Библиотека
Медитация в китайской медицине
ПУТЬ К ВЕЛИЧАЙШЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ
(Медитация в медицине)
Греки, кажется, не отделяли божественную природу Человека от его человеческой натуры и умели вметать в него душу и дух, так же как и сознание. Декарт разделял Сознание и Тело. Дарвин сильно преуменьшат божественное в Человеке. Фрейд и его последователи начали процесс возвращения психики в сферу человека и еще больше уменьшили божественную часть в человеке. Как и в прошлом, религиозные аспекты - здесь душа и дух - просто игнорировались. Особое внимание, уделяемое Фрейдом сексуальности, кажется, даже еще больше обесценило Человека.
Профессор Филип Роудс. Ценность медицины
Человек как единство материи, энергии и духа

Китайцы считают, что человек представляет собой органичное целое - единство материи, энергии и духа. Материя (дзин) - это физическая субстанция человека; энергия (ци) - это жизненная сила; а дух (шэнъ) - это психика, душа или сознание. Здоровье означает благосостояние всех этих трех аспектов человека.
Инфекционные болезни, когда на человеческий организм воздействуют вредные микробы, - это нарушение дзин, или материи; если определенные жизненно важные органы не функционируют нормально, это физиологическая дисфункция, или нарушение ци, или энергии; психические заболевания, такие как, например, пугающие галлюцинации, - это нарушение шэнъ, или духа.
Тем не менее это деление достаточно условно; когда нарушен какой-либо из трех аспектов, два других тоже затрагиваются, потому что дзин, ци и шэнь представляют собой не три разные части, а три тесно связанных между собой аспекта одного организма.
В западной медицине психика отличается отдуха, а в китайской - из-за культурных и языковых различий - термины «психика», «дух», «душа» и «сознание» иногда используются как взаимозаменяемые. Поэтому психические расстройства иногда интерпретируют как душевные.
Интересно, что современные западные ученые-медики, вероятно, единственные в истории человечества, отделившие дух от тела и медицине и здоровье.
У народов величайших мировых цивилизаций, таких как жители Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Южной Америки, арабских стран и Китая, был холистический подход к здоровью: они принимали во внимание не только физические, но и духовные потребности человека. Ведь не является историческим совпадением то, что большая часть врачей в мировых цивилизациях древности, за исключением Китая, были также священниками.
Это целостное отношение к здоровью человека до сих пор превалирует у многих высокоцивилизованных народов. Например, по мнению доктора Васанта Лада, «индийская медицина рассматривает здоровье и болезнь холистически, принимая во внимание тесные взаимоотношения души отдельного человека и космического духа, отдельного человека и космического сознания, энергии и вещества».
Шейх Хаким Мойнуддин Чишти, современный мусульманский целитель, утверждал, что «необходимо понимать и учитывать физическую, психическую и духовную плоскости существования, потому что настоящее здоровье состоит из них».
В прошлом на Западе дух тоже рассматривали как существенную часть организма человека. Только в Средние века началось формальное разделение: теологи стали заниматься духом, а врачи - телом, хотя духовное целительство продолжало играть значительную роль в западной культуре, несмотря на полное равнодушие, если не пренебрежение со стороны многих ортодоксальных врачей.
Эта неспособность понять или оценить холистический взгляд на дух и тело, вероятно, более чем что-либо другое, привела к тому, что многие западные ученые считают древние медицинские системы ненаучными, хотя их с успехом использовали народы высокоцивилизованных культур.
К счастью, поскольку многие западные врачи придают большее значение психике при заболеваниях, с недавнего времени намечается поворот к концепции духа.
Фрэнсис Макнатт, всемирно известный христианский целитель, говорит, что «Помазание болящих, в настоящее время совершаемое для мнимого исцеления человека в целом, больше не является подготовкой души к смерти». Помогает ли это излечить физические и эмоциональные болезни? «Я могу с уверенностью сказать, что за последние 18 лет я видел, как тысячи людей исцелялись благодаря молитве», - отвечает Макнатт, исцелявший больных более чем в 30 странах.
Духовность универсальна
Поскольку китайцы всегда считали, что дух и тело - одно целое, почему тогда в Древнем Китае врачи, в отличие от большинства своих коллег в других странах, относившихся к великим цивилизациям, не были священнослужителями? Это произошло потому, что китайцы не настаивали (и не настаивают) на том, что для достижения духовного здоровья нужна какая-то религиозная основа.
Хотя китайцы духовны, то есть они верят в реальность духа, выходящего за пределы физического тела, они не особенно религиозны. Другими словами, китайцы считают, что духовное здоровье можно реализовать через любую религию или даже без всякой религии. Таким образом, дискуссия на тему о духовном здоровье, развернутая в этой главе, носит совершенно нерелигиозный характер.
Тем не менее, поскольку духовное здоровье тесно связано с религиозным развитием, многое из того, что здесь обсуждается, часто обнаруживается скорее в мистицизме и метафизике, чем в медицине. Поэтому краткое обсуждение духовного развития величайших религий мира вполне уместно.
Хотя величайшие энергии мира кажутся очень отличающимися друг от друга по своим ритуалам, основы их учения удивительно похожи! Это видно из следующего эксперимента. Приводим основные принципы величайших религий мира, которым учили величайшие учителя, причем слова «Бог» и «Брахман» заменены здесь нейтральным термином «Высшая реальность». Можете ли вы определить, к каким религиям относятся следующие цитаты?
«Избегай причинять какое-либо зло, твори добро; в конечном итоге пусть сознание вернется к Высшей реальности».
«Есть одна Высшая реальность и Источник всего человечества, который является Господом всех нас и присутствует во всех нас и в делах наших».
«Высшая реальность - это все. От Высшей реальности -исходят вид, ощущения, желания, поступки. Но все это - всего лишь название и форма. Чтобы познать Высшую реальность, необходимо испытать тождественность между ней и собой».
«Высшая реальность существует вне неба и земли и не имеет ни формы, ни вида; она постоянно меняется; ее непрерывная трансформация дает начало форме и внешнему виду всего во Вселенной».
«Каждое писание и каждый пророк вначале говорили одну и ту же вешь: что мы созданы Высшей реальностью и что особая цель нашего существования состоит в том, чтобы попытаться найти путь назад к ней».
Первая цитата взята из высказываний Чжи И, буддийского мастера. «Высшую реальность» здесь следует заменить словом «Пустота». Вторая цитата - из Библии. «Высшая реальность» и «Источник» должны читаться как «Бог» и «Отец» соответственно. Третья цитата взята из священных книг индусов «Упанишад». «Высшая реальность» здесь означает «Брахман». Четвертая цитата взята из трактата Лао-цзы «Дао дэ цзин». «Высшая реальность» должна быть заменена «Дао». Пятая цитата принадлежит Шейху Хакиму Мойнуддину Чишти, мусульманскому Учителю. Здесь «Высшая реальность» обозначает «мудрый и любящий Создатель».
Не только цели, но и пути их реализации схожи. Приводим суть методов, которым учили величайшие Учителя для того, чтобы достичь духовного завершения. Можете ли вы определить, из каких религий взяты следующие цитаты?
«Она не дает сознанию думать о чем-то постороннем, освобождая его от всех пустых мыслей».
«Сосредоточенность на своем внутреннем мире концентрирует сознание на его собственной, самой глубокой части, в которой виден последний шаг, перед тем как душа находит Реальность».
«Основным способом внутреннего видения является тишина сердца, и его применение - конец всех мыслей».
«Это наполнение сознания Богом до полнейшего исключения всего остального».
«Сознание вступает в сферу Великой Печати ясного света, лишенной дуалистических сложностей».
Метод в первом примере был описан Миром Валиуддином, мусульманским Учителем. Второй - это христианский метод духовного завершения, которому учил святой Августин. Слово «реальность» в этом примере следует заменить словом «Бог». Третий пример - цитата из учения даосского святого Лю Хуаяна. Четвертая фраза принадлежит Свами Парамананде, Учителю индуизма. Четвертый метод относится к буддизму Ваджраяна, которому учит сам Его Святейшество Далай Лама.
Для многих читателей может быть затруднительным сопоставить эти цитаты с соответствующими религиями, потому что они в основном схожи по своим целям так же, как и методы их осуществления. Очевидные различия во внешних ритуалах и церемониях сложились за счет исторических, географических, культурных, языковых и других факторов.
По сути дела, цели великих религий мира состоят в том, чтобы вернуться к Высшей реальности, известной также под названиями «Бог», «Брахман», «Дао» и «Будда», или соединиться с ней. Их методы в соответствии с учением и практикой их величайших учителей на самом высоком уровне, которые могут быть неизвестны большинству простых приверженцев, осуществляются посредством медитации. Медитация (иногда называемая созерцанием, концентрацией или интроверсией) относится к тренировке сознания (духа, души или психики) для достижения разных и более глубоких (или высоких) уровней реальности.
Некоторых читателей может удивить, какое отношение эта дискуссия об универсальности духовного развития может иметь к китайской медицине или какой-либо другой системе лечения. Существуют две веские причины.
Одна в соответствии с китайской медицинской философией состоит в том, что здоровье - это общее благополучие материи, энергии и духа как единого организма по отношению к космосу; или, пользуясь западной терминологией, здоровье - это не только физическое, эмоциональное, психическое и духовное благополучие.
Вторая причина заключается в том, что сходство основных целей и методов в различных религиях доказывает, что духовность универсальна; поэтому смысл и практика достижения духовного здоровья, которые объясняются в этой главе, не носят религиозного характера, то есть им могут следовать люди любых религиозных убеждений, а также те, кто не придерживается никаких религий.
Духовная болезнь и духовное здоровье
Из-за культурных и религиозных различий люди могут по-разному понимать, что такое духовная болезнь и духовное здоровье. Поэтому приведенное далее представляет собой всего лишь предположение.
Поскольку нравственность - основа каждой великой религии, можно смело утверждать, что любая форма безнравственности служит симптомом духовной болезни. Например, человек болен, если принимает участие в сознательном нанесении физического или эмоционального вреда, в кражах чужого имущества, в прелюбодеянии, в очевидных преступлениях, таких как убийство, изнасилование, пытки, продажа в рабство или принуждение заниматься проституцией, а также только вынашивает подобные планы.
Человек, не любящий и не уважающий ни себя, ни других, которому не хватает уверенности в себе и чувства ответственности, который чувствует себя потерянным или бесцельно плывет по течению, который занимается черной магией и меньше полагается на собственные силы, а также тот, кто боится привидений и чертей, духовно нездоров.
Духовное здоровье включает ощущение внутреннего покоя, вкус к жизни, космическое понимание того, что существует нечто большее, чем физическая жизнь. Духовно здоровый человек - это человек щедрый, милосердный, любящий и добрый по отношению ко всем существам независимо от национальности, культуры и религии, независимо от того, являются ли эти существа человеческими, астральными или еще какими-нибудь.
Нравственное или религиозное образование дает прекрасную подготовку для обретения духовного здоровья, а также для исцеления от духовного недуга.
Тем не менее духовная реализация - это интуитивный, а не интеллектуальный опыт. Понимание умом очень помогает реализовать себя духовно, и мы должны испытать это непосредственно сами.
Вот что говорит по этому поводу Лао-цзы: «Дао, которому можно дать имя, ненастоящий Дао». Тот, кто ощутил Дао, или Высшую реальность, может точно это описать, но из-за ограниченности языка и отсутствия непосредственного опыта, мы все же не узнаем, что это, несмотря на прекрасное описание, так же как, например, тот, кто никогда не пробовал апельсин, не узнает его вкус, как бы точно его ни описывали.
Подобным же образом Иисус говорит: «Царство Божие внутри вас». Как бы хорошо ни описывалось Царство Божие, мы не поймем его, пока не испытаем сами. Для того чтобы испытать Царство Божие, или Дао, или сатори, или единение с Брахманом, или возвращение к Аллаху, или любую форму духовного постижения, существует вневременной золотой путь - медитация.
Холистическое здоровье и духовная реализация
У некоторых людей может создаться впечатление, что медитация - это сидение со скрещенными ногами и закрытыми глазами. Но это всего лишь одна из многочисленных внешних форм медитации. Медитация может принять любую внешнюю форму, но главное состоит в том, чтобы готовить свое сознание или дух для достижения различных состояний сознания, и на самом высоком или самом глубоком уровне медитирующий достигает духовной реализации. Формами медитации выступают также молитвы и чтение религиозных текстов. Медитация - основной путь к достижению духовного и психического здоровья.
Вспоминая о своем опыте участия в «небольшой конференции ученых, которые ежедневно занимались медитацией», Лоренс Лешан объясняет, «что медитация похожа на возвращение домой... чтобы найти что-то, вернуться к себе, к тому, что однажды у нас было, но мы этого не осознавали и утратили, не понимая, что это было или где или когда мы это потеряли».
Брух Джой, доктор медицины, отказавшийся от своей исключительно успешной медицинской практики для того, чтобы обучать процессу трансформации, говорит, что «медитация - это путешествие во Вселенную, в никуда бесконечно малой точки в центре индивидуального сознания».
Медитация - это общий термин. Существует множество способов достижения медитативного состояния сознания. Суммируя весьма интересным способом бесчисленные приемы медитации и цитируя Джозефа Голдштейна, Дэниэл Гоулман утверждает, что «все системы медитации направлены или к Одному, или к Нулю - единению с Богом или пустотой. Путь к Одному идет через сосредоточение на Нем, путь к Нулю - это проникновение в пустоту собственного сознания».
На самом высоком уровне Один и Нуль - одно и то же; Единственный, Конечная реальность вне времени и пространства, лишенная всяких явлений, ощущаемых обычным сознанием.
Шри Дхаммананда, буддийский учитель, обобщает цели медитации таким образом: «Сиюминутная цель медитации состоит в подготовке сознания к эффективному использованию его в нашей повседневной жизни. А конечная цель медитации заключается в освобождении от колеса Сансары - круговорота рождений и смертей».
Для каждого человека независимо от его религиозных убеждений последнее предложение можно изменить таким образом: конечная цель медитации заключается в поиске духовной реализации.
На более низком, более прозаическом уровне медитация служит эффективным средством лечения и профилактики болезней! Хорошо известно, что мастера медитации, помимо того, что они - эмоционально зрелые, духовно умиротворенные люди с чистым сознанием, обладают еще и прекрасным физическим здоровьем. Многие люди могут согласиться с тем, что медитация может исцелять духовные, психические или эмоциональные нарушения, но как с ее помощью можно лечить физические недуги, например, вирусную инфекцию или органическую дисфункцию?
Поскольку медитация - это процесс совершенствования сознания и духа, то логично, что она эффективна при коррекции эмоциональных, психических и духовных расстройств, которые в конце концов выступают следствием слабости психики или духа.
В соответствии с китайской медицинской философией лечение таких заболеваний с помощью медитации заключается в подходе к больному как единому целому и воздействии на главную причину болезни. Ваше сознание или дух рассматривается многими философами как нечто «постоянное» - Истинная ваша сущность, в то время как ваша физическая суть непрерывно меняется.
Некоторые философы, например Тхеравада Буддист, даже сознание рассматривают как «мимолетное». Эта великая истина сейчас признается современной наукой. Известный биолог, профессор Э. Дж. Амброуз утверждает следующее:
«Самой замечательной чертой живых организмов независимо от того, состоят ли они из единственной клетки, как бактерии, или из множества различных видов клеток, как млекопитающие, является то, что в организм постоянно извне проникают молекулы и в то же время другие простые и тесно связанные молекулы постоянно выделяются из клеток. Этот поток вещества, проходящий через организм, представляет собой универсальное явление, наблюдаемое в жизни везде... Поэтому организм не обладает постоянством материи».
Все ваше физическое тело, включая клетки ваших больных органов и микробы, находящиеся в организме, полностью меняется по крайней мере каждые семь месяцев, а некоторые части тела даже в течение нескольких секунд! Мастер медитации в действительности может оказывать влияние на скорость и природу этих изменений.
Почему, когда человек занимается медитацией, в процессе занятий он постепенно изживает в себе такие отрицательные черты, как зависть, ревность, высокомерие и злобу, развивая положительные качества - сострадание, вежливость, терпимость и доброту? Это происходит потому, что его дух - выражение и неотъемлемая часть Духа Вселенной, называемого такими разными именами, как Бог, Брахман, Татхагата и Дао. Эта божественная искра, проявляющаяся только хорошими качествами, находилась в человеке под слоями загрязнений, была скрыта под иллюзиями грубых, чувственных восприятий. По мере того как человек продвигается в занятиях медитацией, он приближается к духовной реализации, которая органически связывает его с Духом Вселенной, тем самым преодолевая и разрывая слои загрязнений и иллюзий и проявляя свои внутренние божественные черты.
Говоря о духовном исцелении путем наложения чьих-то рук на больного, которое известный русский психолог, бывший чемпион по гребле и волейболу, доктор Виктор Криворотов, называет «биоэнерготерапией», сходной с одним из аспектов китайской цигун-терапии, объясняет, что может открыть новые горизонты для западной медицины, хотя, видимо, вначале некоторые западные врачи будут резко возражать.
«Болезнь - это такое состояние системы, при котором полностью не реализован духовный потенциал. Деформации внутри какой-либо подсистемы человека отражаются на состоянии других систем и всего организма и ведут к снижению духовного потенциала. Если учесть это определение болезни, то что собой будет представлять эффективное лечение? Лечение заключается в стимулировании духа больного, влияющего на все системы, приводящего их в сбалансированное состояние.
Стимулировать дух можно одним из двух способов: непосредственно или путем корректирования субсистемы, являющейся первоначальным источником болезни. Современная медицина проводит большей частью соматические корректировки.
Следовательно, лечение может быть успешным только в тех случаях, когда первоначальный источник болезни находится в организме. Но для современного человека главным источником разрушения стала система отрицательных состояний (проявления эгоизма, высокомерия, тщеславия, зависти, ревности и т. д.), система ценностей и мировоззрения».
Поэтому когда больной страдает от вирусной инфекции, органической дисфункции или любого физического, эмоционального или психического заболевания, его дух тоже оказывается пораженным. Используя китайскую терминологию, можно сказать, что болезнь в измерениях материи и энергии оказывает влияние на измерение духа и наоборот. Это задерживает духовную реализацию.
Болезнь можно вылечить двумя способами: работая на духовном уровне, например, занимаясь медитацией; или работая на материальном и энергетическом уровнях - используя фитотерапию, акупунктуру, массаж и другие терапевтические подходы.
Но каким образом можно лечить заболевания материального и энергетического измерений, работая на духовном уровне? Или, иначе говоря, как можно с помощью медитации избавиться от таких болезней, как корь и гепатит В или диабет и пепти-ческая язва? Прежде чем смеяться над ответом, каким бы он ни был, потому что вопрос в соответствии с ортодоксальной западной парадигмой кажется таким нелепым, давайте не будем забывать, что в настоящее время западная медицина не может предложить средства для лечения вирусных инфекций и органических болезней и вряд ли в ближайшее время какое-либо средство будет найдено, если западная медицина по-прежнему будет продолжать настаивать на своем механическом и упрощенческом подходе.
Многие люди очень удивятся, узнав, что исцеление зависит по большей части, если не полностью, от духовного или психического измерения. Вирусы всех типов, многие из которых до сих пор неизвестны, воздействуют на нас постоянно; усталость, продукты распада и различные токсины постоянно оказывают влияние на наши органы. Все же обычно мы бываем здоровы благодаря удивительной, почти невероятной работе, совершаемой мириадами мельчайших единиц сознания, которые китайские врачеватели называют обобщенно духовным измерением, которое поддерживает то, что западные ученые называют обратной связью, иммунной, защитной и другими естественными системами нашего организма. Без духа физическое тело представляет собой просто массу мяса и костей, которую микроорганизмы без труда могут превратить в углерод, азот, кислород, водород, кальций и другие элементы.
Медитация, развивающая психические и духовные силы, укрепит все естественные способности организма ради выживания и осмысленной жизни. Находясь в состоянии медитации, если хорошо знать методы, мы можем буквально направлять жизненную энергию туда, где она нужна, снимать усталость, выводить продукты распада и токсины, сдерживать воздействие вредных микробов, а также делать другие удивительные вещи (такие как проекция сознания и целительство на расстоянии), которые многие люди считают невозможными, а некоторые - просто шарлатанством.
Все эти фантастические действия (управление физиологическими функциями и применение психических способностей) демонстрировались йогами, хилерами, мастерами цигун и другими людьми. Так что не без оснований отец американской психологии Уильям Джеймс считал сознание самой мощной силой в мире.
Однако чтобы достичь высоких уровней медитации, когда раскрываются такие невероятные способности, требуется много времени и сил. Когда люди заболевают, они считают, что легче прибегнуть к помощи западных врачей, китайских терапевтов или других специалистов.
Тем не менее даже если вы не заинтересованы или не готовы применять медитацию для лечения заболеваний или совершения фантастических деяний, занятия медитацией очень полезны, например, для того, чтобы снять стресс, улучшить концентрацию внимания, усилить ясность мысли и, возможно самое главное, - укрепить психическое и духовное здоровье. Когда вы будете готовы, вы окажетесь на золотом пути к величайшему достижению, к которому когда-либо мог прийти человек, а именно к духовной реализации.
Обретение психического и духовного здоровья
Существуют‘буквально сотни приемов медитации. Поскольку мы делаем скидку на собственные предпочтения и варианты, справедливо будет заметить: сколько медитирующих, столько и приемов медитации. Эти многочисленные приемы можно классифицировать на большие группы и затем на подгруппы. Наиболее значительные группы следующие:
1. Использование дыхания.
2. Сосредоточение на внешнем объекте.
3. Сосредоточение на различных частях тела.
4. Сосредоточение на образе.
5. Использование звука (включая чтение Свя
щенного писания).
6. Использование чисел (включая применение
четок).
7. Сосредоточение на мысли.
8. Медитация на пустоте.
В следующем примере в качестве приема используется дыхание, чтобы войти в глубокое медитативное состояние с целью достижения духа. Это очень просто, но исключительно полезно, если вы обладаете достаточной дисциплиной, чтобы заниматься регулярно и непрерывно на протяжении нескольких месяцев. Тогда вы достигнете большего, чем ожидали.
Сядьте поудобнее. Лучше всего, если это будет двойная поза лотоса. Скрестите ноги так, чтобы обе подошвы ног были обращена вверх. Для большинства нетренированных людей эта поза трудна. Другая предпочтительная поза - одинарная поза лотоса, когда только одна подошва обращена вверх. Вы можете положить руки на колени, или одну ладонь поверх другой на скрещенных ногах, или как вам удобно.
Более простая поза - сидя на твердом основании, выпрямив спину и плотно прижав ступни к полу. Руки спокойно лежат на верхней части ног.
Можно также не сидеть, а стоять. Расслабьтесь и встаньте прямо; ноги вместе, руки вдоль бедер. В обеих позах тело должно быть расслаблено, спина прямая, голова слегка наклонена вперед. Посмотрите на рис. 27.2.
Очень старые или слабые люди могут медитировать, лежа на кровати или кушетке. Во время медитации глаза должны быть немного прикрыты или закрыты.
Вы должны полностью расслабиться. Радостно улыбнитесь. Потом обратите внимание на свое дыхание. Нет необходимости дышать сознательно. Следите за своим дыханием при каждом вдохе и выдохе. Продолжайте выполнять эту кажущуюся простой процедуру в течение пяти минут.
Это то, что вам нужно для медитации, но было бы ошибкой думать, что это легко. Концентрация сознания - это одна из самых трудных задач, хотя решимость и практика помогают справляться с ней.
В данном случае как средство концентрации сознания мы используем дыхание.
Вас будут посещать посторонние мысли. Прогоняйте их сразу же и продолжайте сосредоточиваться на вдохе и выдохе. Как только увидите, что перестали следить за дыханием, немедленно возобновляйте концентрацию внимания на нем. Иногда вы можете почувствовать сонливость или даже действительно заснуть во время медитации. Как только проснетесь, продолжайте сосредоточиваться на дыхании.
Пусть вас не разочаровывает то, что успешно следить за дыханием вы можете меньше минуты. На самом деле, если вы можете сосредоточиться на дыхании в течение минуты, это уже неплохое достижение.
После занятий медитацией на протяжении пяти минут потрите ладони одна о другую, чтобы нагреть их. Затем приложите их к глазам. Согрев глаза, откройте их и сделайте массаж лица и головы. Потом встаньте и сделайте 30 быстрых шагов. Это будет завершением упражнения по медитации.
Другие учителя рекомендуют медитировать в течение более долгого времени. В школе медитации, где я обучался, а именно в Шаолине. упор делался не на количество, а на качество.
Мы считаем, что достижение непрерывной концентрации в течение одной мин\ты во время пятиминутной медитации лучше, чем получасовое сидение с хаосом в сознании и отдельными краткими концентрациями, хотя, может быть, в общей сумме они составят период концентрации больше минуты.
Позднее, по мере продвижения в занятиях, когда вы увидите, что более продолжительное время можете сосредоточивать свое сознание на дыхании, постепенно увеличивайте период занятий. Занимайтесь два раза в день, утром и вечером.
Через некоторое время на занятиях у вас могут появиться некоторые странные ощущения. Например, может показаться, будто ваше сознание или физическое тело вращается, или у вас отсутствуют некоторые части тела, или же ваше тело стало либо очень большим, либо очень маленьким. Это нормальные признаки ваших успехов, и вы не должны придавать этому значения и в то же время не должны ожидать этого.
Однако если возникнут какие-нибудь пугающие видения или неприятные звуки, ощущения типа головной боли, учащенного сердцебиения и страха, строго прикажите им исчезнуть и убедите себя, что они не причинят вам вреда, потому что это всего лишь «выходки» вашего сознания или, может быть, психическое выражение ваших мыслей или эмоций.
Если эти неприятные явления будут продолжаться, нужно будет на время прекратить занятия.
Использование сознания или духа в лечении
Как только вы научились контролировать свое сознание, можете применять некоторые полезные приемы для лечения болезней или выполнять какие-нибудь другие полезные задачи. Приводим несколько примеров. Войдите в состояние медитации. Всмотритесь в «око» вашего сознания, в вашу больную зону, затем посмотрите, как идет процесс регенерации в этой зоне. Удерживайте эту картину в сознании как можно дольше.
Предположим, что у вас пептическая язва или больная почка.
Сначала представьте свой желудок с язвой или нефункционирующую почку, затем замену поврежденных клеток вашего желудка или почки здоровыми.
Удерживайте эту картину в сознании как можно дольше. Очень важно, чтобы при этом вы не прилагали больших усилий. Если это видение исчезнет, отдохните, все еще сохраняя позу медитации, затем спокойно продолжайте визуализацию.
На более поздней стадии начинайте визуализацию сразу с видения вашего здорового желудка или почки и удерживайте его в сознании. Все это время вы находитесь в медитативном, или подсознательном, состоянии. Вы усилите процессы самоисцеления, если поверите и ощутите в обычном состоянии, что действительно выздоравливаете.
Позднее, когда пойдете к врачу, вы его удивите, потому что анализы покажут, что у вас той болезни больше нет.
Для некоторых болезней, таких как бессонница или диабет, может быть нелегко локализовать больную зону, чтобы представить ее себе. В таких случаях представляйте, что вы совершенно здоровы, например, вы ложитесь спать и сразу засыпаете или вы выбросили свои таблетки инсулина и можете без всяких последствий пить чай и кофе с сахаром.
Некоторым людям трудно заниматься визуализацией; во время медитации на бессознательном уровне они могут думать о выздоровлении или о ситуациях, свидетельствующих о том, что они выздоровели.
Процессы восстановления и самоисцеления в вашей визуализации настоящие, а невоображаемые. Это естественные способности, постоянно используемые бессознательно. По некоторым причинам эти естественные функции частично дают сбой, в результате чего возникают пептическая язва, диабет или другие заболевания. Визуализация (или мысленное представление) этих процессов, протекающих нормально, во время медитации восстанавливает и укрепляет естественные функции.
Миллионы клеток заменяются в организме человека каждую секунду; удержание в сознании соответствующего изображения во время медитации действует как контрольная копия для воспроизведения здоровых и нормальных клеток.
Хотя эта истина мало известна (или оценена) большинством современных ученых-медиков, потому что большую часть времени они слишком заняты упрощенной механикой клеток и ферментов, чтобы рассматривать холистическое функционирование организма больного как единого целого, влияние сознания на тело, или контроль сознания над телом, с давних пор признавался древними мастерами, а сейчас он демонстрируется при духовном целительстве и биообратной связи.
Каким образом сознание влияет на организм так, чтобы он вырабатывал нужные клетки для лечения пептической язвы или для восстановления естественного производства нужных гормонов для избавления от диабета? Это происходит так же, как организм приказывает рту есть обед или глазам читать этот текст.
Физическое тело без сознания, или духа, - это безжизненный материал; именно сознание, или дух, отвечает за физиологическую и психическую деятельность. Например, если человек лишен умственных способностей или не может сосредоточиться, он не поймет, что он читает, хотя его глаза, мышцы и нервы структурно и функционально находятся в норме.
Число удачных духовных исцелений в различных религиозных сообществах на протяжении всей истории, а также в настоящее время слишком велико и широко известно, чтобы можно было списать их на совпадение или на эффект плацебо.
Хотя в духовном целительстве, как и во всяком другом его виде, есть шарлатаны, ситуации и статуе многих духовных целителей таковы, что предположить, будто это мошенничество, просто невозможно, если не сказать - неуважительно. Большинство пациентов, которые приходят к духовным целителям как к последнему прибежищу, до этого лечились разными методами и совершенно бесполезно.
Благоразумно ли предполагать, что тысячи больных во всем мире, страдавших в течение многих лет так называемыми неизлечимыми болезнями, сговариваются с в высшей степени религиозными целителями - с кем многие пациенты до этого не встречались и которые не берут денег за лечение - чтобы обманывать других людей?
Если некоторые современные ученые стесняются признавать, что в духовном исцелении задействованы божественные силы, тогда мое объяснение, основанное на идее влияния сознания на тело, может дать альтернативный ответ.
Однако лично я полагаю, что эти два объяснения очень схожи, потому что, когда мы достигаем собственного духа в глубокой медитации, мы устанавливаем тесную, органическую связь с Духом Вселенной. Этой теорией влияния сознания на тело можно также объяснить то, что приводит в недоумение многих врачей, а именно внезапную ремиссию.
Конечно, это наблюдение не является подтверждением того, что физическая медицина - западная, или китайская, или еще какая-нибудь - уступает духовному целительству. Большинство людей считают более легкими и, вероятно, более эффективными методы лечения фармакологическими средствами, отварами из лекарственных растений, введением акупунктурных игл в тело или другие терапевтические меры, чем лечение медитацией или с помощью настоящих духовных целителей. Однако это наблюдение дает по крайней мере три хороших импульса для размышления и действия.
Во-первых, для тех, кто верит, что сознание влияет на тело, и кто обладает достаточной самодисциплиной, чтобы заниматься медитацией, визуализация процессов восстановления в медитативном состоянии ускорит любое физическое или психиатрическое лечение, которое они проходят.
Во-вторых, для некоторых несчастных людей, страдающих так называемыми неизлечимыми болезнями, этот метод дает надежду. Они исцелят себя, занимаясь медитацией, с помощью собственного духа или Духа Вселенной. Они поверят в это, поскольку оба метода помогли тысячам людей, следовательно, могут помочь и им.
В-третьих, для смелых ученых-медиков, которые не боятся идти впереди своих ограниченных коллег, не решающихся перейти за рамки принципов и практики, которым их учили, изложенные идеи могут составить концептуальную основу для исследований, ведущих к прорывам в медицинской науке.