Библиотека
Китайские анатомия и физиология человека
ВНУТРЕННИЙ КОСМОС ЧЕЛОВЕКА
(Китайские анатомия и физиология)
Классики говорят, что человек получает энергию от зерна. Зерно попадает в желудок, затем энергия сообщается пяти накопительным и шести преобразующим органам. Очищенное известно как слава, неочищенное - как защита. Слава переносится внутрь сосудов, зашита находится извне. Циркуляция не кончается никогда. Они встречаются пятьдесят раз. Инь и ян дополняют друг друга в бесконечных циклах. Поэтому слава и защита взаимодействуют.
Бянь Июэ (V в. до н. э.)
Накопительные и преобразующие органы
Приведенная цитата из сочинения Бянь Цюэ, одного из величайших китайских врачей всех времен, вероятно, озадачит многих читателей. Цитата намеренно переведена буквально для того, чтобы проиллюстрировать две общие проблемы при изучении такого труда.
Во-первых, это произведение написано на классическом китайском языке, причем много веков назад. Поэтому даже у современных китайских ученых могут возникнуть трудности, когда они сталкиваются с этим языком.
Во-вторых, информация передавалась чрезвычайно сжато в медицинских терминах, которые трудно понять даже специалистам по классическому китайскому языку, если только они не объясняются в китайской медицинской философии.
К счастью, у нас есть комментарий, объясняющий эту цитату:
«Медицинские классики утверждают, что жизненную энергию человек получает из различных продуктов питания и напитков. Пища и напитки попадают в желудок, где происходит процесс пищеварения, и с помощью селезенки пища и напитки превращаются в жизненную энергию. Затем эта жизненная энергия сообщается пяти накопительным органам - сердцу, печени, селезенке, легким и почкам, а также шести превращающим органам - кишечнику, желчному пузырю, желудку, толстой кишке, мочевому пузырю и "тройному обогревателю". Более легкая, очищенная энергия, состоящая из микроскопических питательных веществ, известна как "энергия славы"; она уносится кровью в кровеносные сосуды. Более тяжелая, неочищенная энергия известна как "энергия защиты"; она течет вне кровеносных сосудов, омывая и защищая каждую клетку. Циркуляция этой жизненной энергии (включающей."энергию славы" и "энергию защиты") никогда не кончается в частях нашего тела. Совершая в день пятьдесят полных, непрерывных циклов, жизненная энергия накапливается на "меридиане инь легкого, расположенном на руке". Функция "энергии славы" - питание тела. Поэтому она внутренняя, и ее символ - инь. Функция "энергии защиты" - зашита тела от экзопатогенных факторов. Поэтому она внешняя, и ее символ - ян. Инь и ян дополняют друг друга в своем бесконечном потоке, означая, что настоящее место "энергии славы" и "энергии защиты" не обязательно находится внутри или снаружи кровеносных сосудов. Это два аспекта жизненной энергии: там, где есть "энергия славы", там есть и "энергия защиты", и наоборот. Упоминание о внутренних или внешних сосудах соответственно касается их функций внутреннего питания и внешней зашиты».
Прочтя этот длинный комментарий, мы можем убедиться в глубоком понимании древними китайскими врачами физиологии человека. Еще большее впечатление производит то, что они обладали этими знаниями уже в V в. до н. э. Более того, комментарий показывает, как легко многие современные ученые (и западные, и китайские) могут неправильно истолковывать эти знания и ошибочно полагать, что в китайской медицине мало внимания уделяется физиологии.
Подобное же непонимание относится и к китайской анатомии. В большинстве китайских книг по медицине нет иллюстраций формы или строения органов человека. Немногие диаграммы выглядят упрощенными и бесформенными по сравнению с подробными иллюстрациями анатомического строения, используемыми на Западе.
На самом же деле китайцы обладали обширными знаниями в области анатомии даже в древние времена. Например, Бянь Цюэ в «Книге о восьми десяти одной трудной теме», из которой взята приведенная цитата, дал точные описания размера и объема внутренних органов.
Более того, китайцы анатомировали человеческие трупы для подробного изучения, в то время как западные анатомы довольствовались препарированием животных, потому что на Западе долгое время не разрешались вскрытия человеческих тел.
Тогда почему в китайских медицинских книгах редко встречаются подробные иллюстрации внутренних органов? Это происходило, вероятно, потому, что китайских врачей больше интересовали функции, чем строение внутренних органов, как показано в этой главе, посвященной тому, как китайские врачи видели работу внутренних органов, что сильно отличается от западных знаний по анатомии и физиологии.
Анатомия и физиология с другой точки зрения
При изучении китайской анатомии и физиологии полезно помнить следующее. Когда китайские врачи говорят о каком-либо органе, они имеют в виду не только строение этого органа, но и всю его систему целиком, включая функции и другие связанные с ним органы.
Поэтому такие термины, как «сердце», «селезенка» и «почка», имеют разное значение в китайском и английском языках. Технически удобнее, возможно, использовать соответствующие китайские термины, такие как синь, пи и шэнь. Например, когда китайские врачи говорят «синь», что вообще пере водится как «сердце», они имеют в виду не орган, находящийся в груди и перекачивающий кровь, но также и кровеносную, и нервную системы, поскольку синь означает также «психика».
Однако чтобы не было трудностей в запоминании этих китайских терминов, в книге используется их перевод на английский язык.
Было бы ошибкой думать, что такая неоднозначность представляет собой проблему в китайском языке. Для тех, кто знает китайский язык, нетрудно понять, когда имеется в виду -сердце», а когда «психика», так же как английские читатели знают, когда слово /mап означает «мужчина», а когда - «человек».
Полезно рассмотреть следующее описание внутреннего космоса человека с точки зрения китайской медицины, не навязывая сознательно или бессознательно точку зрения западной медицины, по крайней мере, сейчас.
Поскольку цель этой главы - дать некоторые представления о китайской концепции анатомии и физиологии человека, чтобы мы могли оценить китайскую медицину и, надеюсь, извлечь из этого пользу, мы будем лучше понимать ее, если ознакомимся с объяснениями китайских врачей, как если бы мы ничего не знали ни об анатомии, ни о физиологии.
Поэтому, забыв на время западную концепцию, например о том, что почки и мочевой пузырь - это просто фильтры, мы не должны удивляться тому, что китайские врачи начиная с древних времен знали (и успешно применяли это знание) о важности почек для сексуальной сферы жизни и влиянии мочевого пузыря на работу мышц! Когда мы будем готовы сбросить шоры своей культуры с глаз и отказаться от своего высокомерия, считая, что правильна только западная точка зрения на здоровье и болезни, мы увидим, что многие объяснения, предлагаемые китайской медицинской философией относительно невероятных исцелений, логичны и полны здравого смысла.
Китайские врачи разделили внутренние органы на две основные группы, а именно на пять цзан и шесть фу. Классическая медицинская литература определяет цзан как органы, накапливающие энергию, а фу - как органы, преобразующие пищу и напитки в энергию. Пять органов цзан, или накопителей энергии, - это сердце, печень, селезенка, легкие и почки, шесть органов фу, преобразующих энергию, - кишечник, желчный пузырь, желудок, толстая кишка, мочевой пузырь и «тройной обогреватель».
«Тройной обогреватель», который китайцы рассматривают как фу, или преобразующий орган, относится к трем уровням полостей тела - грудной, верхней и нижней, которые несут ответственность за дыхательную, пищеварительную и урогениталь-ную функции. «Тройной обогреватель» - это важный источник большей части энергии тела. Если мы находим странным, что китайцы считают его органом, у нас, вероятно, сохранились предубеждения западного мышления относительно медицины.
В самом деле, как с анатомической, так и с физиологической точки зрения «тройной обогреватель» имеет больше оснований называться органом, чем многие другие части тела, которые западная медицина традиционно называет органами, например кожу и аппендикс.
«Император» и его «министры»
Начнем наше путешествие по китайской анатомии и физиологии с того, что мы называем самым важным органом, - с цзан, или сердца. Сердце управляет духом так же, как и кровеносными сосудами. Будучи вместилищем человеческого духа, сердце еще и источник сознания и интеллекта. Это также источник энергии, поставляемой в систему кровообращения. Из-за того, что сердце играет чрезвычайно серьезную роль, его часто фигурально называют императором, управляющим другими органами.
Когда духовный аспект сердца нарушен, обычны следующие симптомы: учащенное сердцебиение, шок, беспокойство, бессонница, снижение интеллектуальных способностей и утрата контроля над эмоциями. Симптомы, вызванные аспектом «кровь-плоть» (то есть сердца как физического органа), включают зеленоватый или темный цвет лица, тусклые волосы, бледный язык и слабый, западающий пульс. Эти два аспекта сердца взаимосвязаны.
Вы никогда не задумывались, почему китайским врачам не нужно сложных инструментов для исследования внутренних органов пациентов? Потому что они располагают лучшими средствами. Например, осмотрев лицо, кожу и язык, китайский врач может точно определить состояние сердца больного.
Если сердце и система кровообращения нормальные, лицо у человека розовое и светлое. Если существует дефицит инь в сердце и в кровеносной системе (нарушение функций), цвет лица у больного темный и тусклый.
Древнекитайские врачи описывали это взаимоотношение сердца и лица как «сердце внутри тела - это кровеносная система; его слава отражается на лице».
Состояние сердца можно также установить по языку. Если энергия сердца (физиологическая функция) избыточна, язык будет ярко-красным, а если ее не хватает - бледным. Если нарушен духовный аспект сердца, язык вялый и усталый, и пациенту не хочется разговаривать. Древние врачеватели так описали это взаимоотношение: «Сердце проявляется в языке».
Закрывает и защищает сердце синъ-бао, или перикард, который древние врачи называли послом, представляющим «императора» и служащим ему. Поскольку сердце - самый важный орган, он не должен находиться под влиянием «внешнего зла» (экзопатогенных факторов): любое влияние пресекается перикардом, который возьмет болезнь на себя. Когда это происходит, пациент может находиться в полубессознательном, бессознательном состоянии или в бреду. Перикард рассматривается также как шестой цзан, или накопительный орган.
Сердце непосредственно связано с сяо-чан, или тонкой кишкой, в системе меридианов, которая описывается в следующей главе. Основная функция тонкой кишки заключается в том, чтобы получать переваренную пищу из желудка и отделять «чистое» от «нечистого». Поэтому фигурально тонкая кишка именуется получающий министр. «Чистая сущность» поглощается и направляется в пять органов цзан для хранения. Жидкие продукты распада направляются в мочевой пузырь, а твердые - в толстую кишку.
Избыточный «жар» (будет обсуждаться в следующей главе) в кишечнике проявляется в вида «кислого» языка и язвочек в ротово‘й полости, что иногда сопровождается кратким и болезненным мочеиспусканием. Этот избыточный жар может происходить из сердца, поскольку сердце и кишечник непосредственно связаны главным меридианом. Интересно заметить, в то время как западная медицина точно не знает причины возникновения язвочек в ротовой полости и лечит их симптомы, китайские врачи понимают, что причина их появления кроется в системах кишечника или сердца. Помимо локального лечения китайские врачи устраняют избыточный «жар» в источнике его возникновения.
Перикард непосредственно связан с сань-цзяо, или «тройным обогревателем», который, безусловно, будет восприниматься западными читателями с удивлением, поскольку им незнаком такой орган. В то время как перикард защищает сердце, «тройной обогреватель» ограждает все внутренние органы.
«Тройной обогреватель» - чрезвычайно важный орган, который фигурально именуется министром транспорта. Его структурная область охватывает всю сферу, занятую цзан и фу. и его работа влияет на их физиологические функции.
«Тройной обогреватель» состоит из трех уровней. Первый уровень, или «верхний обогреватель», начинается у основания языка и доходит до верхней части желудка, что соответствует грудной полости. Его основная функция - облегчение передачи жизненной энергии и питания, согревание тела, питание кожи, регулирование количества жиров и гармоничное распределение «защитной энергии».
«Средний обогреватель» расположен от диафрагмы до талии, что соответствует верхней части брюш ной полости. Его основные функции*- переваривание пищи, поглощение их основной части, выработка крови и других жидкостей, а также облегчение передачи питательных веществ всему организму.
«Нижний обогреватель» занимает пространство от талии до заднепроходного отверстия, что соответствует нижней части брюшной полости. Его основная функция состоит в том, чтобы отделять «чистое» от «нечистого», удалять продукты распада и облегчать мочеиспускание и дефекацию. Поэтому древние врачи говорили: «Верхний обогреватель главным образом получает, средний обогреватель в основном обрабатывает, а нижний обогреватель выделяет».
«Генерал», «судья» и «квартирмейстеры»
Теперь познакомимся с «генералом» внутри нашего организма. В нашем теле «генералом» считается гань, или печень. Если мы смеемся над тем, как нелепо или «ненаучно» китайцы называют внутренние органы, не будем забывать, что эта китайская аналогия более глубокая, чем западная концепция сердца как насоса, легких - как альвеолярных мешочков и желчного пузыря - как мешка для накопления.
Почему печень называют генералом? Потому что она контролирует‘систему защиты; кроме того, она крепкая и выносливая в работе. Древние врачи говорили: «В организме печень управляет мышцами и связками; ее слава лежит в ногтях, а ее выражение проявляется в глазах». Так что если вы хотите, что-бы у вас были красивые глаза, нужно иметь здоровую печень.
Главная функция печени заключается в том, чтобы накапливать кровь и регулировать ее направление к каждой части тела. Когда мы спим или отдыхаем, в печени накапливается много крови. Когда мы активны, печень регулирует поток крови в соответствии с нашими потребностями. Если поток крови нормальный, наши мышцы и связки получают хорошее питание, а ногти у нас на руках и на нотах крепкие и блестящие. Исследуя крепость, толщину, цвет и степень блеска ногтей, китайский врач может с уверенностью судить о печени человека.
Если у вас снижается зрение, вы должны проверить состояние печени, потому что глаза и печень тесно связаны меридианами. Избыток или недостаток энергии проявляется в блеске или тусклости глаз.
Человек нетерпеливый, нетерпимый, агрессивный и легко поддающийся гневу может страдать от возникновения в печени избыточной энергии, в результате у него появятся головные боли, повысится кровяное давление, ухудшится зрение. Теперь вы понимаете, почему человек с прекрасным зрением, не может отчетливо видеть в приступе гнева. В свою очередь, симптомы недостаточной энергии печени включают головокружение, звон в ушах, сухость во рту, боль в горле, покраснение лица и плохой сон.
Аналогичное место в системе меридианов занимает дань, или желчный пузырь, фигурально именуемый судьей. В китайской медицинской философии желчный пузырь - это намного больше, чем маленький мешочек для накопления желчи и выделения слизи. Он считается вместилищем мужества. В китайском языке существует идиоматическое вы ражение «иметь большой желчный пузырь», что означает «быть очень храбрым».
Основные функции желчного пузыря - дальнейшее очищение питательных веществ, хранение их в печени и регулирование количества и видов этих веществ для использования в различных частях нашего тела. Желчный пузырь и печень тесно связаны, и симптомы их болезни очень похожи.
Западная биология рассматривает основные функции селезенки как вырабатывание, накопление и разрушение клеток крови, в китайской же медицинской философии пи, или селезенка, как структурная единица тесно связана с пищеварительной системой. Когда больной жалуется на плохой аппетит, китайский врач обычно обращает внимание скорее на селезенку, чем на желудок.
Из медицинских источников известно, что, когда эпидемии туберкулеза поражали население Китая, врачи успешно боролись с ними, спасли множество людей, обращая внимание на питание селезенки для улучшения аппетита и укрепления здоровья, чтобы собственный организм больного поборол туберкулез.
Удивительно и в то же время печально, что это происходило за несколько столетий до того, как туберкулез стал распространенным заболеванием на Западе.
Тем не менее основная функция селезенки - получение из желудка питательных веществ, их хранение и передача‘ их энергии (которая в древней китайской медицинской литературе называется энергией славы) в каждую часть тела. Поэтому селезенку фигурально называют внутренним квартирмейстером.
Когда у человека здоровая селезенка, его губы хорошо оформленные и полные. Малокровные и тусклые губы свидетельствуют о недостатке энергии селезенки. Это проявляется в плохом аппетите и в том, что пища кажется человеку безвкусной.
Селезенка также очень важна для контроля за качеством крови и кровоснабжением. В соответствии с китайской медицинской философией компоненты, образующие кровь, поступают из питательных веществ, содержащихся в пище и напитках. Если энергия селезенки недостаточна, это отрицательно будет влиять на качество крови и кровоснабжение.
Недостаточная энергия селезенки может повлечь за собой неспособность к регулированию сбалансированного кровотока в кровяных сосудах. В результате кровь начнет изливаться из сосудов, что в китайской медицине называется нарушением потока крови из-за жара в крови. У пациентов появляется рвота кровью, кашель с кровью, носовые кровотечения, кровь при мочеиспускании и дефекации, возможны сильные кровотечения при менструациях и родах, что, к сожалению, может привести к летальному исходу.
В то время как эти проблемы способны озадачить западных медиков, китайцы хорошо их понимают и развивают эффективные методы контроля и лечения. Остается надеяться, что западные ученые-медики могут изучить эти бесценные медицинские знания, открытые китайцами (но малоизвестные на Западе из-за языковых и культурных различий), и сделать прорыв, который поможет им в спасении многих жизней.
Селезенка непосредственно связана главным меридианом с вэй, или желудком. Основная функ ция желудка состоит в получении пищи и напитков и преобразовании их в питательные вещества. Это основной «внешний квартирмейстер» человека.
Питательные вещества направляются в селезенку для хранения и распределения, в то время как остальная «разогретая паста из пищи и напитков» передается в кишечник для дальнейшей очистки и всасывания. Поскольку желудок - главный орган, где пища и напитки перевариваются для того, чтобы выработать питательные вещества, необходимые для повседневных потребностей человека, его иногда называют постнатальным истопником энергии. Для выработки питательных веществ желудок тесно взаимодействует с селезенкой.
Следует заметить, что китайские врачи успешно излечивали многие хронические заболевания, такие как инфекции печени, склерозирование печени, легочные инфекции и опухоль почки, не путем лечения пораженных органов или непосредственно больных частей тела, а путем влияния на системы селезенки-желудка. Основной принцип лечения заключается в укреплении организма больных путем улучшения их аппетита, с тем чтобы их собственные системы смогли преодолеть болезни. Западная параллель - лечебное питание.
Питательные вещества и энергия, работа и водные пути
Легкие, по-китайски фэй, - «премьер-министр», контролирующий жизненную энергию тела и кровь. В соответствии с китайской медицинской философией жизнь поддерживается жизненной энергией.
Жизненная энергия вырабатывается сочетанием «небесной энергии», извлекаемой из свежего воздуха, вдыхаемого нами, и «земной энергии», получаемой из пищи и напитков.
Легкие - это тот орган, где «небесная», или космическая, энергия проникает в наше тело в виде свежего воздуха и выделяется в виде газообразных продуктов распада. Легкие тесно связаны с сердцем, где находится «земная энергия» в виде питательных веществ.
Когда жизненной энергии много, кожа здоровая и чистая, что указывает на хорошую работу легких. Сухая и морщинистая кожа свидетельствует об их неэффективной работе. Болезни легких проявляются через нос, например, заложенный нос. насморк и потерю обоняния. Эти заболевания вызываются недостатком энергии в легких, такими симптомами, как одышка, слабый голос, боязнь простуды, быстрое уставание, сухая кожа, бледный язык и слабый пульс; или «жаром легких», означающим, что легочная система страдает от экюпатогенных факторов с такими симптомами, как повышенная температура, кашель, желтая мокрота, темно-желтая моча, твердые экскременты, краснота на кончике языка и желтый налет на языке.
В системе меридианов аналогичное место занимает да чан, или толстая кишка, фигурально называемая проводник, поскольку ее основная функция - выводить продукты распада из кишечника, из организма через заднепроходное отверстие, поглощая во время этого процесса воду. Для такой работы толстая кишка берет энергию у легких. Если прямая кишка нормально не функционирует, это происходит за счет слабых легких.
Болезни толстой кишки могут быть вызваны «влажностью» или «жаром», что означает воздействие эк-зопатогенных факторов. К распространенным симптомам относятся боли в области живота, ощущение «жара» в области заднепроходного отверстия, кратковременное мочеиспускание и моча красноватого цвета, слабый пульс, диарея и лихорадка.
В соответствии с китайской медицинской философией самый важный орган для жизненной силы человека - шэнь, или почки. Многие сексуальные проблемы, такие как, например, мужская импотенция и женское бесплодие, представляющие большую проблему для западных врачей, успешно решались китайскими врачами, лечившими почки больного. Вот обширная область, в которой западные ученые-медики могут найти для себя много полезного.
Почки несут ответственность не только за сексуальную и физическую активность, но и за умственную деятельность. Древние китайские врачи фигурально называли почки рабочим министром - ответственным за физическую и умственную деятельность.
Самые важные функции почек - накопление и регулирование веществ и энергии. Существуют два вида, или аспекта, сущности, а именно: питательные вещества для осуществления повседневной деятельности и сексуальная сущность для воспроизведения.
Существуют также два вида, или аспекта, энергии, а именно: пренатальная и постнатальная энергия. Пренатальная энергия - это первоначальная энергия, которая была получена из спермы отца и яйцеклетки матери.
Поэтому именно из почки развивалась остальная часть зародыша, и первоначальная энергия (или то, что осталось от нее) все еще находится там. Почку называют иногда пренатальным источником энергии. Постнатальная энергия -- это жизненная энергия, выработанная в результате взаимодействия «небесной энергии» (свежего воздуха) и «земной энергии» (пищи).
Почка также связана с памятью и умственными способностями. Это происходит оттого, что энергия почки используется для вырабатывания суй, или костного мозга. В соответствии с китайской медицинской философией костный мозг непрерывно циркулирует в полостях костей, проходя через позвоночник в мозг, чтобы питать его, подобно тому как в процессе кровообращения питаются другие части тела. Поэтому энергия почек непосредственно воздействует на количество и качество костного мозга, что в свою очередь влияет на деятельность головного мозга.
Если читатели сочтут эту информацию странной, то только из-за предубеждения западных медиков, которые все еще не признают такую информацию. Клинический опыт в Китае показывает, что врачи успешно применяли эти знания для укрепления памяти пациентов, лечения головокружения и борьбы с бессонницей путем питания их почек для оздоровления костного мозга.
Состояние почки больного отражено в его костях. Например, если кости сухие и хрупкие, его почка не функционирует нормально. К счастью, вам необязательно вытаскивать чьи-то кости, чтобы знать состояние его почек, потому что «слава почки проявляется в его волосах и выражается в его ушах». Поэтому по блеску или тусклости волос больного можно судить о сексуальной и вообще жизненной силе пациента. Недостаток энергии в почках часто течет за собой ухудшение слуха или звон в ушах. Если вы начинаете слышать шум, проблема может включаться не в ушах, а в почках.
Почки тесно связаны с пан-гуан, или мочевым пузырем. Главная функция мочевого пузыря заключается в извлечении питательных веществ из жидкости тела и выделении нечистой жидкости в виде мочи. Питательные вещества направляются в почки, откуда берется энергия для этого процесса. Поэтому слабость мочевого пузыря может указывать на слабость почек. Древние врачи называли мочевой пузырь министр водных путей.
Меридиан, контролируемый мочевым пузырем, охватывает обширную область тела от головы вдоль спины к ногам. Меридиан мочевого пузыря особенно связан с мышечной системой. Поэтому дефицит энергии мочевого пузыря непосредственно влияет на мышцы, в результате чего токсические продукты, содержащиеся в мышцах, не могут эффективно выводиться.
Необычные органы
Китайская концепция внутренних органов - это пять цзан, шесть фу, что означает существование пяти накопительных (сердце, печень, селезенка, легкие и почки) и шести преобразующих органов (тонкая кишка, желчный пузырь, желудок, толстая кишка, мочевой пузырь и «тройной обогреватель»).
Фу - это органы, в которых пища и напитки преобразуются в энергию, а продукты отхода выводятся из организма. Цзан - органы, накапливающие энергию, получаемую из пищи; в них энергия также регулируется и распределяется по всем частям тела для различных целей. Перикард также считается органом шан и является двенадцатым внутренним органом. Все эти 12 внутренних органов связаны сложной сетью 12 главных меридианов, что будет описано в следующей главе.
Помимо этих основных органов есть еще цзи-хэн-чжи-фу, или «необычные органы», куда входят головной мозг, костный мозг, кости, сосуды, желчный пузырь и матка. Они называются необычными, потому что хотя по строению и местоположению напоминают фу, но функционируют они как цзан. За исключением желчного пузыря, эти «необычные органы» не связаны непосредственно с 12 главными меридианами.
Желчный пузырь занимает особое место. Хотя он считается главным органом и связан с главным меридианом, но относится также к необычным органам, потому что это единственный фу-орган, который выполняет только преобразующую, но не выделяющую функцию.
Некоторых читателей удивит, что китайские врачи не отводят головном\ мозгу той роли, которую обычно выделяют ему западные врачи. Головной мозг не рассматривается даже как главный орган. Тем не менее он считается «морем костного мозга», где скапливается костный мозг всего организма. Костный мозг, очень богатый энергией, получаемой из пищи, заполняет полости костей, и его выработка зависит от энергии почек.
Кости образуют скелет нашего тела. Они также накапливают и регулируют количество костного мозга для того, чтобы питать головной мозг. Существует два типа май, или сосудов, а именно: кровеносные сосуды и энергетические сосуды, называемые мери дианами. Эти сосуды разносят кровь и энергию по всем частям тела и выводят продукты выделения.
Две основные функции матки, которая есть только у женщин, заключаются в управлении менструальным циклом и в подготовке к беременности. Матка связана с ду-май (меридианом зачатия) и с чуй-май (стремительным меридианом), регулирующим менструальный цикл до зачатия, и питает зародыш после его образования.
Женщины, у которых нерегулярный менструальный цикл или у которых есть трудности с зачатием (несмотря на то, что гинекологи подтверждают, что все нормально), могут разрешить свои проблемы путем очистки заблокированных меридианов и подпитки их энергией.
В наши дни довольно часто западные врачи не находят никаких отклонений у своих пациентов, хотя и те и другие знают, что жадобы обоснованны. Вместо того чтобы все относить за счет стресса или других психологических факторов и советовать своим пациентам просто отдохнуть, имеет смысл снова рассмотреть эти случаи в свете новой информации (хотя она была известна и успешно использовалась китайскими врачами на протяжении веков), описанной в этой и в других главах.
Все отношения между органами возможны благодаря жизненной энергии. На самом деле жизненная энергия, или ци, является самым важным фактором в китайской медицине независимо от того, обсуждаем мы ее с точки зрения физиологии, патологии, диагностики, прогнозирования или терапии. В следующей главе мы рассмотрим сложную сеть энергетических потоков в нашем организме и увидим, что многие невероятные, казалось бы, вещи в китайской медицине вполне объяснимы.