Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Принципы китайской патологии

ОТКРЫТИЕ «СЕМИ ЭМОЦИЙ» И «ШЕСТИ ЗОЛ»

(Принципы китайской патологии)

Значительная часть основной новой информа­ции получена путем редукции - путем иссле­дования деталей, и до тех пор, пока не появля­ется возможность тщательно рассмотреть мель­чайшие частицы структуры или мельчайшие части механизма.

Джеймс Б. Вингаарден, доктор медицины

Различные философские точки зрения

Основное различие между западной и китайской медициной состоит в отношении к болезни. При изучении причин заболеваний западные ученые-медики перешли от исследования органов и тканей к клеткам, рассматривая в мельчайших подробнос­тях факторы, приводящие к возникновению болез­ни, и разрабатывая средства для их устранения.

Китайские ученые-медики не очень беспокоятся по поводу деталей; их больше интересует больной в целом, а не отдельные больные ткани или клетки.

Например, китайских врачей не беспокоит, выз­вана ли инфекционная болезнь спиралевидной спирохетой или облигатными, внутриклеточными па­разитами; или возникла ли астма под воздействием внешних аллергенов или в результате изменения температуры и влажности в дыхательных путях, если инфекционная болезнь или астма излечимы.

Им неизвестны такие режущие слух названия патогенных микробов, как Haemophilus influenzae, Staphylococus aureus, Histoplasma capsulatum  или фер­менты с такими трудно произносимыми названия­ми, как фенилаланиндегидроксилаза, кристатионин-(3-синтаза и галактоза-1-фосфатурадилтрансфераза.

Однако это не означает, что сталкиваясь с забо­леваниями, вызванными такими микроскопически­ми организмами, или с нарушениями, связанны­ми с недостатком таких ферментов, китайские вра­чи не знают, что делать. Еше до нашей эры китайцам было известно, какие микроорганизмы находятся в крови человека.

Как же китайские медики лечат инфекционные заболевания, если точно не представляют, какие факторы их вызывают? Какие специальные лекар­ства они используют для борьбы с патогенными микроорганизмами или с нарушением обмена ве­ществ?

Китайские ученые-медики так же заинтересова­ны в установлении причины болезней, как и их за­падные коллеги. Но у них другой подход.

В то время как западные ученые делают акцент на болезни, изучая отдельные патогенные клетки, или на молекулярное строение реакции ферментов, китайцы не утруждают себя этим и делят все болез­ни на две группы: «энергию зла» и «энергию селе­зенки»! Разве китайцев не интересует, какие имен­но из бесчисленных патогенных возбудителей или энзимов, несут ответственность‘за эти болезни? Нет! Но их заботит здоровье пациентов, и они добива­ются своей цели лечением больного, а не болезни.

Почти все, если не все, микроорганизмы, вы­зывающие болезни, находятся внутри нас. Тем не менее мы не заболеваем, потому что наши есте­ственные барьеры могут их сдержать. Западные уче­ные-медики считают, например, что менингокок-ковые бактерии могут находиться в организме, но не оказывать никакого влияния, или быть причи­ной смертельных заболеваний.

В то время как западные ученые стараются ре­шить эту загадку, более глубоко исследуя бактерии, китайцы забывают о бактериях и анализируют, что изменилось в организме больного и в результате чего он поддался болезни.

Профессор Джеймс Вингаарден выразил мне­ние многих западных ученых-медиков, заявив: «Ко­личество заболеваний человека, для которых пока не существует профилактических мер или лечения, все еще велико». А что говорят китайцы? В меди­цинской литературе Китая утверждается, что, если в вашем организме инь и ян находятся в равнове­сии, а ваша жизненная энергия течет гармонично, вы не должны болеть!

В соответствии с китайской медицинской фило­софией быть здоровым - неотъемлемое право че­ловека. Болезнь - инфекционная, органическая или психическая - возникает только тогда, когда от­дельные органы перестают нормально функциони­ровать. Если человек заболел, как иногда случает­ся, логично постараться восстановить его естествен­ные функции, воссоздав равновесие между инь и ян в организме и гармоничный поток энергии.

 

На достижение этой цели направлены все уси­лия китайской медицины. Поэтому в лексиконе ки­тайских врачей нет выражения «неизлечимые бо­лезни».

Если используется определение «неизлечимый», оно всегда относится к больному, а не к болезни, например, когда он позволил болезни, которая в обычных условиях излечима, дойти до такой степе­ни, что выздоровление становится проблематичным.

Смелая попытка?

Переход от лечения болезни к лечению больно­го, если некоторые западные новаторы будут дос­таточно отважными, чтобы сделать такую попытку, может создать лучшие перспективы для западной медицины. Многие заболевания с западной точки зрения считаются неизлечимыми, потому что уче­ные не выявили их причин. Как только находят сред­ства для излечения старых болезней, тут же возни­кают новые.

Более того, западная патология основывается на том, что одни и те же болезнетворные факторы все­гда одинаковы, даже если действуют в разных сре­дах. В таком случае резонно задать вопрос, верно ли это, поскольку часты рецидивы инфекционных за­болеваний, устойчивых к лекарственным средствам.

Китайский подход совсем другой. Китайские вра­чи считают, что бдни и те же возбудители болезней неодинаково ведут себя в организме людей, посколь­ку пациенты по-разному на них реагируют. Вирусы гриппа в том же количестве и той же степени ак­тивности могут вызвать заболевание у одного чело века и не могут - у другого, потому что у него лучше поток жизненной энергии.

Определенное количество высококалорийной пищи может вызвать повышение давления у чело­века, ведущего сидячий образ жизни, и пойдет на пользу спортсмену. Стрессовая обстановка может стать причиной психических заболеваний у некото­рых людей.

Но на тех, кто регулярно занимается медитаци­ей, подобная среда может оказывать минимальное воздействие или вообще никак не сказываться. Не болезнетворные микроорганизмы вызывают бо­лезнь, а неспособность человека эффективно реа­гировать на них.

Поскольку китайские врачи рассматривают при­чины заболеваний в соответствии с состоянием больного, обращая внимание на поток энергии, процессы обмена веществ и эмоциональную реак­цию, а не на виды болезнетворных микроорганиз­мов, болезни, которые западная медицина относит к одной категории, потому что они вызваны одни­ми и теми же возбудителями, китайские врачи мо­гут лечить иначе, хотя обобщение тоже возможно.

Возникает искушение спросить, не заводит ли такой подход к патологии в тупик, с чем сталкива­ются западные ученые-медики в связи с «неизле­чимыми» болезнями. Поскольку их методы лечения зависят от открытий в области патологии болезней и почти невозможно (если не совершенно невоз­можно) обнаружить причины некоторых заболева­ний из-за множества неопределенных переменных, следует логический вывод, что средства для изле­чения не были найдены не потому, что их нет, а из-за неправильной предпосылки.

Сдвиг акцента в медицинской философии с бо­лезни на пациента в нашем подходе к патологии может открыть неизведанные дали. Стоит учесть, что одни и те же патогенные возбудители у нескольких людей или у одного человека, но в разное время, будут действовать неодинаково.

Западные специалисты по раковым заболевани­ям считают, что у каждого человека на протяжении жизни рак возникает тысячи раз и каждый раз че­ловек излечивается, не зная об этом. Мы заболева­ем потому, что иммунная система ошибается и не справляется; в результате мы страдаем от гриппа, рака или даже от образования атеросклеротических бляшек. Почему иммунная система ошибается и не справляется, в результате чего мы заболеваем грип­пом или раком или у нас образуются атеросклеро-тические бляшки?

Когда у нас есть определенный диагноз - рак, мы начинаем выяснять, почему не сработала им­мунная система, но найти причины трудно, пото­му что они разные у разных людей - как по месту возникновения, так и по времени.

Но ситуация станет другой, если мы примем иную точку зрения, если не станем выяснять назва­ние болезни, а сосредоточимся на состоянии боль­ного и на том, как оно отличается от того состоя­ния, когда он был здоров.

Это патогенное состояние больного (он не мо­жет эффективно -реагировать на известные или не­известные заболевания) и есть причина болезни. Когда мы обнаружим причины, мы поставим диаг­ноз, но не раньше, потому что диагноз определяет­ся причиной, а не возбудителем болезни.
 

Мы должны помнить, что один и тот же возбу­дитель в здоровой среде не вызовет заболевания: вот почему у здорового человека рак может возникать тысячи раз, и он не заболеет, или в его организме могут таиться миллионы смертельных микробов, но он останется здоров.

Если же он заболеет, это произойдет не из-за возбудителя болезни, а в результате его неспособ­ности в то время эффективно реагировать на него. Поэтому наша забота как целителей - найти при­чины этой неспособности (временного и противо­естественного явления) и скорректировать или ус­транить их, чтобы восстановить у пациента его ес­тественную защиту.
 

Внутренние причины «семи эмоций»

Безусловно, существуют многочисленные инди­видуальные факторы, вызывающие временную ут­рату человеком его естественной способности пре­одолевать болезни. Эти факторы можно классифи­цировать по типам. Китайские врачи разделили их на три группы: внутренние причины, внешние при­чины и причины, которые нельзя отнести ни к внут­ренним, ни к внешним.

Важность психологических факторов в китайской медицине отражена в названиях семи эмоций как внутренних причин болезней: радость, гнев, подав­ленность, беспокойство, печаль, страх и потрясение.

Радость - положительный фактор, но слишком сильная и продолжительная радость отрицательно влияет на сердце и таким образом становится эндо­генной (внутренней) патогенной причиной. Слишком сильная радость лишает сердце энергии. Это утверждение доказывает, насколько во всем нужна умеренность. Отрицательная радость, такая как, например, удовольствие от причинения зла другим, тоже служит причиной заболевания.

Гнев наносит вред печени. Когда человек впада­ет в гнев, он разжигает в ней огонь (то есть печень работает с большой нагрузкой), его лицо бледнеет, а руки дрожат. Гнев усиливает энергию, в результа­те чего нарушается зрение, болит голова, появля­ется головокружение, может даже возникнуть рво­та кровью. По мнению китайских врачей, печень регулирует кровоток и связана с сердцем. Поэтому человек, склонный к припадкам гнева, подвержен сердечным заболеваниям.

Подавленность отрицательно влияет на легкие. Когда человек слишком много беспокоится и под­вержен меланхолии, он может потерять аппетит, у него появляются кашель и рвота, начинается бессон­ница, могут быть запоры и возникают трудности, свя­занные с сексом. Он находится в подавленном на­строении, и поток его энергии блокируется. У лю­дей, склонных к меланхолии, и тех, у кого внезапно появляется причина для сильного беспокойства, могут возникнуть легочные заболевания.

Тревога наносит вред селезенке. Когда человек слишком много думает или слишком тревожится, страдают его селезенка и желудок. Его энергия на­ходится в застое, а пищеварительная и абсорбиру­ющая системы работают плохо. В результате человек теряет аппетит, страдает от метеоризма, головных болей и головокружений, бессонницы и потери па­мяти. Поэтому когда вы встревожены, то теряете аппетит.

Печаль оказывает отрицательное влияние на сер­дце и легкие. Сильная печаль приводит к тому, что человек падает духом и теряет надежду. Такое со­стояние создает напряжение в сердце и истощает энергию. Пациент теряет аппетит, может кашлять, страдать от бессонницы, и в моче у него может по­явиться кровь. Это объясняет, почему неразделен­ная любовь часто кончается чахоткой.

Страх наносит вред почкам. Он лишает их энер­гии, и в результате человек теряет контроль над выделением экскрементов и мочеиспусканием, у него возникает неконтролируемый понос, ночное недержание мочи, судороги и психические нару­шения, а также сексуальные проблемы.

Эмоциональ­ное потрясение отрицательно действует на психо­логическое состояние и на сердце: оно рассеивает энергию. Результатом могут быть учащенное серд­цебиение, бессонница, неспособность сосредото­читься, судороги, потеря сознания и психические нарушения. Эмоциональное потрясение наносит так­же вред мочевому пузырю и почкам.

Эти «семь эмоций» отражают глубокое знание китайцами тесной взаимосвязи физиологических и психологических факторов и их важность для здо­ровья и лечения. Западные ученые-медики, кото­рых интересует, почему в современном обществе так широко распространены психосоматические и де­генеративные заболевания, могут извлечь пользу от изучения древней китайской медицины.

Китайцы-рассматривают эти физиологические и психологические факторы как причины эндогенного патогенного характера.

 

Интересный и эффективный метод, применяе­мый в китайской медицине, заключается в исполь­зовании определенной эмоции при лечении аффек­тивных, или психических, расстройств.

В соответствии с китайской психологией печаль преодолевает гнев, страх преодолевает радость, гнев преодолевает беспокойство, радость преодолевает меланхолию, а беспокойство преодолевает страх. Например, человека, страдающего ночным недер­жанием мочи в результате страха, можно вылечить, если заставить его беспокоиться.

Отвергнутый любовник, заболевающий туберку­лезом, вызванным печалью, которая ослабляет си­стему самозащиты легких, вскоре выздоровеет, если его возлюбленная согласится выйти за него замуж.

В историях болезни в китайской медицинской практике много случаев выздоровления без приме­нения лекарственных препаратов - только благо­даря успешному взаимодействию эмоций.

Многие читатели, возможно, будут удивлены, узнав, насколько развита китайская медицина в области психиатрии. Китайские врачи никогда не отделяют психиатрию от других областей медици­ны, как это принято на Западе, потому что китай­цы всегда рассматривали физическое тело, эмоции и сознание как взаимосвязанные аспекты.

Внешние причины «шести зол»

Помимо физиологических и психологических факторов в китайской патологии учитываются так­же климатические факторы и факторы окружающей среды. С древних времен китайские врачи признавали, что даже если человек не подвержен воздей­ствию микроорганизмов, если у него отсутствуют дисфункции органов или психосоматические рас­стройства, он все же может заболеть, если не адап­тируется к изменениям климата или окружающей среды.

Может быть, нейрохирурги и психиатры, кото­рые не находят клинических

отклонений у своих пациентов, обнаружат полезную для себя инфор­мацию в следующих параграфах.

Китайские врачи классифицируют изменения климата и окружающей среды, а также болезнет­ворные микроорганизмы и все другие внешние фак­торы как экзогенные патогенные причины, кото­рые они фигурально называют «шесть зол». Эти шесть зол, не имеющие ни этического, ни религиозного значения, следующие: ветер, холод, жара, сырость, сухость и огонь.

Конечно, это лишь символы, и их не нужно вос­принимать буквально. Это формы энергии. В ситуа­циях, когда они не вызывают болезни, их называ­ют шестью энергиями, и они могут благотворно влиять на наш организм.

Основным злом считается «ветер», в сочетании с остальными видами зла он часто является причи­ной болезни. Главная его черта - изменчивость. С «ветром» связаны симптомы обычной простуды: головные боли, насморк, боль в горле и кашель.

«Холод» вызывают факторы, являющиеся при­чиной инфекционных болезней, для которых харак­терны такие симптомы, как озноб, боль в конечно­стях, отсутствие потливости и жажды, головная боль, лихорадка, беловатый налет на языке и сла­бый пульс. Причина «жары» - высокая температура. Послед­ствия - истощение энергии и обезвоживание. Сим­птомы: лихорадка, жажда, потливость, одышка, усталость, застойные явления в груди, потеря ап­петита, вздутие живота и понос.

«Сырость» связана с патогенными микроорга­низмами в напитках и пище. Симптомы: тяжелая голова, застойные явления в груди, болезненные конечности и суставы, небольшая лихорадка и по­нос. Часто требуется какое-то время, чтобы болезнь проявилась.

«Сухость» вызывается сухой, жаркой средой; она часто воздействует на кожу и респираторную систе­му. Симптомы: сухие губы, сухость во рту, боль в горле, скудное количество слизи, сухой кашель, сухая кожа, лихорадка, жажда, твердый кал, отсут­ствие потливости.

«Огонь» - это избыточная «жара», которая вы­зывает болезни. Реакция пациента быстрая и разно­образная. Симптомы: лихорадка, недостаток жид­кости, различные формы кровотечения, отеки, боль, сыпь, раздражительность и кома.

Перечисленные виды злой энергии, за исклю­чением «жары», могут быть также внутренними. Внут­ренний «ветер» воздействует на нервную систему с такими симптомами, как головокружение, онемение конечностей и спазмы. Внутренний «холод» указыва­ет на ослабление процессов обмена веществ с такими симптомами, как озноб, потеря аппетита, прозрач­ная моча, жидкий стул и слабый пульс.

Внутренняя «сырость» предполагает дисфункцию пищеварительной системы с такими симптомами, как желтоватая кожа лица, скудное мочеиспуска­ние, диарея и опухшее лицо.

Внутренняя «сухость» указывает на недостаток жидкости в организме, включая недостаток крово­тока с такими симптомами, как лихорадка, потли­вость, диарея, жажда и сухая кожа.

Внутренний «огонь» связан с избыточным функ­ционированием внутренних органов. Симптомы раз­личны в зависимости от того, какой внутренний орган задействован, но самые обычные симптомы - жаж­да, покраснение лица, ощущение жара и плохой сон.

Читатели, знакомые с терминологией западной медицины, могут счесть приведенное объяснение китайцами возникновения болезни странным или даже смехотворным. Можно еще как-то смириться с выражением «ветер может служить причиной на­сморка», но как быть с головными болями, каш­лем и с еще более необъяснимыми онемением ко­нечностей и спазмами? А что общего между сырос­тью и тяжелой головой, застойными явлениями в груди и диареей?

Новый взгляд на болезнь

Следующие разъяснения помогут читателям по­нять точку зрения китайских врачей на болезнь. Со­вмещение ее с западными концепциями неприем­лемо.

Вопрос, что правильнее и лучше - западная или китайская парадигма, - здесь не стоит; хотя у чи­тателей, после того как они разберутся в китайском варианте, может сформироваться собственное мне­ние. «Ветер» здесь употребляется образно; конечно, это слово в данном случае не обозначает потока воздуха, как в обычной речи Если больной испытывает боль в плече, а потом эта боль «устремляется» к локтю, китайский врач образно называет этот синдром «ветром». (Можно назвать этот особый признак патологический х, у или z, но тогда вы многое упустите и не узнаете о «ветре» того, что накапливалось веками.)

Шесть зол можно иногда применять по отноше­нию к экзогенным (внешним) патогенным факто­рам, хотя они используются в основном для описа­ния состояний больного, которые являются причи­ной его заболевания. Например, когда китайский врач говорит, что причиной болезни выступает «сы­рость», он ссылается не на болезнетворные микро­организмы, а говорит о том, что у пациента «тяже­лая» голова, застойные явления в груди, и о том, что его слабит.

Если вы спросите: «Как китайский врач лечит больного, страдающего диареей, вызванной Staphylococus aureus - вам ответят: «Он не знает». Но если такой больной обратится за консультацией к ки­тайскому врачу, тот будет лечить его (а не болезнь) в соответствии с парадигмой, которой его обучи­ли, и сможет легко вылечить.

Он отметит, что болезнь вызвана «сыростью» и «жарой», и, вероятно, скажет, что «энергия селе­зенки и почек» ослаблена, назначит соответствую­щие лекарственные средства для устранения лихо­радки, жажды, явления диареи, «тяжелой» головы, застойных явлений в груди и других симптомов. Если это опытный врач, он также примет меры для под­питки «энергии селезенки и почек» пациента, хотя недостаток энергии в этих органах может и не быть первоочередной проблемой.

Что случилось с Staphylococus aureus который западные врачи считают причиной диареи, но ко торый китайским врачам неизвестен и который их не интересует? Мы наверняка не знаем. Он мог по­гибнуть в результате воздействия принимавшегося больным лекарства или благодаря защитной систе­мы организма, окрепшей вследствие применявших­ся лечебных средств; или он мог участвовать в про­цессах, которые еще не открыты западными уче­ными, таких как выполнение какой-нибудь полезной работы для организма-носителя!

Однако можно с уверенностью оказать, что Staphylococus aureus погибший или живой, больше не беспокоит организм-носитель.

Если у этого больного снова начнется диарея, лечение будет другим. Почему? Потому что, хотя причины остаются теми же - «сырость» и «жара», в состоянии больного могли произойти изменения. Например, энергия селезенки и почек могла уве­личиться, или у него возникли другие осложнения в виде «ветра» или «огня», или же им могут овла­деть некоторые из семи эмоций.

Мы должны помнить, что врач лечит не болезнь, а больного.


Причины, которые не относятся ни к внутренним, ни к внешним

Все причины, не подпадающие ни под катего­рию внутренних причин «Семь эмоций», ни под категорию внешних причин «Шесть зол», считают­ся «причинами, которые нельзя отнести ни к внут­ренним, ни к внешним». Это неправильное пита­ние (пища и напитки), недостаток физических уп­ражнений и отдыха, слишком интенсивный секс, травмы, нанесенные животными или полученные в результате ушибов и падений.

В западной медицине диететика - разработка XX в. Читатели будут удивлены, узнав, что еще во времена правления династии Чжоу, более 2000 лет назад, в Китае уже существовали диетологи как от­дельная профессиональная группа.

Китайский диетолог делает больше, чем дает советы, как оставаться стройным; он составляет сложные программы для лечения болезней пищей (не лекарствами), усиливая жизненную энергию (часто используемую богатыми людьми для сексу­ального удовольствия) и увеличивая продолжитель­ность жизни.

Слишком калорийная или слишком скудная, нерегулярная еда и несбалансированное питание становятся причиной заболевания. Древним китай­цам было также многое известно о профилактике и лечении пищевых отравлений.

С давних пор китайские врачи понимали, что физические упражнения и отдых не менее важны для сохранения здоровья, чем пища. Великий врач II в. Хуато утверждал, что «так же как дверь, кото­рой редко пользуются, ржавеет, человек, не зани­мающийся регулярно физическими упражнениями, заболевает».

Физические упражнения, рекомендуемые китай­скими врачами, плавные и грациозные в отличие от энергичной западной гимнастики. Цель китайс­ких упражнений‘- усиление потока энергии, а не ее истощение.

Недостаток отдыха, так же как его избыток, вре­ден для здоровья. Хорошим показателем того, дос­таточно ли человек спит, служит его способность вставать с постели сразу после‘пробуждения. Нере­гулярные часы сна вредны для здоровья.

Также вредно избыточное или недостаточное ко­личество пищи, физических упражнений, отдыха или секса. Хотя китайцы считают, что умеренный и регу­лярный секс полезен для здоровья, сексуальная рас­пущенность, безусловно, ведет к истощению энер­гии. Умеренность должна соблюдаться также и в том, что касается других желаний, тех, что связаны с про­ведением свободного времени и интересами.

Болезни могут возникать и по другим причинам, таким как травмы от укусов насекомых и живот­ных, профессиональные травмы, травмы от острых предметов или в результате несчастных случаев, ушибов и падений. Травмы, как следствие ушибов и падений, составляют отдельную область китайской медицины - де-да, единственную в мире.
 

Вызов смелым

Наша концептуальная схема возникновения бо­лезней непосредственно влияет на методику, кото­рую мы вырабатываем, чтобы преодолеть их. Запад­ный подход, который многие западные же специа­листы считают редукционистским и механическим, предлагает только одну из многочисленных возмож­ностей, хотя и очевидно, что он не в состоянии объяснить причину и, следовательно, предложить адекватное лечение многих распространенных в на­стоящее время заболеваний.

Китайский подход к патологии совершенно дру­гой. В соответствии с последним научным открыта- ем, заключающимся в том, что Вселенная представ­ляет собой не огромную машину, а энергетическую массу, китайская медицинская философия утверж­дает, что здоровье зависит от гармоничного потока энергии.

По контрасту с редукционистским и механичес­ким подходом, принятым на Западе, китайский подход является холистическим и органическим, поскольку считается, что естественное состояние человека - здоровье, а болезни возникают из-за некоего противоестественного вмешательства, что определенно можно исправить.

Эта медицинская философия, доказавшая на прак­тике свою правоту начиная с древнейших времен, позволяет надеяться, что способы борьбы со многи­ми заболеваниями еще не найдены в западной меди­цине не потому, что исцеление невозможно. То, что эффективно для отдельной маленькой части маши­ны, едва ли будет так же хорошо для сравнительно огромного, вечно меняющегося живого организма.

Другое отличие, о котором стоит упомянуть. За­падные патологи связывают болезнь с болезнетвор­ным возбудителем, китайские - соотносят болезнь с пациентом. Западный врач сначала определяет болезнь, потом назначает на основе этого соответ­ствующее лечение. Если он не может понять, что послужило причиной заболевания, он оказывается беспомощным.

До недавнего времени, когда врач сталкивался с такими заболеваниями, как не опасные для жиз­ни вирусные инфекции и дисфункция органов, он мог продолжать поддерживающую терапию. Но, учи­тывая возрастающую угрозу таких заболеваний, как рак и СПИД, вероятно, уже настало время альтер нативных методов лечения в дополнение к тради­ционным или для их усовершенствования.

Логичен вопрос, может ли изменение подхода к патологии помочь в решении насущных проблем. Китайского врача меньше беспокоит точность в определении патогенного фактора; он целиком со­средоточивает свое внимание на больном, ища от­вет на вопрос, почему больному не удалось пода­вить болезнь, которую он успешно подавлял в про­шлом.

Китайский врач твердо знает, что здоровье - это естественное состояние каждого человека от рождения и что болезнь возникает, когда опреде­ленные функции перестают выполняться так, как должно быть. Его задача состоит в том, чтобы опре­делить, где произошел сбой естественных функций, и в его парадигме термин «неизлечимый» становит­ся неуместным.

У каждого человека рак бывает тысячи раз, но тем не менее те же самые тысячи раз его естествен­ные системы преодолевают его. Когда одна или не­которые из этих систем перестают нормально фун­кционировать, рак проявляется. Исследователи, преданные своему делу, отдали немало времени и сил, стараясь выявить причины возникновения рака, но пока безуспешно. Не стоит ли попробовать аль­тернативный подход, по крайней мере в некоторых исследованиях, сосредоточив внимание не на не­уловимых патогенных факторах, а на больном, ко­торый до недавнего времени успешно боролся с раком на протяжении своей жизни, и выяснить, почему он не может сделать это сейчас? Когда мы узнаем причины, нетрудно будет восстановить его естественные функции.

Хотя многие больные считают, ‘что от вирусных инфекций их излечивает плацебо, все врачи знают, что они излечиваются сами. Поэтому будет грубой ошибкой утверждать, что вирусные инфекции не­излечимы.

Вероятно, единственной разницей между инфек­цией СПИДа и вирусными инфекциями, не угро­жающими жизни, служит то, что СПИД - смер­тельная болезнь.

Поскольку долгие годы исследований показали, что химиотерапия неэффективна в борьбе против вирусных инфекций, и мы знаем, что эти инфек­ции могут преодолеть защитные системы организ­ма, не будет ли лучше сконцентрировать внимание на больном, а не на возбудителе, хотя бы при про­ведении некоторых исследований для того, чтобы найти лекарство от СПИДа?

Китайские ученые-медики накопили огромный объем знаний о подходах к лечению. В прошлом из-за языковых, культурных и других трудностей эти бес­ценные знания вообще были недоступны Западу.

Данная книга является скромной попыткой ре­шить эту проблему и поделиться с западными читате­лями знаниями китайской медицины в доступной форме в надежде, что некоторые смелые исследова­тели, не боящиеся насмешек своих консервативных и ограниченных коллег, примут вызов, чтобы изу­чать насущные проблемы сегодняшнего дня, став на другую точку зрения, и совершить прорыв в ме­дицине на благо всего человечества.

В следующей главе мы разъясним некоторые принципы, которые китайские врачи используют при установлении диагноза.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека