Библиотека
Принципы китайской патологии
ОТКРЫТИЕ «СЕМИ ЭМОЦИЙ» И «ШЕСТИ ЗОЛ»
(Принципы китайской патологии)
Значительная часть основной новой информации получена путем редукции - путем исследования деталей, и до тех пор, пока не появляется возможность тщательно рассмотреть мельчайшие частицы структуры или мельчайшие части механизма.
Джеймс Б. Вингаарден, доктор медицины
Различные философские точки зрения
Основное различие между западной и китайской медициной состоит в отношении к болезни. При изучении причин заболеваний западные ученые-медики перешли от исследования органов и тканей к клеткам, рассматривая в мельчайших подробностях факторы, приводящие к возникновению болезни, и разрабатывая средства для их устранения.
Китайские ученые-медики не очень беспокоятся по поводу деталей; их больше интересует больной в целом, а не отдельные больные ткани или клетки.
Например, китайских врачей не беспокоит, вызвана ли инфекционная болезнь спиралевидной спирохетой или облигатными, внутриклеточными паразитами; или возникла ли астма под воздействием внешних аллергенов или в результате изменения температуры и влажности в дыхательных путях, если инфекционная болезнь или астма излечимы.
Им неизвестны такие режущие слух названия патогенных микробов, как Haemophilus influenzae, Staphylococus aureus, Histoplasma capsulatum или ферменты с такими трудно произносимыми названиями, как фенилаланиндегидроксилаза, кристатионин-(3-синтаза и галактоза-1-фосфатурадилтрансфераза.
Однако это не означает, что сталкиваясь с заболеваниями, вызванными такими микроскопическими организмами, или с нарушениями, связанными с недостатком таких ферментов, китайские врачи не знают, что делать. Еше до нашей эры китайцам было известно, какие микроорганизмы находятся в крови человека.
Как же китайские медики лечат инфекционные заболевания, если точно не представляют, какие факторы их вызывают? Какие специальные лекарства они используют для борьбы с патогенными микроорганизмами или с нарушением обмена веществ?
Китайские ученые-медики так же заинтересованы в установлении причины болезней, как и их западные коллеги. Но у них другой подход.
В то время как западные ученые делают акцент на болезни, изучая отдельные патогенные клетки, или на молекулярное строение реакции ферментов, китайцы не утруждают себя этим и делят все болезни на две группы: «энергию зла» и «энергию селезенки»! Разве китайцев не интересует, какие именно из бесчисленных патогенных возбудителей или энзимов, несут ответственность‘за эти болезни? Нет! Но их заботит здоровье пациентов, и они добиваются своей цели лечением больного, а не болезни.
Почти все, если не все, микроорганизмы, вызывающие болезни, находятся внутри нас. Тем не менее мы не заболеваем, потому что наши естественные барьеры могут их сдержать. Западные ученые-медики считают, например, что менингокок-ковые бактерии могут находиться в организме, но не оказывать никакого влияния, или быть причиной смертельных заболеваний.
В то время как западные ученые стараются решить эту загадку, более глубоко исследуя бактерии, китайцы забывают о бактериях и анализируют, что изменилось в организме больного и в результате чего он поддался болезни.
Профессор Джеймс Вингаарден выразил мнение многих западных ученых-медиков, заявив: «Количество заболеваний человека, для которых пока не существует профилактических мер или лечения, все еще велико». А что говорят китайцы? В медицинской литературе Китая утверждается, что, если в вашем организме инь и ян находятся в равновесии, а ваша жизненная энергия течет гармонично, вы не должны болеть!
В соответствии с китайской медицинской философией быть здоровым - неотъемлемое право человека. Болезнь - инфекционная, органическая или психическая - возникает только тогда, когда отдельные органы перестают нормально функционировать. Если человек заболел, как иногда случается, логично постараться восстановить его естественные функции, воссоздав равновесие между инь и ян в организме и гармоничный поток энергии.
На достижение этой цели направлены все усилия китайской медицины. Поэтому в лексиконе китайских врачей нет выражения «неизлечимые болезни».
Если используется определение «неизлечимый», оно всегда относится к больному, а не к болезни, например, когда он позволил болезни, которая в обычных условиях излечима, дойти до такой степени, что выздоровление становится проблематичным.
Смелая попытка?
Переход от лечения болезни к лечению больного, если некоторые западные новаторы будут достаточно отважными, чтобы сделать такую попытку, может создать лучшие перспективы для западной медицины. Многие заболевания с западной точки зрения считаются неизлечимыми, потому что ученые не выявили их причин. Как только находят средства для излечения старых болезней, тут же возникают новые.
Более того, западная патология основывается на том, что одни и те же болезнетворные факторы всегда одинаковы, даже если действуют в разных средах. В таком случае резонно задать вопрос, верно ли это, поскольку часты рецидивы инфекционных заболеваний, устойчивых к лекарственным средствам.
Китайский подход совсем другой. Китайские врачи считают, что бдни и те же возбудители болезней неодинаково ведут себя в организме людей, поскольку пациенты по-разному на них реагируют. Вирусы гриппа в том же количестве и той же степени активности могут вызвать заболевание у одного чело века и не могут - у другого, потому что у него лучше поток жизненной энергии.
Определенное количество высококалорийной пищи может вызвать повышение давления у человека, ведущего сидячий образ жизни, и пойдет на пользу спортсмену. Стрессовая обстановка может стать причиной психических заболеваний у некоторых людей.
Но на тех, кто регулярно занимается медитацией, подобная среда может оказывать минимальное воздействие или вообще никак не сказываться. Не болезнетворные микроорганизмы вызывают болезнь, а неспособность человека эффективно реагировать на них.
Поскольку китайские врачи рассматривают причины заболеваний в соответствии с состоянием больного, обращая внимание на поток энергии, процессы обмена веществ и эмоциональную реакцию, а не на виды болезнетворных микроорганизмов, болезни, которые западная медицина относит к одной категории, потому что они вызваны одними и теми же возбудителями, китайские врачи могут лечить иначе, хотя обобщение тоже возможно.
Возникает искушение спросить, не заводит ли такой подход к патологии в тупик, с чем сталкиваются западные ученые-медики в связи с «неизлечимыми» болезнями. Поскольку их методы лечения зависят от открытий в области патологии болезней и почти невозможно (если не совершенно невозможно) обнаружить причины некоторых заболеваний из-за множества неопределенных переменных, следует логический вывод, что средства для излечения не были найдены не потому, что их нет, а из-за неправильной предпосылки.
Сдвиг акцента в медицинской философии с болезни на пациента в нашем подходе к патологии может открыть неизведанные дали. Стоит учесть, что одни и те же патогенные возбудители у нескольких людей или у одного человека, но в разное время, будут действовать неодинаково.
Западные специалисты по раковым заболеваниям считают, что у каждого человека на протяжении жизни рак возникает тысячи раз и каждый раз человек излечивается, не зная об этом. Мы заболеваем потому, что иммунная система ошибается и не справляется; в результате мы страдаем от гриппа, рака или даже от образования атеросклеротических бляшек. Почему иммунная система ошибается и не справляется, в результате чего мы заболеваем гриппом или раком или у нас образуются атеросклеро-тические бляшки?
Когда у нас есть определенный диагноз - рак, мы начинаем выяснять, почему не сработала иммунная система, но найти причины трудно, потому что они разные у разных людей - как по месту возникновения, так и по времени.
Но ситуация станет другой, если мы примем иную точку зрения, если не станем выяснять название болезни, а сосредоточимся на состоянии больного и на том, как оно отличается от того состояния, когда он был здоров.
Это патогенное состояние больного (он не может эффективно -реагировать на известные или неизвестные заболевания) и есть причина болезни. Когда мы обнаружим причины, мы поставим диагноз, но не раньше, потому что диагноз определяется причиной, а не возбудителем болезни.
Мы должны помнить, что один и тот же возбудитель в здоровой среде не вызовет заболевания: вот почему у здорового человека рак может возникать тысячи раз, и он не заболеет, или в его организме могут таиться миллионы смертельных микробов, но он останется здоров.
Если же он заболеет, это произойдет не из-за возбудителя болезни, а в результате его неспособности в то время эффективно реагировать на него. Поэтому наша забота как целителей - найти причины этой неспособности (временного и противоестественного явления) и скорректировать или устранить их, чтобы восстановить у пациента его естественную защиту.
Внутренние причины «семи эмоций»
Безусловно, существуют многочисленные индивидуальные факторы, вызывающие временную утрату человеком его естественной способности преодолевать болезни. Эти факторы можно классифицировать по типам. Китайские врачи разделили их на три группы: внутренние причины, внешние причины и причины, которые нельзя отнести ни к внутренним, ни к внешним.
Важность психологических факторов в китайской медицине отражена в названиях семи эмоций как внутренних причин болезней: радость, гнев, подавленность, беспокойство, печаль, страх и потрясение.
Радость - положительный фактор, но слишком сильная и продолжительная радость отрицательно влияет на сердце и таким образом становится эндогенной (внутренней) патогенной причиной. Слишком сильная радость лишает сердце энергии. Это утверждение доказывает, насколько во всем нужна умеренность. Отрицательная радость, такая как, например, удовольствие от причинения зла другим, тоже служит причиной заболевания.
Гнев наносит вред печени. Когда человек впадает в гнев, он разжигает в ней огонь (то есть печень работает с большой нагрузкой), его лицо бледнеет, а руки дрожат. Гнев усиливает энергию, в результате чего нарушается зрение, болит голова, появляется головокружение, может даже возникнуть рвота кровью. По мнению китайских врачей, печень регулирует кровоток и связана с сердцем. Поэтому человек, склонный к припадкам гнева, подвержен сердечным заболеваниям.
Подавленность отрицательно влияет на легкие. Когда человек слишком много беспокоится и подвержен меланхолии, он может потерять аппетит, у него появляются кашель и рвота, начинается бессонница, могут быть запоры и возникают трудности, связанные с сексом. Он находится в подавленном настроении, и поток его энергии блокируется. У людей, склонных к меланхолии, и тех, у кого внезапно появляется причина для сильного беспокойства, могут возникнуть легочные заболевания.
Тревога наносит вред селезенке. Когда человек слишком много думает или слишком тревожится, страдают его селезенка и желудок. Его энергия находится в застое, а пищеварительная и абсорбирующая системы работают плохо. В результате человек теряет аппетит, страдает от метеоризма, головных болей и головокружений, бессонницы и потери памяти. Поэтому когда вы встревожены, то теряете аппетит.
Печаль оказывает отрицательное влияние на сердце и легкие. Сильная печаль приводит к тому, что человек падает духом и теряет надежду. Такое состояние создает напряжение в сердце и истощает энергию. Пациент теряет аппетит, может кашлять, страдать от бессонницы, и в моче у него может появиться кровь. Это объясняет, почему неразделенная любовь часто кончается чахоткой.
Страх наносит вред почкам. Он лишает их энергии, и в результате человек теряет контроль над выделением экскрементов и мочеиспусканием, у него возникает неконтролируемый понос, ночное недержание мочи, судороги и психические нарушения, а также сексуальные проблемы.
Эмоциональное потрясение отрицательно действует на психологическое состояние и на сердце: оно рассеивает энергию. Результатом могут быть учащенное сердцебиение, бессонница, неспособность сосредоточиться, судороги, потеря сознания и психические нарушения. Эмоциональное потрясение наносит также вред мочевому пузырю и почкам.
Эти «семь эмоций» отражают глубокое знание китайцами тесной взаимосвязи физиологических и психологических факторов и их важность для здоровья и лечения. Западные ученые-медики, которых интересует, почему в современном обществе так широко распространены психосоматические и дегенеративные заболевания, могут извлечь пользу от изучения древней китайской медицины.
Китайцы-рассматривают эти физиологические и психологические факторы как причины эндогенного патогенного характера.
Интересный и эффективный метод, применяемый в китайской медицине, заключается в использовании определенной эмоции при лечении аффективных, или психических, расстройств.
В соответствии с китайской психологией печаль преодолевает гнев, страх преодолевает радость, гнев преодолевает беспокойство, радость преодолевает меланхолию, а беспокойство преодолевает страх. Например, человека, страдающего ночным недержанием мочи в результате страха, можно вылечить, если заставить его беспокоиться.
Отвергнутый любовник, заболевающий туберкулезом, вызванным печалью, которая ослабляет систему самозащиты легких, вскоре выздоровеет, если его возлюбленная согласится выйти за него замуж.
В историях болезни в китайской медицинской практике много случаев выздоровления без применения лекарственных препаратов - только благодаря успешному взаимодействию эмоций.
Многие читатели, возможно, будут удивлены, узнав, насколько развита китайская медицина в области психиатрии. Китайские врачи никогда не отделяют психиатрию от других областей медицины, как это принято на Западе, потому что китайцы всегда рассматривали физическое тело, эмоции и сознание как взаимосвязанные аспекты.
Внешние причины «шести зол»
Помимо физиологических и психологических факторов в китайской патологии учитываются также климатические факторы и факторы окружающей среды. С древних времен китайские врачи признавали, что даже если человек не подвержен воздействию микроорганизмов, если у него отсутствуют дисфункции органов или психосоматические расстройства, он все же может заболеть, если не адаптируется к изменениям климата или окружающей среды.
Может быть, нейрохирурги и психиатры, которые не находят клинических
отклонений у своих пациентов, обнаружат полезную для себя информацию в следующих параграфах.
Китайские врачи классифицируют изменения климата и окружающей среды, а также болезнетворные микроорганизмы и все другие внешние факторы как экзогенные патогенные причины, которые они фигурально называют «шесть зол». Эти шесть зол, не имеющие ни этического, ни религиозного значения, следующие: ветер, холод, жара, сырость, сухость и огонь.
Конечно, это лишь символы, и их не нужно воспринимать буквально. Это формы энергии. В ситуациях, когда они не вызывают болезни, их называют шестью энергиями, и они могут благотворно влиять на наш организм.
Основным злом считается «ветер», в сочетании с остальными видами зла он часто является причиной болезни. Главная его черта - изменчивость. С «ветром» связаны симптомы обычной простуды: головные боли, насморк, боль в горле и кашель.
«Холод» вызывают факторы, являющиеся причиной инфекционных болезней, для которых характерны такие симптомы, как озноб, боль в конечностях, отсутствие потливости и жажды, головная боль, лихорадка, беловатый налет на языке и слабый пульс. Причина «жары» - высокая температура. Последствия - истощение энергии и обезвоживание. Симптомы: лихорадка, жажда, потливость, одышка, усталость, застойные явления в груди, потеря аппетита, вздутие живота и понос.
«Сырость» связана с патогенными микроорганизмами в напитках и пище. Симптомы: тяжелая голова, застойные явления в груди, болезненные конечности и суставы, небольшая лихорадка и понос. Часто требуется какое-то время, чтобы болезнь проявилась.
«Сухость» вызывается сухой, жаркой средой; она часто воздействует на кожу и респираторную систему. Симптомы: сухие губы, сухость во рту, боль в горле, скудное количество слизи, сухой кашель, сухая кожа, лихорадка, жажда, твердый кал, отсутствие потливости.
«Огонь» - это избыточная «жара», которая вызывает болезни. Реакция пациента быстрая и разнообразная. Симптомы: лихорадка, недостаток жидкости, различные формы кровотечения, отеки, боль, сыпь, раздражительность и кома.
Перечисленные виды злой энергии, за исключением «жары», могут быть также внутренними. Внутренний «ветер» воздействует на нервную систему с такими симптомами, как головокружение, онемение конечностей и спазмы. Внутренний «холод» указывает на ослабление процессов обмена веществ с такими симптомами, как озноб, потеря аппетита, прозрачная моча, жидкий стул и слабый пульс.
Внутренняя «сырость» предполагает дисфункцию пищеварительной системы с такими симптомами, как желтоватая кожа лица, скудное мочеиспускание, диарея и опухшее лицо.
Внутренняя «сухость» указывает на недостаток жидкости в организме, включая недостаток кровотока с такими симптомами, как лихорадка, потливость, диарея, жажда и сухая кожа.
Внутренний «огонь» связан с избыточным функционированием внутренних органов. Симптомы различны в зависимости от того, какой внутренний орган задействован, но самые обычные симптомы - жажда, покраснение лица, ощущение жара и плохой сон.
Читатели, знакомые с терминологией западной медицины, могут счесть приведенное объяснение китайцами возникновения болезни странным или даже смехотворным. Можно еще как-то смириться с выражением «ветер может служить причиной насморка», но как быть с головными болями, кашлем и с еще более необъяснимыми онемением конечностей и спазмами? А что общего между сыростью и тяжелой головой, застойными явлениями в груди и диареей?
Новый взгляд на болезнь
Следующие разъяснения помогут читателям понять точку зрения китайских врачей на болезнь. Совмещение ее с западными концепциями неприемлемо.
Вопрос, что правильнее и лучше - западная или китайская парадигма, - здесь не стоит; хотя у читателей, после того как они разберутся в китайском варианте, может сформироваться собственное мнение. «Ветер» здесь употребляется образно; конечно, это слово в данном случае не обозначает потока воздуха, как в обычной речи Если больной испытывает боль в плече, а потом эта боль «устремляется» к локтю, китайский врач образно называет этот синдром «ветром». (Можно назвать этот особый признак патологический х, у или z, но тогда вы многое упустите и не узнаете о «ветре» того, что накапливалось веками.)
Шесть зол можно иногда применять по отношению к экзогенным (внешним) патогенным факторам, хотя они используются в основном для описания состояний больного, которые являются причиной его заболевания. Например, когда китайский врач говорит, что причиной болезни выступает «сырость», он ссылается не на болезнетворные микроорганизмы, а говорит о том, что у пациента «тяжелая» голова, застойные явления в груди, и о том, что его слабит.
Если вы спросите: «Как китайский врач лечит больного, страдающего диареей, вызванной Staphylococus aureus - вам ответят: «Он не знает». Но если такой больной обратится за консультацией к китайскому врачу, тот будет лечить его (а не болезнь) в соответствии с парадигмой, которой его обучили, и сможет легко вылечить.
Он отметит, что болезнь вызвана «сыростью» и «жарой», и, вероятно, скажет, что «энергия селезенки и почек» ослаблена, назначит соответствующие лекарственные средства для устранения лихорадки, жажды, явления диареи, «тяжелой» головы, застойных явлений в груди и других симптомов. Если это опытный врач, он также примет меры для подпитки «энергии селезенки и почек» пациента, хотя недостаток энергии в этих органах может и не быть первоочередной проблемой.
Что случилось с Staphylococus aureus который западные врачи считают причиной диареи, но ко торый китайским врачам неизвестен и который их не интересует? Мы наверняка не знаем. Он мог погибнуть в результате воздействия принимавшегося больным лекарства или благодаря защитной системы организма, окрепшей вследствие применявшихся лечебных средств; или он мог участвовать в процессах, которые еще не открыты западными учеными, таких как выполнение какой-нибудь полезной работы для организма-носителя!
Однако можно с уверенностью оказать, что Staphylococus aureus погибший или живой, больше не беспокоит организм-носитель.
Если у этого больного снова начнется диарея, лечение будет другим. Почему? Потому что, хотя причины остаются теми же - «сырость» и «жара», в состоянии больного могли произойти изменения. Например, энергия селезенки и почек могла увеличиться, или у него возникли другие осложнения в виде «ветра» или «огня», или же им могут овладеть некоторые из семи эмоций.
Мы должны помнить, что врач лечит не болезнь, а больного.
Причины, которые не относятся ни к внутренним, ни к внешним
Все причины, не подпадающие ни под категорию внутренних причин «Семь эмоций», ни под категорию внешних причин «Шесть зол», считаются «причинами, которые нельзя отнести ни к внутренним, ни к внешним». Это неправильное питание (пища и напитки), недостаток физических упражнений и отдыха, слишком интенсивный секс, травмы, нанесенные животными или полученные в результате ушибов и падений.
В западной медицине диететика - разработка XX в. Читатели будут удивлены, узнав, что еще во времена правления династии Чжоу, более 2000 лет назад, в Китае уже существовали диетологи как отдельная профессиональная группа.
Китайский диетолог делает больше, чем дает советы, как оставаться стройным; он составляет сложные программы для лечения болезней пищей (не лекарствами), усиливая жизненную энергию (часто используемую богатыми людьми для сексуального удовольствия) и увеличивая продолжительность жизни.
Слишком калорийная или слишком скудная, нерегулярная еда и несбалансированное питание становятся причиной заболевания. Древним китайцам было также многое известно о профилактике и лечении пищевых отравлений.
С давних пор китайские врачи понимали, что физические упражнения и отдых не менее важны для сохранения здоровья, чем пища. Великий врач II в. Хуато утверждал, что «так же как дверь, которой редко пользуются, ржавеет, человек, не занимающийся регулярно физическими упражнениями, заболевает».
Физические упражнения, рекомендуемые китайскими врачами, плавные и грациозные в отличие от энергичной западной гимнастики. Цель китайских упражнений‘- усиление потока энергии, а не ее истощение.
Недостаток отдыха, так же как его избыток, вреден для здоровья. Хорошим показателем того, достаточно ли человек спит, служит его способность вставать с постели сразу после‘пробуждения. Нерегулярные часы сна вредны для здоровья.
Также вредно избыточное или недостаточное количество пищи, физических упражнений, отдыха или секса. Хотя китайцы считают, что умеренный и регулярный секс полезен для здоровья, сексуальная распущенность, безусловно, ведет к истощению энергии. Умеренность должна соблюдаться также и в том, что касается других желаний, тех, что связаны с проведением свободного времени и интересами.
Болезни могут возникать и по другим причинам, таким как травмы от укусов насекомых и животных, профессиональные травмы, травмы от острых предметов или в результате несчастных случаев, ушибов и падений. Травмы, как следствие ушибов и падений, составляют отдельную область китайской медицины - де-да, единственную в мире.
Вызов смелым
Наша концептуальная схема возникновения болезней непосредственно влияет на методику, которую мы вырабатываем, чтобы преодолеть их. Западный подход, который многие западные же специалисты считают редукционистским и механическим, предлагает только одну из многочисленных возможностей, хотя и очевидно, что он не в состоянии объяснить причину и, следовательно, предложить адекватное лечение многих распространенных в настоящее время заболеваний.
Китайский подход к патологии совершенно другой. В соответствии с последним научным открыта- ем, заключающимся в том, что Вселенная представляет собой не огромную машину, а энергетическую массу, китайская медицинская философия утверждает, что здоровье зависит от гармоничного потока энергии.
По контрасту с редукционистским и механическим подходом, принятым на Западе, китайский подход является холистическим и органическим, поскольку считается, что естественное состояние человека - здоровье, а болезни возникают из-за некоего противоестественного вмешательства, что определенно можно исправить.
Эта медицинская философия, доказавшая на практике свою правоту начиная с древнейших времен, позволяет надеяться, что способы борьбы со многими заболеваниями еще не найдены в западной медицине не потому, что исцеление невозможно. То, что эффективно для отдельной маленькой части машины, едва ли будет так же хорошо для сравнительно огромного, вечно меняющегося живого организма.
Другое отличие, о котором стоит упомянуть. Западные патологи связывают болезнь с болезнетворным возбудителем, китайские - соотносят болезнь с пациентом. Западный врач сначала определяет болезнь, потом назначает на основе этого соответствующее лечение. Если он не может понять, что послужило причиной заболевания, он оказывается беспомощным.
До недавнего времени, когда врач сталкивался с такими заболеваниями, как не опасные для жизни вирусные инфекции и дисфункция органов, он мог продолжать поддерживающую терапию. Но, учитывая возрастающую угрозу таких заболеваний, как рак и СПИД, вероятно, уже настало время альтер нативных методов лечения в дополнение к традиционным или для их усовершенствования.
Логичен вопрос, может ли изменение подхода к патологии помочь в решении насущных проблем. Китайского врача меньше беспокоит точность в определении патогенного фактора; он целиком сосредоточивает свое внимание на больном, ища ответ на вопрос, почему больному не удалось подавить болезнь, которую он успешно подавлял в прошлом.
Китайский врач твердо знает, что здоровье - это естественное состояние каждого человека от рождения и что болезнь возникает, когда определенные функции перестают выполняться так, как должно быть. Его задача состоит в том, чтобы определить, где произошел сбой естественных функций, и в его парадигме термин «неизлечимый» становится неуместным.
У каждого человека рак бывает тысячи раз, но тем не менее те же самые тысячи раз его естественные системы преодолевают его. Когда одна или некоторые из этих систем перестают нормально функционировать, рак проявляется. Исследователи, преданные своему делу, отдали немало времени и сил, стараясь выявить причины возникновения рака, но пока безуспешно. Не стоит ли попробовать альтернативный подход, по крайней мере в некоторых исследованиях, сосредоточив внимание не на неуловимых патогенных факторах, а на больном, который до недавнего времени успешно боролся с раком на протяжении своей жизни, и выяснить, почему он не может сделать это сейчас? Когда мы узнаем причины, нетрудно будет восстановить его естественные функции.
Хотя многие больные считают, ‘что от вирусных инфекций их излечивает плацебо, все врачи знают, что они излечиваются сами. Поэтому будет грубой ошибкой утверждать, что вирусные инфекции неизлечимы.
Вероятно, единственной разницей между инфекцией СПИДа и вирусными инфекциями, не угрожающими жизни, служит то, что СПИД - смертельная болезнь.
Поскольку долгие годы исследований показали, что химиотерапия неэффективна в борьбе против вирусных инфекций, и мы знаем, что эти инфекции могут преодолеть защитные системы организма, не будет ли лучше сконцентрировать внимание на больном, а не на возбудителе, хотя бы при проведении некоторых исследований для того, чтобы найти лекарство от СПИДа?
Китайские ученые-медики накопили огромный объем знаний о подходах к лечению. В прошлом из-за языковых, культурных и других трудностей эти бесценные знания вообще были недоступны Западу.
Данная книга является скромной попыткой решить эту проблему и поделиться с западными читателями знаниями китайской медицины в доступной форме в надежде, что некоторые смелые исследователи, не боящиеся насмешек своих консервативных и ограниченных коллег, примут вызов, чтобы изучать насущные проблемы сегодняшнего дня, став на другую точку зрения, и совершить прорыв в медицине на благо всего человечества.
В следующей главе мы разъясним некоторые принципы, которые китайские врачи используют при установлении диагноза.