Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Ченрезиг – Господь Любви. Принципы и методы медитации на божестве

МАСТЕРА ПРОШЛОГО

ЧенрезигМы видели, как присутствие Ченрезига в мире могло принмать разнообразные формы, причем не обязательно такие, которые можно было бы идентифицировать по типу божества. В Тибете тем не менее люди делают значительные попытки к тому, чтобы более точно определить его присутствие, и выявить какие-нибудь "эманации" Ченрезига. Царь Сонгтсен Гампо и Лама Гьялсе Томе - два наиболее известных.

Другие мастера, такие как индийская монахиня Гелонгма Палмо и Кьергангпа - знамениты не как эманации, но в виду того особого места, которое занимал Ченрезиг в их жизнях.

Следующий короткий обзор, даваемый в хронологическом порядке, описывает жизнь каждого из этих наставников.

Гелонгма Палмо

Во-первых, такая фигура, как Гелонгма Палмо: она жила в древней Индии, и была и по-прежнему является наиболее известной из-за тех сверхобычных достижений, которых она добилась благодаря благословению Ченрезига.

Текст, озоглавленный  Мани Кхабум сообщает, что она родилась в царской семье на северозападе Индии. В молодости, Гелонгма Палмо захотела отказаться от своего привилегированного положения принцессы и приняла монастырский уклад. Позже, она подхватила проказу, лишилась рук и ступней, и была вынуждена покинуть монастырь.

Брошенная своими слугами в далеком от людей месте, она жила в состоянии огромной безысходности. Несколько утешил ее привидевшийся ей сон. Она увидела царя Индрабодхи, который благословил ее и сказал: "Практикуй медитацию Ченрезига и получишь способность обрести высшее достижение, осознание природы ума." Послушно данному совету, Гелонгма Палмо принялась повторять ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ днем, и декламировать длинную  мантру Ченрезига ночью /длинная  мантра содержится в практике  Ньюнг Нэй /.Она так же получила непосредственные наставления от  махасидхи Льва Великолепия, который был хорошо известен своей реализацией Великого Сострадательного.

Спустя долгий период практики, Гелонгма Палмо стала чувствовать глубокую усталость. Наставления, которые она выпустила, были даны ей еще раз во сне. В этот раз ей было видение Манджушри, который говорил: "Иди в Лекар Шинпел и практикуй Ченрезига. Через пять лет ты достигнешь реализации равной реализации Тары."

Поэтому Гелонгма Палмо отправилась к указанному божеством месту, и обязалась не уходить оттуда до осуществления высшего достижения. Она продолжала повторять различные  мантры Ченрезига и, вместе с тем, стала устраивать через день полные посты, воздерживаясь от воды и пищи. Это называется практикой Ньюнг Нэй. Произошло необычайное очищение. Милостью Ченрезига, она совершенно поправилась, ее конечности полностью восстановились, и она получила здоровье нормальной молодой женщины. Одновременно ее медитация значительно продвинулась вперед.

В двадцать семь лет, Гелонгма Палмо добилась первой ступени бодхисаттвы и получила предсказание от Тары: "Ты сумеешь осуществить активность будд трех времен."

Наконец, спустя многие годы медитации и аскетизма, однажды в полнолуние на третий месяц по тибетскому календарю ( сагадава ), ей явился Ченрезиг с одиннадцатью лицами. Его тело включало всех божеств четырех классов тантры ; поры его кожи излучали несчетное количество чистых стран. Гелонгма Палмо напонилась изумлением, и тем не менее сказала божеству: "Благородный Ченрезиг, я долгое время делала твою практику, прилагая огромные усилия. Почему ты столько ждал, прежде чем прийти ко мне?"

С самого первого момента, как ты начала медитировать на мне," - отвечал Ченрезиг, - "я ни разу не отлучался от тебя. Я все время был с тобой, но из-за кармических завес, которые как и прежде покрывали твой ум, ты не могла меня видеть."

Затем Ченрезиг наделил ее своей милостью и дал новые наставления. Гелонгма Палма обрела все качества десятой ступени бодхисаттвы, став одним с самим Великим Сострадательным.

О Гелонгме Палмо продолжают вспоминать в Тибете, в особенности во время практики Ньюнг Нэй, с которой она ассоциируется. Сегодня многие люди совершают эту практику.

Сонгтсен Гампо

В Тибете первый человек, который стал рассматриваться как эманация Ченрезига, был царь Сонгтсен Гампо, который царствовал в стране снего в первой половине седьмого столетия нашей эры. Его величие покоится главным образом на том, что он ввел Буддизм в страну.

Мани Кхабум сообщает, что его воплощение явилось по воле Ченрезига в форме могущественного монарха, с тем чтобы управлять тибетским народом. Ченрезиг своим божественным взором увидел зрелость этого народа.

Сказано, что в момент зачатия он вошел в чрево матери лучом солнца. Тогда все будды и бодхисаттвы узнали, что Ченрезиг проявился на земле, на благо тибетцев. В ту же ночь его мать, царица, увидела во сне свое тело, излучающее свет, распространяющийся во всех направлениях, а боги и богини преподносили дары. Так же она увидела как солнце и луна сходятся в виде зонта, чтобы укрыть ее, а множество цветов образуют ковер. Затем она испытала не-понятийную ясность.

Когда ребенок родился, то все видели чудесные знаки, которыми тот был отмечен; в частности, на макушке черепа у него была маленькая голова будды Амитабхи. Позднее традиционная иконография стала изображать царя в шапке, функция которой заключалась в том, чтобы спрятать ту самую голову.

Таким было зачатие и рождение царя, который, хоть и родился в семье, исповедовавшей  бон обратился в буддизм и привнес сострадание и мягкость этой традиции в страну, имевшую репутацию варварской.

Сонгтсен Гампо, кроме своей жесткой политической активности, ввел в употребление алфавит тибетского языка через своего министра Тхонми Самбхота. Этот алфавит отправлялся от санскритского. Сонгтсен Гампо так же построил дворец Поталы и святилище Джокханг.

На примере Сонгтсен Гампо, олицетворения Ченрезига в человеке, мы можем лучше понять ту особую связь, что соединяет тибетцев с их любимым божеством.

Кьергангпа

Кьергангпа, лама, который жил в двенадцатом веке, был третьим держателем линии Шангпа Кагью после Кхьюнгпо Налджора и Мочокпы. У него было особая преданность Ченрезигу и мы увидим, что его опыт напоминает опыт Гелонгмы Палмо.

"У мнея есть сейчас драгоценное человеческое существование," - думал он. "Я не должен разбрасываться им понапрасну, но придать ему осмысленность. Мне следует употребить его на обретение пробуждения и претворение блага существ. Чтобы добиться этой цели, я принимаю обязательство всецело посвятить себя практике Ченрезига."

Сделав такое обещание, он отправился в затворничество. День и ночь Кьергангпа делал медитацию Ченрезига и повторял  мантру

Ченрезиг появился перед ним спустя три с половиной года отшельничества. Кьергангпа тогда сказал ему: "Три с половиной года я лишал себя еды и сна; не прерываясь, я бубнил твою  мантру и делал твою медитацию. Почему же я не мог увидеть тебя до сегодняшнего момента?"

"Две помехи не давали тебе увидеть меня," - ответил Ченрезиг. -" Первая - кармические завесы, скопившиеся в твоем уме с безначальных времен. Постепенно, медитация освободила тебя от них. Вторая - упование на то, чтобы увидеть меня. Ты медитировал и говорил  мантру ожидая моего появления и опасаясь своей неспособности добиться такого результата. Упование и страх - вот две большие преграды. На самом деле, начиная с третьего дня твоего уединения, я присутствовал в затворе, и мы не разлучались ни на один момент с того времени. Но лишь сейчас обе помехи пропали."

Гьялсе Томе

Современник третьего Кармапы, Ранджунг Дордже (первая половина четырнадцатого века), Гьялсе Томе, так же известный как Томе Зангпо, "хороший Томе", был автором известного текста, озаглавленного  "Тридцать семь практик бодхисаттвы", а также других текстов. Единодушно рассматриваемый тибетцами как эманация Ченрезига, он олицетворял присутствие Великого Сострадательного среди людей.

Гьялсе Томе родился в провинции Тсанг и, сказано, что его рождение было отмечено дождем цветов и другими чудесными знаками.

В младенчестве, он естественно проявлял большую любовь к людям и животным. Подобно многим детям его возраста, его обязанностью был присмотр за овцами и яками. Однако ум Гьялсе Томе был настолько занят дхармой, что как-то раз, бросив стадо, он убежал учиться с ламой. Потом он принял монашеские обеты и получил имя Зангпо Пал.

В течение этих лет, Гьялсе Томе изучал великие предметы Буддийской философии, винаю  праджняпарамиту и мадхьямику Сказано, что он обладал знанием всех текстов, какие были переведены с санскрита на тибетский язык. У него была огромная эрудиция.

Не замыкаясь в отвлеченном интеллектуализировании, он постоянно заботился о больных, бедных и нищих, непрестанно пытался облегчить их страдания. Говорится, что, когда он принимал обеты бодхисаттвы - обязательство достичь пробуждения ради блага существ - тряслась земля и все пространство заполняли сверкающие радуги.

Затем он практиковал  шесть соединений Калачакры Лама, который наставлял его, увидел, что в продолжение многих существований Ченрезиг был его главным медитационным божеством. Лама дал ему несколько инициаций на Ченрезига, а также большое количество наставлений по практике.

Каждый день Гьялсе Томе делал по сотне простираний, по сотне обходов вокруг ступы, и декламировал обращение-восхваление Тары двадцать один раз. Двадцать лет своей жизни он провел в отшельничестве делая практику Ньюнг Нэй и медитируя на  бодхичитте

Однажды у него состоялось видение Ченрезига с одиннадцатью лицами, что вызвало рождение глубокой реализации пустоты-сострадания в уме Гьялсе Томе. Трево Текден, один из великих учеников третьего Кармапы, сказал ему: "Ченрезиг Великий Сострадательный - это ни фреска на стене, ни фигура на  тангке Ченрезиг, когда он родился в уме существа, - это сострадание-пустота, идущие ко всем существам с таким же большим пылом, что и любовь матери к своему единственному ребенку." Говоря таким образом, он на самом деле имел в виду самого Гьялсе Томе, рассматривая его за одно с предельным Ченрезигом.

При любых обстоятельствах Гьялсе Томе глядел лишь на собственные недостатки. Он никогда не говорил об изъянах других, но лишь об их достоинствах. Любовь и сострадание в нем были настолько сильны, что естественно успокаивали умы людей близлежащих окрестностей. Даже у животных пропадали страх и агрессивность. Дикие животные, олени, птицы, собаки и кошки казалось позабыли о своей взаимной вражде. Гьялсе Томе раздал все свое добро нуждающимся, не стараясь оставить что-либо для собственной пользы. Он отдавал одежду и даже коврик, на которм сидел, если видел, что бедное существо нуждается в этом.

Несколько его учеников, обладавших чистой  кармой в самом деле увидели в нем Ченрезига.

Биография Гьялсе Томе поражает, если обратить внимание на то количество лет, которые он провел в затворе, время, которое он посвятил учению, и число текстов, которые он сочинил. Любой из этих активностей было бы достаточно, чтобы заполнить целую жизнь.

Все современные ему ламы имели большую веру и уважение к нему, и у того было огромное количество учеников.

Эти жизнеописания - лишь немногие наиболее известные. На протяжение всей истории Тибета и также и сегодня, многие великие мастера поддерживали и поддерживают особенно тесную связь с Ченрезигом. .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной книге мы рассмотрели многие благотворные функции медитации на Ченрезига. В заключение позвольте процитировать точные слова Будды, объясняющие пользу от  мантры

"ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ - это сердцевина мудрости всех будд. Это квинтэссенция пяти семей будд и мастеров тайного пути. Наставления, которые воплощают в себе каждый из шести слогов, являются источником всех качеств и благословений, корнем всего благотворного и счастливых обретений, а также великим путем к высочайшему существованию и освобождению.

"Услышанные, даже один раз, шесть слогов совершенного мира, сердце дхармы позволяют достичь состояния не-возвращения и стать лодочником, дающим существам свободу. Сверх того, если животное, даже муровей, услышит эту  мантру перед смертью, оно переродится в Стране Блаженства, мгновенно освободившись от теперешнего существования. Как на солнце тает снег, так и вызывание этих шести слогов в уме, пусть лишь однажды, устраняет все изъяны и все недостатки, вызванные вредоносными действиями, скопившимися в круговороте существования за целую вечность, и ведет к перерождению в Стране Блаженства. Простым прикосновением к буквам  мантры получаешь посвящение несметного количества будд и будхисаттв. Созерцание ее, всего лишь однажды, делает слушание, размышление и медитацию эффективными. Явление раскрываются как  дхармакая и отворяется сокровищница активности на благо существ." /Из  Неостанавливающегося дождя на благо существ /


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека