Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Возможный вклад китайской медицины в западную

ПУТЬ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ОРГАНИЗМА В ЦЕЛОМ

(Возможный вклад китайской медицины в западную)

Вес научных доказательств опроверг доктрину специфической этиологии, доминировавшую в медицинской мысли в прошлом веке. Теперь ясно, что эта доктрина была просто страннос­тью в истории медицины, подпитываемой нео­граниченной верой в упрощенный подход к болезни, практиковавшийся после открытия Пастером теории о микроорганизмах. Новая медицина вернула нас к нашим корням - тео­рии Гиппократа.

Мелвин Вербэк, доктор медицины (1986)

Преимущества и недостатки западной медицины

Высказывание доктора Вербэка - типичная ре­акция на излишне упрощенный и механический подход современной западной медицины. Доктор Стивен Фулдер напоминает, что, по мнению Гип­пократа, здоровье восстанавливается равновесием в телесной жидкости человека. Процесс ле­чения должен был только помогать собственным способностям организма к самоисцелению... А на самом деле современная медицина в последние сто лет доминировала в практике. Это может представ­лять собой не более чем качание маятника от Гигеи (когда хорошее здоровье является результатом по­нимания человеком того, как следует жить) до Эскулапа (когда болезнь лечится путем исправле­ния недостатков); на самом деле уже существуют признаки того, что медицина начинает отходить назад от научных крайностей.

Профессор Джон У. Томпсон, говоря о том, что все больше людей стремятся получить подробные све­дения об альтернативной медицине, утверждает:

«Традиционная медицина не дает всех отве­тов на вопросы о болезнях, и поэтому так важно знать, какой положительный вклад в это может внести альтернативная медицина. Нужно, чтобы лучшее из того, что есть в обеих системах, было использовано на благо всего человечества».

Необходимо подчеркнуть два момента. Во-пер­вых, обе цитаты, так же как и все остальные в этой книге, взяты из высказываний высококвалифици­рованных специалистов западной медицины; при­чем многие из них - авторитетные фигуры в своих областях.

Во-вторых, все эти эксперты прекрасно знают, какой огромный вклад западная медицина внесла в мировое здравоохранение; их неудовлетворенность - не результат пессимизма или отсутствия веры в за­падную медицину. Они искренне заинтересованы в исправлении определенных недостатков западной медицины ради блага всего человечества. Их муже­ство и забота о прогрессе в своей профессии еще больше вызывают восхищение, когда мы осознаем, что в истории западной медицины такая прозорли­вость всегда принималась в штыки ограниченным большинством. Например, подвергались жестокому осмеянию Гарвей, создавший учение о кровообра­щении, и основоположник микробиологии Пастер; Вильгельм Рейх, основоположник биоэнергетики, и Рут Драун, одна из пионеров радиоэлектроники, провели многие годы в тюрьме за свои открытия.

Еше раз подчеркнем, что конструктивная кри­тика западной медицины не должна отвлекать наше внимание от ее замечательных достижений. Нет со­мнений в том, что западная медицина внесла и бу­дет вносить огромный вклад в мировое здравоохра­нение. Достижения западной медицины, особенно в лечении или иммунизации против инфекционных заболеваний, вызывают восхищение.

Лично для меня открытие парацетамола - фар­макологическое чудо. Представьте себе мучения чело­века от головной боли в прошлые времена; вероятно, он был готов заплатить большие деньги, только что­бы избавиться от нее. А теперь, когда есть парацета­мол, который по цене доступен абсолютно всем, че­ловеку достаточно проглотить две таблетки, запить их водой и немного отдохнуть, и боль пройдет.

В то же время если на читателей производят впе­чатление глубина и эффективность китайской ме­дицины, как она описывается в этой книге, они также должны знать, что в отличие от западных врачей, которым, прежде чем им разрешат зани­маться практикой, нужно получить соответствую­щую квалификацию, во многих странах почти каж­дый может заниматься различными формами ки­тайской медицины. Из-за отсутствия контроля некоторые китайские практики могут оказаться не­достаточно квалифицированными.

Ошибочно также думать, что большинство ки­тайцев хорошо знают китайскую медицину. Средне­статистический китаец так же мало знает о китайс­кой медицине, как и о китайской поэзии, кунг-фу и «Ицзин», и ирония заключается в том, что мно­гие из них считают китайскую медицину примитив­ной и ненаучной! В конце концов искусство и наука в Китае только недавно перестали быть исключи­тельной привилегией элиты.

Роль западной медицины в преодолении болез­ней, которые раньше убивали миллионы людей, на­пример, холеры, малярии, оспы и туберкулеза, на­полняет нас благоговением и благодарностью. Тем, кому посчастливилось жить в XXI столетии, когда эти смертельные заболевания взяты под контроль, воз­можно, полностью не осознать тот ужас и страда­ния, которые несли с собой эти болезни.

В прошлом от болезней умирало больше солдат, чем даже во время военных действий. Впервые во время войны между Францией и Пруссией в 1870- 1871 гг. на поле боя погибло больше солдат, чем от болезней. Из 300 тыс. крестоносцев, покинувших в 1096 г. Западную Европу, только 20 тыс. достигли места назначения. Жители Южной Америки чаще умирали от оспы, которую они считали болезнью белого человека, чем в борьбе с испанскими кон­кистадорами. Тиф убил 300 тыс. солдат Наполеона в Испании и повлиял на ход войны в России.

В мирное время примерно треть всего населения в Европе погибла во время эпидемий! При эпиде­мии холеры в 1830-1838 гг. в Великобритании умерли 60 тыс. человек, и эта цифра была еще довольно низкой по сравнению с другими европейскими стра­нами.

В Великобритании соотношение смертности со­ставляло 1:131, в Польше - 1:32, Австрии - 1:30, России 1:20! Пол Хейстингс описал мрачную карти­ну эпидемии: «Нравственные связи исчезли. В безум­ных поисках безопасности мать бежала от ребенка, брат - от брата, муж - от жены. Деревни опустели, некоторые навсегда так и остались заброшенными, и улицы заросли травой».

В 1833 г. эпидемия холеры распространилась в Америке. Люди были охвачены таким ужасом, что «в Пенсильвании убили нескольких человек, запо­дозренных в том, что они больны, а также и лю­дей, их приютивших. Вооруженные жители Род-Айленда повернули назад ньюйоркцев, бегущих че­рез Лонг-Айленд-Саунд, а в Ипсиланти местная полиция обстреляла почтовый экипаж, выехавший из пораженного холерой Детройта. Несмотря на та­кие действия, из больших городов только Бостон и Чарлстон избежали эпидемии».

Теперь становится понятным, почему в первой половине XX столетия западная медицина пользо­валась огромным уважением и любовью. Эйфория, пожалуй, достигла пика в 1970-х годах, когда Пол Хейстингс заявил: «Сегодня семидесятилетний муж­чина может справедливо утверждать, что за время его жизни в медицине был достигнут больший про­гресс, чем за всю предыдущую историю».

Вероятно, Пол Хейстингс, представляя мрач­ную картину эпидемии в Европе, сравнивал эф­фективность современной химиотерапии с банка­ми и кровопусканием - обычными методами лече­ния в XIX в.

Вполне возможно, что он не знал о великолеп­ных достижениях китайской медицины в предыду­щие века. Раньше эпидемии тоже угрожали Китаю, но китайцы успешно их сдерживали. Можно только предполагать, много ли жизней удалось бы спасти, если бы китайские медицинские знания и практика были известны тогда Западу.

Хотя западная медицина с успехом справляется со смертельными инфекционными болезнями, дру­гими заболеваниями, особенно сердечно-сосудис­тыми, рак и психические расстройства в настоящее время приобрели на Западе характер эпидемий.

В борьбе против инфекционных болезней основ­ной задачей западной медицины было изолировать и идентифицировать отдельные болезнетворные факторы, чтобы затем назначать специальные ле­карственные средства. Со временем эта точка зре­ния привела западную медицину к тому, что она стала упрощенной и механистической.

Эффективная в лечении инфекционных болез­ней, эта тактика не подходит для органических и психических нарушений, когда больного нужно рас­сматривать как единое целое с учетом его духовно­го или психического аспекта.

В этом отношении китайская медицина может многое предложить Западу: не только лечебные ме­тоды, но и теорию и эмпирические знания, накоп­ленные на протяжении многих веков. Информация о китайской медицине была очень скудной; но даже и те небольшие сведения, которые достигали Запа­да, были искажены и, что еще хуже, вводили в заблуждение.

Это вполне объяснимо, потому что хорошему автору в данном случае необходимо не только прекрасно разбираться в китайской и западной меди­цине, но и уметь представлять читателям понятный и интересный материал, а это, может быть, имеет даже большее значение.

Медицинские тексты на китайском языке пол­ны глубокого смысла и поэзии, но в плохом из-за незнания культурных, языковых и других факторов переводе они звучат сухо и даже глупо, так что мно­гие читатели, интересующиеся этой темой, могут просто отложить чтение.

Наша книга - скромная попытка преодолеть эти трудности и дать всеобъемлющее представление о китайской медицине. Мы искренне надеемся, что некоторые предприимчивые ученые могут изучить приведенные в книге сведения, проверить их и ис­пользовать для решения неотложных медицинских проблем, существующих в мире в настоящее время.

Действительно ли китайская медицина примитивная и ненаучная?

Определения «современная» и «традиционная» (с подтекстом «научная» и «примитивная»), кото­рые часто используются для описания западной и китайской медицины соответственно, на самом деле сбивают с толку. Действительно ли китайская меди­цина примитивная и ненаучная, как полагают мно­гие неосведомленные люди?

Можно с уверенностью сказать, что те, кто прочитал хотя бы часть материала, представленно­го в этой книге, наверняка были изумлены тем, на­сколько развиты принципы и практика китайской ме­дицины.

Например, используя фитотерапию, китайский врач не сразу пропишет определенную траву или растительный сбор при какой-то жалобе больного. Сначала он не только поставит диагноз, но и выяс­нит патогенные состояния пациента в комплексе и разработает программу систематического лечения с учетом таких факторов, как сопротивляемость орга­низма болезням, больная зона и стадия развития за­болевания, а также наиболее приемлемый способ ус­транения патогенных факторов. Только после этого врач назначит лекарственные средства для избавле­ния от основных и вторичных болезней, а также при­мет во внимание другие факторы и постарается уси­лить соответствующие физиологические процессы, нейтрализовать возможные побочные эффекты и на­править лекарство именно туда, где оно необходимо.

При массаже, самостоятельной системе лечения в китайской медицине, которую можно использо­вать почти от всех болезней, врач может применить 30 разных видов массажа и воздействовать на сотни энергетических точек для выполнения своих задач. Непосвященному это покажется совершенно неве­роятным.

Например, массажист может увеличить количе­ство антител в иммунной системе, укрепить защит­ную систему, чтобы человек мог противостоять ин­фекционным заболеваниям, регулировать поступле­ние кислот и других химических веществ в мышцы, влиять на функции жизненно важных органов для лечения дегенеративных заболеваний и успокоить наше сердце или сознание для того, чтобы успешнее справляться с психическими расстройствами.

Ни один ответственный критик, судящий толь­ко по стандартам, не может сказать, что такая медицинская система, даже основывающаяся на дос­тижениях фитотерапии и массажа, примитивна.

Следующий вопрос состоит в том, научна ли китайская медицина. Существует множество мнений относительно того, что составляет суть науки. Мно­гие неосведомленные люди считают западную ме­дицину научной, а китайскую медицину - ненауч­ной, потому что в западной медицине широко ис­пользуются приборы, инструменты, аппаратура, высокие технологии для проведения анализов кро­ви, рентгеноскопия, электроэнцефалография, ком­пьютерная аксиальная томография и изотопная вен-трикулография, в то время как в китайской меди­цине не применяется даже обычный стетоскоп.

Некоторые люди спрашивают: «Как китайские врачи могут успешно лечить больных, если у них нет даже основного научного оборудования для проведе­ния анализов крови и рентгеноскопии?» Как показа­но в этой книге, им это не нужно (хотя многие со­временные китайские врачи с радостью пользовались бы этим, если бы оно у них было), потому что в ки­тайской медицине применяются другие методы.

В настоящее время многие западные врачи обес­покоены тем, что западная медицинская практика становится слишком обезличенной и слишком за­висит от оборудования. Хорошо известный невро­лог сэр Джон Уолтон сетует на то, что «в некото­рых медицинских центрах существует, к сожалению, практика, когда всех пациентов заставляют прохо­дить одинаковые для всех, неприятные, необяза­тельные и часто дорогостоящие лабораторные или радиологические исследования».

Очень уважаемый западный специалист, профес­сор Норман Казенс напоминает врачам, что «медицинская практика, как подчеркивалось на про­тяжении столетий почти всеми великими врачами - от Гиппократа до Холмса, от Галена до Кэннона, от Кастильоне до Ослера, призывает прежде всего к глубоко человечной реакции врача на крик боль­ного о помощи». Слушая приборы и общаясь с ними, вместо того чтобы выслушивать своих пациентов и разговаривать с ними, вряд ли врачи по-человечес­ки реагируют на жалобы больного.

Поэтому применение технического оборудова­ния не может служить истинным критерием для суж­дения о научности системы лечения. Наука отно­сится к сфере исследований, в которой объем зна­ний накапливается эмпирически, систематически выстраивается в определенные классы, и затем принципы или закономерности обобщаются.

Аристотеля часто называют отцом науки из-за этой философской точки зрения. Именно таким об­разом складывалась китайская медицина, когда ве­ками накапливались огромные объемы знаний, ко­торые потом классифицировались и обобщались.

Китайский врач-травник назначает определен­ный сбор из да-хуан (корень и корневище ревеня), хуан-лянь (корневище желтого лотоса) и хуан-лин (корень шлемника) при инфекциях желудка, пото­му что это лечение считалось эффективным в тече­ние даже не десятилетий, а столетий.

Врач-массажист, применяющий принцип «дере­во создает огонь», управляет системой меридиана печени для лечения сердечного заболевания не по­тому, что врач имеет склонность к метафизике, а потому, что в результате долгих лет работы и иссле­дований мастера прошлого обобщили такие эффек­тивные методы лечения и создали теорию пяти элементарных процессов, представленных здесь де­ревом и огнем.

Эти методы лечения подобно всем другим ки­тайским терапевтическим методам предсказуемы и повторимы, что важно и значимо для науки. Други­ми словами, китайские врачи-травники могут точ­но предсказывать результат воздействия да-хуан (ко­рень и корневище ревеня), хуан-лянь (корневище желтого лотоса) и хуан-лин (корень шлемника) на пациента с инфекцией желудка или результат мас­сажа меридиана печени больного, страдающего сер­дечным заболеванием. Результаты при тех же усло­виях можно повторить в Пекине, Вашингтоне или еще где-нибудь завтра, три месяца спустя или в любое другое время.

И тем не менее секрет успеха медицины в лече­нии болезней заключается скорее в ее искусстве, а не науке. Наука предоставляет теорию и знания; но именно от искусства западного или китайского врача или любого целителя зависят правильный диагноз болезни и назначение соответствующего лечения, выбранные из множества возможностей, даже если данные, с помощью которых принимается реше­ние, получены с помощью научного оборудования.

В медицинском исследовании искусство тоже играет важную роль. Именно искусство ученого ви­деть проблемы и возможные решения под различ­ными углами, формулировать воображаемые иссле­довательские программы, а также убеждать своих спонсоров и коллег поддержать смелые проекты, вероятно, более значимо, чем роль механики и тех­нологии науки в медицине. Китайская медицина располагает многими средствами решения этих ин­тересных задач, которые она могла бы предложить Западу ради благополучия человечества.

Большой объем эмпирических знаний

Есть по крайней мере три области, в которых китайская медицина может быть очень полезной для западной медицинской практики и исследований: огромный объем эмпирических знаний, которые до сих пор кажутся Западу экзотическими; медицинс­кие теории и принципы с их акцентом на эмоцио­нальное, психическое и духовное здоровье, поми­мо физического здоровья; широкий выбор методов лечения, эффективных и экономически доступных. Все это можно включить в западную медицину, не прерывая современной западной практики.

Сравнивая истории западной и китайской меди­цины (главы 1-4), мы можем обнаружить множе­ство открытий, сделанных китайцами задолго (час­то опережая на несколько веков) до того, как они были сделаны на Западе.

Этот факт вдохновит нас, если мы сможем ос­вободиться от провинциального мышления и не­уместной гордости, изучать, что в настоящее время известно китайцам о медицине и что не известно на Западе, с намерением проанализировать данные и, если это эффективно, включить полезное и су­щественное в нашу систему лечения.

Нет необходимости говорить о том, что западные врачи не должны испытывать смущения по поводу того, что приходится учиться у китайцев или у других народов. В конце концов китайцы и фактически весь мир учились и продолжают учиться у Запада, и от этого они только выиграли. Медицинская система, которая успешно использовалась самым многочислен­ным народом на протяжении тысяч лет, безусловно, содержит многое, что может нас обогатить знаниями.

В китайской медицине так много полезных зна­ний, еще не известных другим народам, что то, о чем мы говорим далее, только предложение.

Система меридианов, разработанная китайски­ми врачами за несколько тысяч лет, - это богатей­ший источник, весьма многообещающий для уче­ного-исследователя. Когда мы поймем систему ме­ридианов, связывающую каждую часть нашего тела, многие успешные методы лечения, прежде казав­шиеся нелогичными, обретут смысл.

Например, мы можем также понять, почему использование системы упражнений цигун или тай-цзи цюань может предупредить или вылечить деге­неративные заболевания, почему облегчение забо­левания почек может улучшить сексуальную жизнь, почему, исследуя пульс или осматривая глаза и рот, китайский врач может получить представление о состоянии внутренних органов больного.

Когда русские ученые в 1960 г. открыли суще­ствование меридианов и энергетических точек точ­но в тех местах, которые были известны китайцам в течение столетий, а доктор Ким Бон Лан из Север­ной Кореи установил в 1963 г., что клетки кожи по ходу меридиана структурно отличаются от других кле­ток кожи, научный мир осознал важность этих от­крытий и по праву оценил достижения этих ученых.

Все же эти открытия - всего лишь небольшая часть всеобъемлющей китайской теории меридиа­нов. Может быть, в прошлом такие знания были мало известны на Западе, но в наше время ситуа­ция изменилась. Теперь западным исследователям с помощью китайских мастеров нетрудно более глу­боко изучить эти меридианы и открыть целую но­вую область в западной медицине.

Другая полезная для изучения область - пони­мание взаимоотношений различных эмоций и оп­ределенных органов, результатом которых могут быть психосоматические, психические и неврологичес­кие расстройства.

Нам нужно хотя бы на время забыть знания за­падной медицины в этих областях, если мы хотим извлечь пользу из китайской медицины, потому что в китайской и западной медицине используются совершенно разные парадигмы.

Этот сдвиг парадигмы результативен, так как ки­тайская медицина всегда успешно справлялась с пси­хосоматическими, психическими и неврологически­ми заболеваниями, в то время как для западной ме­дицины они представляют большие проблемы.

Это не новость - а для многих людей разница между страданием и благополучием, - что в китайс­кой медицине такие дегенеративные заболевания, как сердечно-сосудистые болезни и затвердение печени, тесно связаны с отрицательными эмоциями и их ле­чение (а не просто временное ослабление болезни) можно осуществлять другими методами, помимо внут­реннего приема лекарств. Например, заболевания сер­дца и печени можно вылечить, воздействуя на тон­кую кишку и селезенку с помощью акупунктуры, цигун-терапии и других методов!

В китайских историях болезни можно найти много случаев, когда лечение таких болезней, как инфек­ции печени, затвердение печени, легочные инфек­ции и опухоли почек, проводилось путем воздей­ствия на пораженные органы через систему «селе­зенка-желудок» .

Китайцы приводят удивительные или странные объяснения - в зависимости от того, понимают ли их работу - возникновения психических расстройств и неврологических нарушений. В то время как эмо­ции играют главную роль в их патогенезе, просле­живается связь психических заболеваний с соответ­ствующими жизненно важными органами, в кото­рых, по мнению китайцев, находятся разные виды сознания!

Например, у страдающих депрессией часто бы­вает застой энергии в селезенке, а у больных ши­зофренией - блокировка энергии в печени. Поэто­му если мы усилим поток энергии в селезенке и в печени, то сможем облегчить депрессивное и ши­зофреническое состояние пациента.

Западная медицинская философия подразумева­ет, что неврологические нарушения наподобие эпи­лепсии и деменции, вероятно, вызваны органичес­кими повреждениями головного мозга. Китайцы же считают причиной этих нарушений, которые могут быть, а могут и не быть в головном мозге, блокиров­ку энергии из-за таких внешних факторов, как «ве­тер» и «огонь», или таких внутренних факторов, как избыточный шок и меланхолия. Поэтому неврологи­ческие заболевания можно вылечить, устранив глав­ную причину и не прибегая к операции на мозге!

Медицинские принципы и теории

Вторая область, которой китайская медицина может обогатить западную медицину, касается ме­дицинских принципов и теорий, представляющих собой обобщения в сжатой форме, и концепций, а также успешную практику на протяжении тысяч лет. Богатство этих знаний настолько велико, что мы предлагаем следующие примеры, выбранные наугад.

Многое в китайской медицине можно объяснить принципами инь-ян и пятью элементарными про­цессами. В самых простых формах инь-ян относятся к противоположным, но дополняющим друг друга аспектам реальности, независимо от того, выража­ется это в предметах или идеях.

Пять элементарных процессов относятся к пяти архетипическим группам процессов с характерным поведением, в которых обобщены бесчисленные действия и реакции Вселенной, начиная от беско­нечно малого субатомного уровня и кончая беско­нечным масштабом галактик. Эти два принципа, как некоторые математические формулы, могут быть простыми по форме и концепции, но их проявле­ния чрезвычайно разнообразны и глубоки.

Например, китайские медицинские философы используют принцип инъ-ян для объяснения, что для здоровья необходима гармония структуры и функций жизненно важных систем человека, пси­хологических и физиологических аспектов всех дей­ствий, внутренней и внешней среды человека.

Это объясняет, почему дегенеративные заболе­вания в западной медицине - огромная проблема. Потому что большая часть используемых в ней при­боров и аппаратуры выявляет только структурные, а не функциональные дефекты. Почему современ­ная жизнь в западных обществах порождает столько болезней? Потому что эмоциональный стресс мо­жет принять вид физического заболевания. Почему, несмотря на физическое благополучие, многие люди ощущают себя больными? Потому что они не уме­ют должным образом реагировать на влияния окружающей среды, климата или космоса. Китайская медицина не только предоставляет теорию, но также и многочисленные методы для восстановления гармонии инь-ян.

Западные ученые могут найти вдохновение в концепции пяти элементарных процессов для со­ставления научных программ, чтобы исследовать кажущийся неорганизованным процесс, происхо­дящий в организме человека или природе.

Можно ли этот принцип пяти элементарных про­цессов использовать для того, чтобы открыть тайну до сих пор непредсказуемого поведения полезных и вредных бактерий и вирусов внутри человеческого организма; построения аденина, появились обнадеживающие знаки того, что запад­ная медицина после ста лет локалистической пато­логии и терапии, когда считался необходимым упро­щенный, механический подход, движется назад к холистическому духу доктрины Гиппократа об основ­ных «соках» человеческого тела, которая действитель­но доминировала в западной медицинской истории и которая также характерна для большинства меди­цинских философий других великих народов.

Насколько разумно считать, что здоровье боль­ного можно восстановить соматической коррекци­ей его отдельных органов, совершенно не обращая внимания на другие его органы и тем более на пси­хику?

Для этого холистического подхода к лечению больного характерно убеждение китайцев в том, что от природы мы все здоровы и что можем сами себя излечивать, пока наши естественные способности функционируют должным образом.

Принимая во внимание исключительно враждеб­ную окружающую среду, в которой находится че­ловек, с миллионами смертельно опасных микро­бов, постоянной радиоактивной бомбардировкой и изнашиванием организма, можно утверждать, что если бы не этот самоисцеляющий и регенератив­ный принцип, человечество не смогло бы жить даже в течение короткого периода.

Конечно, если болезнетворный фактор слишком велик, как, например, если кто-нибудь не может справиться с большим г‘орем или когда происходит отравление окружающей среды радиоактивным ве­ществом, то это уже вопрос не медицины, а само­убийства или убийства. Доктор Мортон Глассер, более 30 лет занимавшийся клиническими экспегуанина, тимина и цитозина в ДНК; реакции человека на его физи­ческую и социальную среду и невидимых, но бе­зусловно существующих воздействий на наш орга­низм и сознание космического пространства?

Есть множество и других интересных примеров из китайской медицины, многие из которых объяс­нялись в этой книге.

На физическом уровне китайские мастера обна­ружили, что характерный вкус растений оказывает предсказуемый, определенный эффект на электро­химические реакции в организме человека.

На психологическом уровне китайские мастера успешно используют этот принцип пяти элементар­ных процессов для лечения эмоциональных и пси­хических заболеваний. В этой книге достаточно объяс­нений и примеров того, почему в современных ис­следованиях нет прогресса: это происходит не вследствие недостатка информации, а из-за отсут­ствия целеустремленности.

Другой основной принцип китайской медици­ны, который был бы полезен для западных иссле­дователей, - комплексное лечение больного. Уже риментами, так говорит об этом самоисцеляющем аспекте:

«Тем благодарным пациентам, за выздоров­ление которых я отвечал, я говорю: "Вы сами себя вылечили". Я убежден в том, что большин­ство моих пациентов, независимо от того, буду я их лечить или нет, поправятся. Признаюсь, что иногда я ускоряю выздоровление своих больных или облегчаю их боль с помощью медикаментов или лечения, но в основном они поправляются сами».

Этот принцип, уже обсуждавшийся в этой кни­ге, оказывает серьезное влияние на нашу концеп­цию патогенеза и терапии. Очень многие болезни, начиная от обычной простуды и бесчисленных ви­русных инфекций и кончая такими дегенеративны­ми заболеваниями, как рак и сердечные болезни в западной медицине считаются неизлечимыми. Из-за западной предпосылки, что болезни приходят извне, необходимо, по моему мнению, найти точ­ную причину до начала эффективного лечения.

Частично из-за того, что количество неизвест­ных факторов безгранично велико, и частично из-за упрощенных и механистических подходов при­чины этих заболеваний остаются в западной меди­цине невыясненными. Дело не в том, что эти болезни неизлечимы; дело в том, что западная медицина не нашла средств_ лечения, потому что она не может выяснить причины. Благородный труд западных уче­ных-медиков, несмотря на затраченные усилия, время и деньги, не приносит желаемого результата из-за сомнительной предпосылки, диктующей на­правление и характер развития их исследований. Перспектива может легко измениться, если мы попробуем изменить точку зрения. Эта точка зрения оправдывала себя в китайской медицине сто­летиями; она заключается в том, что здоровье бу­дет возвращено, если мы сможем восстановить естественные способности пациента. Это изменение, обещающее человечеству столько благ с минималь­ным риском, может быть осуществлено так легко, что просто смешно, что мы считаем это таким труд­ным.

Какова будет перспектива, если у нас хватит мужества и силы осуществить этот философский сдвиг? Вдруг, как по мановению волшебной палоч­ки или по Божией милости, слово «неизлечимый» станет устаревшим. Поскольку мы сможем лечить все виды заболеваний, когда наши естественные способности будут функционировать как следует, исчезнет такое понятие, как неизлечимые болезни.

Если какая-нибудь болезнь у какого-либо паци­ента не поддается лечению - если это вообще бо­лезнь, то это происходит потому, что одна его ес­тественная функция или более не работает долж­ным образом. Логическая задача состоит в том, чтобы найти, какие функции здесь задействованы, и за­тем восстановить их. Китайская медицина предос­тавляет множество примеров как в теории, так и на практике, если мы принимаем такую философскую перспективу.

При этом наша задача намного облегчается, по­тому что мы имеем дело с довольно известными факторами, поскольку работа человеческой психи­ки и тела относительно хорошо изучены.

Рассмотрим в качестве иллюстрации пример с автомобилем, который хорошо подходит для демонстрации упрощенного механического подхода. Если однажды утром вы проснетесь и обнаружите, что ваша машина не заводится, что вы или ваш меха­ник будете делать, чтобы двигатель заработал? Бу­дете ли вы проводить анализ воздуха или только что залитого в бак бензина, чтобы выяснить причину, почему она не заводится? Вероятно, нет.

Даже если воздух или бензин загрязнены в допу­стимых пределах, фильтры вашего автомобиля их все равно очистят. Но вы не станете проверять ни километраж, который ваша машина прошла на про­шлой неделе, ни сколько было в ней пассажиров и их вес. Если только вы не сошли с ума, вероятнее всего, вы проверите оборудование и детали маши­ны, такие как свечи зажигания, аккумулятор, а так­же воздушный и масляный фильтры.

Тогда почему, когда вы просыпаетесь однажды утром и у вас обнаруживается диабет или сердеч­ное заболевание, вместо того, чтобы узнать, поче­му вашим естественным системам не удалось нейт­рализовать избыточный сахар или холестерин, обыч­но потребляемые вами, вы и ваш врач начинаете беспокоиться о питании, занятиях физическими упражнениями и весе, даже если вы за последнее время не меняли резко свой образ жизни?

Точно так же, как ваш автомобиль сломался, потому что неисправно работал, и вы заболели от­того, что ваши естественные системы перестали функционировать должным образом. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы узнать, почему есте­ственные системы, которые раньше работали заме­чательно, теперь не могут эффективно реагировать на внешние факторы, а не в том, чтобы узнавать, какие внешние факторы, которые не вызываютболезней у нормальных людей, явились причиной сбоя в ваших естественных системах.

Может быть, этот философский сдвиг в точке зрения на болезнь приведет к открытию средства против СПИДа. СПИД не известен в традиционной китайской медицине. Неясно, то ли в Древнем Ки­тае не знали о СПИДе, хотя он и существовал, то ли его вообще не было в те времена.

Если он существовал под другими названиями, возможно, китайские врачи лечили от него! Конеч­но, они не знали, что это был СПИД и что его причиной - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), но, вероятно, они лечили бы его, как боль­ного, страдающего от большого дефицита инь.

Как неоднократно подчеркивалось в этой кни­ге, в китайской медицине не существует понятия «неизлечимая болезнь». СПИД излечим, по край­ней мере, теоретически; те люди, у которых обна­руживается ВИЧ, необязательно потом заболевают СПИДом. Из многочисленных методов лечения ки­тайской медицины самым эффективным для укреп­ления иммунной системы - цигун. Из этого следу­ет, что цигун предупреждает возникновение имму­нодефицита и даже лечит его, если он, к несчастью, был приобретен!

Многообразие терапевтических приемов

Третья область, в которой китайская медицина может многим помочь западной медицине, касает­ся многообразия эффективных приемов лечения.

В настоящее время это именно та область, кото­рая привлекает внимание заинтересованных западных врачей, потому что, вероятно, легче и практич­нее научиться нескольким полезным методам, чтобы применять их в своей работе, чем изучать эзотеричес­кие теории и принципы, к которым нет доступа.

Однако даже если эти методы полезны, но ког­да их применяют, не понимая основных принци­пов, они в лучшем случае поверхностны, а време­нами могут быть даже вредны.

Например, Фан-фэн (корень ледебуриеллы) - это обычное эффективное растительное средство для лечения простуды, лихорадки, головной боли и болей в суставах. Но если из-за некомпетентности это средство дают больному с такими симптомами, но болезнь вызвана недостатком инь, результаты будут противоположными.

Воздействие на такие энергетические точки, как ци-хай (Су 6), чжао-хай (К 6) и цзу-сань-ли (5 36), с помощью акупунктуры или массажа с целью уве­личения жизненной энергии - эффективный спо­соб прекращения рвоты, если «болезнь пустая» (то есть если болезнь вызвана ослаблением естествен­ных функций).

Однако если рвота - следствие «плотной» бо­лезни (то есть если болезнь вызвана внешними при­чинами), усиление энергии в результате воздействия на эти точки усугубило бы страдания больного.

Более подходящий метод - перенос теории и практики полезной китайской терапии в западную медицину вместр случайного применения этих при­емов. Например, рецепты китайских растительных средств можно применять в западной химиоте­рапии.

Вместо простого назначения фармацевтических средств при определенных жалобах на основе принципа «одно лекарство - одна жалоба» западные врачи могут изучить возможность и преимущество оценки многих жалоб пациента в комплексе, ис­следуя взаимоотношения и взаимовлияния жалоб, затем классифицируя их по основным синдромам, чтобы назначать лекарства в сочетании по опреде­ленной системе, а не по отдельности.

Следующий шаг состоит в том, чтобы класси­фицировать лекарства в соответствии с их основ­ной функцией, например, один класс - для ук­репления естественных систем больного, другой - для устранения экзогенных патогенов, третий - для нейтрализации возможных побочных эффектов, а четвертый - для воздействия в качестве катализа­торов или направляющих средств, чтобы лекарство поступало именно туда, где оно необходимо.

Эта классификация основывается на функции лекарств в этом определенном сочетании, а не на его общем поведении. Поэтому те же самые лекар­ства могут быть классифицированы по разным груп­пам в соответствии с их функцией в составе раз­личных лекарств.

Конечно, необходимо изучать благоприятную и неблагоприятную взаимную реакцию различных медикаментов при их совместном использовании.

Вышеприведенное предложение может оказать­ся интересным как для исследователей, так и для клиницистов. Помимо поисков новых лекарств они могли бы думать о том, как лучше использовать имеющиеся медикаменты в различных сочетаниях. Для клинициста назначение лекарственного сред­ства больше не будет скучным стереотипом - да­вать лекарство А для лечения болезни X. Так же как китайский врач, он будет действовать, как генерал, планирующий стратегию лечения, если бы он маневрировал армией в сражении. В китайской ме­дицине много интересных примеров таких воен­ных игр.

А для тех, кто предпочитает общий подход те­матическому, существует альтернатива - цигун-те­рапия. Как вы отнесетесь к тому, что несколько ме­тодов лечения избавят почти от всех болезней, вклю­чая так называемые неизлечимые заболевания, такие как сердечно-сосудистые нарушения, рак и психи­ческие расстройства? Некоторым читателям пока­жется, что я шучу; менее терпимые люди даже за­думаются, а не подать ли на меня в суд за ложные заявления.

Эти заявления, хотя и могут показаться многим необоснованными, сделаны со всей честностью и прямотой. Несмотря на то что мне прежде неоднок­ратно приходилось подвергаться насмешкам, часто со стороны людей, мало разбирающихся в этой об­ласти, я тем не менее серьезно стремлюсь к тому, чтобы как можно больше людей, страдающих так называемыми неизлечимыми болезнями, излечилось от них с помощью цигун-терапии.

Конечно, эти люди сами должны решать, сле­дует ли им воспользоваться преимуществом этого удивительного метода лечения.

Понятно, что люди, не знакомые с методом цигун, с трудом поверят, что сочетанием несколь­ких упражнений цигун можно вылечиться от широ­кого ряда заболеваний, точно так же как людям, не знакомым с генетикой, трудно поверить, что из четырех основных типов мономеров ДНК можно построить бесчисленное многообразие живых су­ществ, начиная от бактерий и головастиков и кон чая слонами и людьми. Точно так же, как велико разнообразие живых существ, качество и виды уп­ражнений цигун чрезвычайно многообразны.

Все же справедливости ради нужно сказать, что любой вид цигун благотворно действует на здоро­вье, если выполняется правильно, хотя если это элементарный тип упражнений, он может оказать­ся недостаточно «мощным», чтобы вылечить от «не­излечимых» заболеваний. А если вы хотите овладеть достаточно сложным видом упражнений цигун, то нужно заниматься с мастером или квалифициро­ванным инструктором.

Как уже говорилось, «неизлечимых» болезней в китайской медицинской философии не существует. По убеждению китайских врачей, человек от при­роды здоров и способен преодолевать все болезни.

Цигун, в котором используется космическая энергия Вселенной и жизненная энергия человека, по-видимому, самый естественный метод лечения. Он действует по принципу, что жизнь - это ос­мысленный обмен энергией и ее основная цель - обеспечить, чтобы этот полный значения поток энергии был постоянно гармоничным или чтобы эта гармония восстанавливалась, если по какой-либо причине поток будет нарушен. Это касается не только физического, но также эмоционального, психичес­кого и духовного здоровья.

Предсказывая, что следующий величайший в мире прорыв в медицине произойдет благодаря ци­гун, отец китайской ракеты, профессор Цянь Сюэ-сэнь утверждает:

«Цигун - это ступенька на пути к открыти­ям в науке о человеке, к новым достижениям в этой области. Почему это так? Цигун - это не лекарственная терапия и не лечение физически­ми упражнениями. В нем задействовано созна­ние человека, что позволяет гармонизировать его естественные функции. Цигун непосредственно вовлекает сознание, отражая основную филосо­фию науки о человеке.

Более того, понятие равновесия функций че­ловека заимствовано из практики цигун. Нахо­дясь в состоянии цигун (или медитативном со­стоянии сознания), человек осознает равнове­сие своих природных систем.

Даже будучи приверженцами китайской ме­дицины, думая о болезни, мы не можем непос­редственно ощущать равновесие систем челове­ка. Мы должны начинать с цигун. Цигун означа­ет прорыв в исследованиях в науке о человеке. Если мы сможем понять эту точку зрения, это очень поможет нам в нашей работе».

Цигун, который в прошлом хранился в строгой тайне, вероятно, лучший дар китайской медицины Западу. Он может помочь решить многие и разные проблемы, преобладающие в настоящее время в западном обществе.

Что еще важнее - цигун могут оценить не толь­ко больные люди. Цигун используется не только для лечения или профилактики болезней; он добавляет годы к вашей жизни и жизнь к вашим годам. Это наилучший метод китайской медицины, обеспечи­вающий физическое, эмоциональное, психическое и духовное здоровье.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека