, когда они проявляются, лишены настоящей сущности. Они - всего лишь продукт ума. После этого надлежит попробовать оставаться в медитации с таким состоянием осознанности. Аналогичным образом, мы пытаемся распознать отсутствие реальности приятных и неприятных ощущений, отсутствие реальности радости или страданий, которые мы можем испытывать в течение сна. Следовательно, происходит самоосвобождение феноменов сна. Эти феномены продолжаются, но мы больше не обманываемся на их счет, думая, что они реальны.

Если сумеем, мы так же можем визуализировать себя в форме Ченрезига и повторять  мантру в ходе сновидения. Мы можем делать ту же медитацию и в бардо и окончательно освободить себя от видений " бардо природы самой по себе ".

Просыпаясь с утра, если мы можем припомнить сны прошедшей ночи, то не связываем с ними особого значения. Не считаем красивые сны хорошими или благоприятными, а неприятные сны плохими или неблагоприятными. Мы просто напоминаем себе, что сны - всего лишь иллюзорные манифестации ума, свободные по сути от подобных квалификаций "хороших" или "плохих" снов.

Затем думают, что, в действительности, явления бодрствующего состояния обладают той же природой, что и видения сна. Феномены, хотя и появляются, не имеют подлинности настоящего тождества; они пусты. Откуда они происходят? Они происходят из ума, который сам пуст в сущности. Мы сейчас говорим о явлениях, как внешних, а уме - внутреннем. Однако, "внешнее" и "внутреннее" суть вводящие в заблуждение различения, которые в пределе не имеют смысла. Когда явления и ум возникают в чистом знании пустоты-ясности, то это - ум самого Великого Сострадательного.

 

Практика во время еды

Во время еды, представляют себя в виде Ченрезига, и что вся потребляемая пища становится нектаром, преподносимым божеству. Перед едой проговариваем:

ДЖО ВО КЬОН ГЬИ МА ГУ КУ ДУ КАР

ДЗОК САНГ ГЬЭЙ ГЬИ У ЛА ГЬЕН

ТУ ДЖЭЙ ЧЕН ГЬИ ДРО ЛА ЗИК

ЧЕН РЭЙ ЗИ ЛА ЧУ ПА ПУЛ

Господь с белым телом, незапятнанный ни единым дефектом,

Совершенный Будда украшает твою голову.

Ты смотришь на существ взором сострадания.

Тебе, Ченрезиг, я подношу эту еду.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека