Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Садхана Хеваджры

Хеваджра-тантра.

Страстью мир связан,
Страстью же он освобождается.

Хеваджра-тантра.

Идам Хеваджра принадлежит к семье Гухъясамаджи. Его имя переводится как восклицание "О, ваджра!" (санскр. Hevajra; тиб. kye rdo rje, Кье Дордже, dgyes pa rdo rje, dges pa rdo rje; "Ваджрный оклик", "Ваджрное приветствие", "Ваджрное восхищение"). Хеваджра является йидамом Хеваджра-тантры, в которой идентифицируется с дхьяни-буддой Акшобхъей, выражая его гневный аспект. Хеваджра – воплощение единства мудрости и сострадания.

Его праджня Найратмья ("Бездушная"; другой вариант перевода имени – "Самоотверженная") имеет собственный культ и является персонификацией духовной свободы. Изображённая одиночно, она или танцует, подобно Ваджраварахи, или сидит на теле человека, держа григуг и габалу, которые символизируют разрушение всех ошибочных мнений и концепций, препятствующих постижению Пустоты.

Хеваджра-тантра является ануттара-йога-тантрой и по четырёхчастной классификации новых тантр относится к разделу материнских тантр.

Хеваджра считается гневным аспектом Будды Акшобхьи. Во всех формах Хеваджры, а их насчитывают четыре, его изображают в союзе яб-юм. Имя его супруги – Найратмия Дэви. Херуку изображают в танцующей позе со своей супругой. Они танцуют на лотосовом троне поверх четырёх демонов, лежащих на солнечном диске.

В различных формах количество рук у Хеваджры различно: две, четыре, шесть или шестнадцать рук. В форме с шестнадцатью руками у Хеваджры восемь лиц и четыре ноги. Он носит костяные украшения, а в руках держит капалы (санскр. kapāla – чаша из черепа). В капалах восьми правых рук изображают восемь животных, а в капалах восьми левых рук – божеств. На головах супругов короны, украшенные пятью черепами, символизирующими пять просветлённых семейств. На плечах Хеваджры ожерелье из пятидесяти одной отсечённой головы, у его супруги – ожерелье из черепов. У Найратмия Дэви одно лицо и две руки, в которых она держит капалу и дигуг (санскр. kārtika; тиб. gri gug – изогнутый резак). Тело Хеваджры – тёмно-синего цвета. Тело его супруги – синего цвета. Супруги стоят посредине бушующего огня их собственной энергии.

Хеваджра-тантру принёс в мир людей сиддха Вирупа. Далее в линии преемственности упоминаются сиддхи Домбхипа, Гарбхарива, Гаядхара. Учеником последнего был тибетец Бронми Шакья Ешей (993-1050). Ученик Шакьи Ешея Кхон Кончок Жалпо основал монастырь будущей школы сакья. Далее традиция была продолжена знаменитой династией сакьяских лам: Кунга Ньингма (1142-1182), Кунга Жалцаном (Сакья Пандитой, 1182-1251), Пагпа-ламой (1235/9-1286). Знатоком Хеваджра-тантры был ученик Цонкапы Хайдуб Гелег Балсанпо. Но при Цонкапе на Хеваджра-тантру в школе глуг был наложен запрет. И её традиция развивалась в основном в школе сакьяпа.


Великий тибетский учитель и переводчик Марпа получил передачу устных наставлений по Хеваджра-тантре от своего индийского гуру – махасиддхи Наропы. Позже в одной из песен он говорил своим ученикам: "Я, Марпа Лоцава, знаком с королём тантр Хеваджрой. Я получил устные наставления от Махапандиты Наропы". В Тибете Марпа почитается как земное воплощение Хеваджры, а его супруга Дамема – как Найратмия.

Вот слова из песни супруги Марпы, пропетой на ухо умирающему сыну Дхарма Доде:

Это сложное тело из плоти и крови
Бренно и невечно как радуга на небе.
Это иллюзорное тело невечно.
Я, твоя мать, – Найратмия Дэви,
Мать, давшая рождение буддам трёх времён.
На восьмилепестковом лотосе моего сердца, на львином троне
Находится сидение в форме диска солнца и луны.
На нём восседает величайшее из существ, Марпа Переводчик.
Он – Хеваджра с девятью проявлениями дэви.
Сын, выведи своё сознание через узел Брахмы.
Затем введи своё сознание в сердечный центр своей матери.

Из книги "Жизнь Марпы-Переводчика" (сборник "Великие Учителя Тибета").


Глава из "Хеваджратантрараджи".
Перевёл с тибетского UWE, 1993 д. Нижмозеро.

Поклоняюсь Хеваджре!

Ваджрный генезис.

Так я слышал:
Однажды Бхагаван пребывал во блаженстве с Ваджрайогини, которая есть сущность Тела, Речи и Мысли всех Татхагат.
Ваджрагарбха спросил:
Не разъяснит ли Бхагаван высокочтимую сущность Тела, Речи и Мысли всех Татхагат – из всех тайн самую тайную.
Бхагаван ответил:
О Ваджрагарбха, высокочтимая суть Тела, Речи и Мысли всех Татхагат, из всех тайн это самая тайная. О Ваджрагарбха, великосострадательный бодхисаттва-махасаттва, благо, воистину благо! Внемли же тому, что именуют Ваджрасаттвой, Махасаттвой, Махасамаясаттвой и Хридая-Хеваджрой!
Ваджрагарбха спросил:
Почему Ваджрасаттва? Как так Махасаттва? И по какой причине Самаясаттва? Не разъяснит ли мне Бхагаван?
Бхагаван ответил:
Ваджрой зовут, поскольку нерушим; Саттвой – поскольку он объединяет три бытия. В силу такого обоснования его зовут Ваджрасаттвой. Он исполнен аромата Великой Мудрости, и поэтому его зовут Махасаттвой. Поскольку он всегда верен своему обету, его зовут Самаясаттвой.
Ваджрагарбха спросил:
Как понять его составное имя? Что же такое Хеваджра? Часть "Хе" о чём говорит; и, аналогично, "Ваджра" – о чём?
Бхагаван ответил:
"Хе" говорит о великом сострадании; "Ваджра" же – об интуиции. Слушай же провозглашаемую ныне мною Тантру сущности метода и интуиции. Она учит магическим взглядам и очарованию, тайному языку знаков и различным способам приносить пользу другим, как обращать в камень и как изгонять, сокрушению армий и жестоким ритуалам. Она учит надлежащему порядку вызова и удержания йогинь и причине их возникновения. Она разъясняет джняну (мудрость) и виджняну (сознание) в смысле надлежащего порядка явления Божеств.
Но, прежде всего, это – единственное средство порождения Херуки и созерцания его.
О великосострадательный Ваджрагарбха! Именно при помощи самого существования достигают освобождения. В путах существования пойманы живые существа, но их постижение и есть свобода. О, Мудрый! Познав бессущностность, созерцай сущее. Также и Херуку следует созерцать в знании его несуществования.
Великая Мудрость пребывает в теле, свободная от каких бы то ни было домыслов, пронизывая всё сущее. В теле она пребывает, и только в теле она рождается.
Ваджрагарбха спросил:
Не разъяснит ли Бхагаван, сколько вен в ваджрном теле?
Бхагаван ответил:
О, Ваджрагарбха, числом их – 32. 32 бодхичитты текут по ним, вливаясь в место великого блаженства. Среди них 3 главные: Лалана, Расана и Авадхути. Лалана имеет природу интуиции. Расана состоит в методе. Авадхути находится в центре, полностью свободная от деления на субъект и объект. Лалана несёт Акшобхъю, Расана – кровь, а несущая Интуицию (= кровь) и Луну (= Акшобхья) известна как Авадхути.
Имена этих вен таковы: неделимая, изящная, играющая, левосторонняя, короткая, рождающая черепаху, отшельница; могущественная, сидящая верхом, вступающая, мать, ночь, освежающая, горячая, Лалана, Авадхути, Расана, спускающаяся, радующаяся, прекрасная, обычная, туча, непривязанная, красавица, совершенная, повариха, благородная, троичная, страстная, хозяйка, свирепая, оставившая Мару.
Ваджрагарбха спросил:
Чему же, о, Бхагаван, подобны эти 32 вены?
Бхагаван ответил:
О Ваджрагарбха, все они являются перестановками тройственной природы и полностью свободны от деления на субъект и объект. Но, с другой стороны, когда их используют как средство, они рассматриваются как имеющие феноменальные характеристики.
Теперь перечисляются компоненты внутренней мандалы. Али и Кали, солнце и луна, интуиция и метод. Дхармы, Блаженства и Явленное Тело, Речь и Мысль. E, VAM, MА, YА.
E соответствует Лачана; VAM – Мамаки; MА – Пандара-деви; YА – Тара. В Нирманачакре – 64 лепестка; в Дхармачакре – 8 лепестков; в Самбхогачакре – 16 лепестков; в Махасукхачакре – 32 лепестка.
Теперь будет дана классификация в соответствии с порядком чакр.

  • 4 момента: разнообразие, развитие, завершение, пустота.
  • 4 арийские истины: тягота, причина, пресечение, путь.
  • 4 реальности: самость, мантра, божество, мудрость.
  • 4 радости: радость, совершенная радость, запредельная радость, вместерожденная радость.
  • 4 школы: стхавира, сарвастивада, самвиди, махасангика.

Есть ещё луна и солнце, Али и Кали, 16 фаз, 64 периода, 32 часа и 4 времени суток. Таким образом, всё идёт по 4.
Чандали пылает в пупке, она зажигает Пять Татхагат, зажигая также Лочану и остальных. Под действием огня ХАМ плавится и сочится Луной.
Закончена первая глава – "Ваджрный генезис".


Садхана вместерожденного Хеваджры.



Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека