Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Китайская фармакология и лечение лекарственными растениями

ЖЕНЬШЕНЬ, КОРИЦА И ОЛЕНЬИ РОГА


Созданиям твоей величины я предлагаю

свободный выбор зоны обитанья,

поэтому селись, гле хочешь,

где больше нравится.

В озерах моих пор

и в зарослях

подмышек или паха,

в пустыне моего плеча

или в лесной прохладе шевелюры.

Построй колонии: я обеспечу

тебя теплом и сыростью,

липидами и кожным салом,

но при условии, что ты не будешь

мне докучать своим присутствием;

веди себя, как подобает гостю,

не выступая в виде акне,

грибка или нарыва.

У. X. Оден


Военная стратегия и поэзия

Вы догадываетесь, почему китайские врачи час­то читают стихи? Не потому, что они отличаются особенной любовью к поэзии, хотя некоторые дей­ствительно увлекаются ею, а потому, что это часть их работы, если они занимаются лечением внут­ренних органов.

Лечение внутренних органов, возможно, наи­более популярная область китайской медицины, причем до такой степени, что многие ошибочно полагают, что китайская медицина занимается толь­ко этим. Поскольку в китайской медицине большая роль отводится лечению лекарственными расте­ниями, ее часто называют траволечением, хотя бо­гатая китайская фармакология включает также ле­карственные средства минерального и животного происхождения. Обычно термин «лекарственные ра­стения» включает в себя все виды лекарственных средств.

Старые китайские врачеватели знают такую по­говорку: «Использовать лекарство - все равно что командовать армией». Когда врач помогает больно­му бороться с болезнью, врач, как генерал, должен сначала собрать всю информацию о симптомах, потом выработать стратегию - программу действий, затем начать маневрировать своими ресурсами, го­товясь к военным действиям - к применению ле­карственных средств против болезни. Эти три про­цедуры - диагностирование, вырабатывание стра­тегии и лечение - основные шаги китайской медицины, лечащей лекарственными растениями.

Китайское лекарство традиционно применяется в виде отваров. Смесь соответствующих растений кладут в глиняный горшок и добавляют воду. Смесь варится на медленном огне до тех пор, пока в гор­шке не останется восемь десятых отвара. Отвар пьют, пока он теплый. Остатки выбрасывают. (Ради эко­номии остатки можно проварить еще раз и потом выбросить.)

Читатели, считающие отвары устаревшей фор­мой лекарств и привыкшие к таблеткам и сиропам, будут удивлены, узнав, что таблетки, сиропы и дру­гие лекарственные формы западной медицины ис­пользовались еще в Древнем Китае. Отвары, настой­ки, таблетки, пилюли и порошки упоминаются в «Нэй-Цзин». написанной 2000 лет назад.

В своем знаменитом труде «Как лечить различ­ные виды горячки», написанном в 210 г., Чжан Чжунцзин рекомендовал мытье, замачивание, оку­ривание, применение капель для носа и ушей, ма­зей и суппозиториев, лекарств (перорально и в нос). Его средство из квасцов для лечения белей было, по-видимому, первым в мире гинекологическим суппозиторием.

Позднее, но все равно намного раньше, чем в западной медицине, в период правления династии Сун. когда правительство организовало император­ские аптеки для поддержания высоких стандартов в фармацевтическом деле, лекарства в виде таблеток и сиропов были широко распространены.

Тогда почему традиционный отвар с его очевид­ным неудобством по сравнению с таблетками, си­ропами или настойками, тем не менее, все еще са­мая популярная форма лекарства в китайской ме­дицине? Это происходит потому, что в отличие от готовых форм рецепт дает врачу большую свободу действий, чтобы он мог подбирать лекарственные растения с учетом особых потребностей больного.

Врач может выписывать больному каждый раз дру­гой рецепт. Когда растения прописаны врачом, при­готовление из них отвара - совсем не трудное дело.

В китайской медицине существует более 3000 видов лекарственных средств. В то время как современные врачи могут выписывать рецепты в соот­ветствии с потребностями их пациентов, знамени­тые врачи прошлого оставили нам в наследство ог­ромную коллекцию медицинских рецептов для ле­чения распространенных синдромов. Эти рецепты исчисляются тысячами и применяются современ­ными врачами в качестве основы для их рецептов.

Например, китайский врач устанавливает, что его пациент страдает от «холода в легких с неболь­шой лихорадкой, кашляет с желтоватой мокротой, у него одышка и болит горло, так что болезнь - внешняя и находится на первоначальной стадии». Великий врач древности Чжан Чжунцзин завещал медицинский рецепт для болезней с такими синд­ромами и назвал его очень поэтично - «Отвар ма­ленького зеленого дракона».

Современные врачи часто назначают своим па­циентам этот отвар, дополняя его каким-нибудь растением или. наоборот, убирая одно или два, и сами решают, в каких количествах включать каждое растение в этот сбор соответственно особым потреб­ностям больного. Если вас интересует, почему со­временный врач все еше пользуется медицинским рецептом, который был прописан в древности, от­вет такой: потому что он доказал свою эффектив­ность за прошедшие столетия.

Как врач может помнить тысячи медицинских рецептов? Как он мог запомнить три с лишним тысячи видов лекарственных средств? На самом деле ему было вполне достаточно знать несколько сотен растений и рецептов или иметь запись о них в своей записной книжке.

Более того, мастера прошлого облегчили ему задачу, записав информацию в виде песен или сти хов, которые работают по принципу мнемоники. Например, рецепт «Отвар маленького зеленого дра­кона» мог сохраниться на протяжении почти 20 ве­ков благодаря стихотворению!

У зеленого дракона есть лекарственные травы: Си-синь, бань-ся, гань и вэй, цзян-гуй, ма-хуан и шао.

Исцелить они помогут Холод в легких, сильный кашель и тяжелую одышку.

Те, кто не знаком с китайским языком и китайс­кой медициной, могут не увидеть здесь никакого смыс­ла, но на самом деле в этих стихах в краткой форме изложена вся информация о синдроме и о лекарствен­ных средствах, которые следует использовать.

Этот медицинский рецепт пригоден для лечения болезней с симптомами простуды и лихорадки, каш­ля с обильной слизью, заболевания легких и застоя в груди. Растения, необходимые для составления смеси и перечисленные в этих стихах по-китайски, следующие: трава копытня, корневище пинеллии, корень солодки, плоды лимонника, корневище эфедры, ветви коричника, трава эфедры и корень пиона. Обратите внимание, как поэтично звучат китайские названия этих растений и насколько они наполнены смыслом и значением. Например, си-синь (копытень) означает «небольшое страдание», бань-ся (пинеллия) - «середина лета», гань-цяо (солодка) - «сладкая трава» и вэй (лимонник) - «плод с пятью вкусами».

Зарифмованы не только основные медицинские рецепты и лекарственные средства, но и другие медицинские знания, такие как меридианы, точки акупунктуры и принципы лечения. Это делалось для того, чтобы врачи могли легче запоминать такие све­дения.

Если вы любите поэзию, вам будет вдвойне при­ятно изучать китайскую медицину на китайском языке.


Основные принципы китайской фармакологии

Чтобы помочь врачам, китайские мастера клас­сифицировали свойства лекарственных средств на четыре энергии, пять вкусов и двенадцать систем меридианов.

Характер и функции лекарственных средств обоб­щены в четыре энергии, а именно: холод, жар. тепло и прохлада. Холодные - лекарственные средства, обладающие способностью устранять «жар» и «огонь» и нейтрализовать яд. (Если вас озадачивает, что оз­начает фраза «устранять жар и огонь», то значит, вы пропустили важную информацию о патологии и диагностике в китайской медицине, которая содер­жалась в предыдущих главах. Термины «жар» и «огонь» не нужно понимать буквально.)

К этому классу лекарственных растений в ки­тайской фармакологии принадлежат западные ан­тибиотики. К холодным растениям относятся бай-тоу-он (корень, пульсатиллы) и хуан-лянь (корне­вище желтого лотоса).

Горячие медицинские средства - растения, ко­торые изгоняют холод, усиливают ян и укрепляют иммунную систему. Примерами могут служить жоу-гуй (кора коричника) и фу-цзы (корень аконита). Теплые и прохладные лекарственные средства - это умеренные варианты горячих и холодных ле­карств. Примеры теплых трав: хон-хуа (цветок саф­лоры) и ду-чжун (кора эукомии); прохладных трав - си-цао (корень марены) и ню-хуан (Calculus Bovis).

Есть также пятая группа лекарственных расте­ний, не относящихся ни к горячим, ни к холод­ным, ни к теплым, ни к прохладным средствам и поэтому называющихся нейтральными. В нее входят пей-лань (посконник) и цзинь-ин-цзи (плоды розы блестящей).

Кроме деления на четыре энергии китайские лекарственные средства различаются по пяти вку­сам, а именно: острый, сладкий, горький, кислый и соленый.

Острые лекарственные средства обладают спо­собностью устранять внешнее зло, вызывать пото­отделение, регулировать жизненную энергию и вы­водить больного из бессознательного состояния. К таким средствам относятся растения - ма-хуан (эфедра) и му-сян (корень оклендии).

Сладкие растения обладают способностью регу­лировать физиологические функции систем селезен­ки и желудка, укреплять жизненную энергию и улуч­шать кровь. К таким растениям относятся кань-цао (корень солодки) и тан-шэнь (корень кодонопсиса мелковолосистого).

Горькие растения устраняют «жар», тушат «огонь», осушают «сырость» и прочищают заблокированные пути. К этим растениям относятся да-хуан (корень и корневище ревеня) и мо-яо (смола комифоры).

Кислые растения оказывают вяжущее действие, укрепляют функции и ресурсы, продвигают жид­кость в организме и облегчают кашель. К кислым растениям относятся, например, у-вэй-цзы (плоды лимонника) и у-мэй (плоды Мипе).

Лекарственные средства с соленым вкусом об­ладают способностью увлажнять, смягчать, облег­чать выделение и прочищать заблокированные пути. К ним относятся лю цзяо-цзяо (Cola Cornus Cevis) и ман-сяо (сульфат натрия).

Классификация лекарственных средств по сис­темам меридианов показывает, по каким меридиа­нам (см. гл. 8 и 9) направится энергия лекарственных растений. Это относится к 12 основным меридианам легкого, толстой кишки, желудка, селезенки, серд­ца, тонкой кишки, мочевого пузыря, почки, пери­карда, «тройного обогревателя», желчного пузыря и печени.

Из-за того что сложная сеть меридианов связыва­ет все части тела, выписанное врачом средство хотя и будет воздействовать на определенную систему мери­дианов, может достичь также и других органов.

Поэтому китайские врачи не выписывают лекар­ственные средства по принципу растение А для бо­лезни X или растение В для болезни У. Для лечения определенной болезни врач располагает огромным количеством лекарственных растений.

Его выбор зависит от таких факторов, как ста­дия развития болезни, система меридианов, где, вероятно, развернется «поле битвы», а также физи­ологическое и психологическое состояние больно­го, что определяется по пульсу, его внешнему виду и реакциям на‘болезнетворные факторы.

Врач может использовать для смеси от 2 до 20 лекарственных растений. Когда состояние больного меняется, врач соответственно изменяет состав ле­карства.

 

Врач, как генерал во время сражения, должен оценить ситуацию в целом и состояние больного, который в данном случае выступает как поле битвы, и продумать общую стратегию борьбы с болезнью.

В отличие от ограниченных генералов он не толь­ко не воспользуется иностранной пехотой для борь­бы с завоевателями, но и не станет бросать бомбы на землю, занятую врагом, потому что знает, что такие меры, даже если и увенчаются успехом, на­несут урон его собственной территории, которая в нашем примере представлена больным.

Выбор врача заключается в том, чтобы укреп­лять территориальную армию для борьбы с завое­вателями или чтобы мобилизовать местных граждан для восстановления поврежденных зданий. Следо­вательно, применение антибиотиков или хирурги­ческое вмешательство - обычно его последнее при­бежище.

Если врач когда-либо будет вынужден их исполь­зовать, он должен быть уверен, что после поражения врага собственная армия больного (его жизненная энергия и кровеносная система) и его собственные граждане (его клетки) адекватно могут выполнять свои функции. Китайский врач считает свою работу вы­полненной не тогда, когда устранены болезнетвор­ные факторы, а когда удалось восстановить здоро­вье больного.

Поэтому после лечения антибиотиками или после хирургической операции, когда задача успешно выполнена, опытный врач всегда продолжает вы­полнять программу укрепления организма больно­го и правильного питания, что считается неотъем­лемой частью лечения.

 

Инь-ян и пять элементарных процессов

Принципы инь-ян и пяти элементарных процес­сов применимы к характеру и свойствам китайских лекарственных средств. Естественно, что холодные и прохладные лекарственные растения относятся к инь, в то время как горячие и теплые - к ян.

В том что касается инь-ян пяти вкусов, соле­ные, кислые и горькие лекарственные растения рас­сматриваются как инь. а острые, сладкие и безвкус­ные - ян.

Лекарственные растения соответствуют опреде­ленным меридианам. Те растения, которые нахо­дятся в тесной связи с меридианами, соединенны­ми с накопительными органами инь - сердце, пе­чень, селезенка, легкие, почки и перикард, - известны как растения инь. Растения ян тесно связа­ны с меридианами, соединенными с преобразую­щими органами ян. К преобразующим органам ян относятся тонкая кишка, желчный пузырь, желу­док, толстая кишка, мочевой пузырь и «тройной обогреватель».

На протяжении многих лет наблюдений и ис­следований китайские медики прошлого обнаружи­ли, что характер, вкус и действие лекарственных средств соответствуют архетипическим процессам. Их обобщили в пять элементарных процессов.

Для холодных растений символом является вода, для прохладных - ветер, для горячих - огонь, для теплых - металл, для нейтральных - земля. Что каса­ется пяти вкусов, символом растений с острым вку­сом служит металл, с соленым - вода, с кислым - дерево, с горьким - огонь, со сладким - земля.

Лекарственные растения, классифицированные по системам меридианов, соответствуют элементарным процессам соответствующих органов: легкие и тол­стая кишка - металлу, почки и мочевой пузырь - воде, печень и желчный пузырь - дереву, сердце и тонкая кишка - огню, селезенка и желудок - земле.

Поскольку перикард относится к сердцу, сим­волом растений, связанных с меридианом перикар­да, является огонь. Поскольку «тройной обогрева­тель» включает в себя все органы, лекарственные растения, связанные с меридианом «тройного на­гревателя», представлены системами соответствую­щего органа, на которые они оказывают действие.

На рис. 14.1 эти отношения представлены на­глядно.

Эта классификация составлена не потому, что китайские врачи хотят, чтобы лекарственные рас­тения соответствовали концепциям инь-ян и пяти элементарным процессам, чтобы обсуждать это, как полагают некоторые плохо осведомленные авторы, а потому, что это отвечает полезным практическим целям, которые будут более ясными для вас по мере прочтения книги.

Элементар-

Металл

Вода

Дерево

Огонь

Земля

ные

 

 

 

 

 

процессы

 

 

 

 

 

Характер

Теплый

Холодный

Прохлад-

Горячий

Нейтраль-

 

 

 

ный

 

ный

Вкус

Острый

Соленый

Кислый

Горький

Сладкий

Органы

Легкие

Почки

Печень

Сердце

Селезенка

и мери-

Толстая

Мочевой

Желчный

Перикард

Желудок

дианы

кишка

пузырь

пузырь

Тонкая

 

 

 

 

 

кишка

 

Рис.1. Пять элементарных процессов в китайских лекарственных растениях

Необходимо подчеркнуть, что названия «металл», «вода» и другие служат не символами и относятся не к основным компонентам, составляющим Вселенную, а к архетипам всех процессов. Например, когда ки­тайские врачи говорят, что «холодные лекарственные растения принадлежат воде» или «лекарственные растения с острым вкусом принадлежат металлу», они не имеют в виду, что холодные растения в ос­новном состоят из воды, а растения с острым вку­сом - из металла.

Это означает, что растения, по классификации относящиеся к «холодным», обладают свойствами, характерными для процессов, связанных с водой, таких как, например, тушение огня, что является символическим выражением для уничтожения бо­лезнетворных микроорганизмов; и что растения, по классификации относящиеся к острым, обладают свойствами, характерными для процессов, связан­ных с металлом, таких как. например, отражение звуков металлического колокола, который фигураль­но описывает вызванное потоотделение как лечеб­ный процесс.

Один ученый однажды упомянул, что, поскольку китайцы разработали классификацию пяти элемен­тов (распространенная ошибка при переводе: должно быть «пять элементарных процессов»), они постара­лись вогнать в эту классификацию все, включая вкус их лекарств и эмоции их пациентов. Очевидно, что даже краткое описание, как в предыдущем абзаце. показывает, что мнение этого ученого - ошибочное.

Инъ~ян и пять элементарных процессов использу­ются для описания китайских медицинских средств, потому что это дает возможность китайским врачам кратко выражать свои идеи. Эти концепции дают им также философскую схему для дальнейших действий. Например, после того как врач определил характер болезни у своего пациента как инь (о чем свиде­тельствуют такие симптомы, как бледность лица, слабый пульс, прозрачная моча и общая слабость), для того чтобы восстановить гармонию, он назна­чит растения ян.

Когда у врача есть широкий выбор лекарствен­ных растений, его задача упрощается, если он об­ращается к своей фармакопее и отбрасывает все, что считается инь.

Если врач хочет укрепить у больного системы селезенки и желудка, потому что он определил, что там гнездится болезнь, он выберет лекарственные растения со сладким вкусом, потому что сладкие растения, для которых характерны процессы, свой­ственные земле, будут подпитывать селезенку и желудок.

Так что применять принципы инь-ян и пять эле­ментарных процессов довольно просто: использо­вать растения ян для восстановления баланса при заболеваниях инь, и наоборот - растения, для ко­торых характерны процессы, свойственные земле, - для питания органов с элементарными процессами земли. Но здесь есть небольшая сложность. Хотя ис­точник слабости больного находится в его селезен­ке и желудке, эти органы слишком слабы, чтобы усваивать питание. Что должен делать врач? Ответ может подсказать принцип взаимного созидания пяти элементарных процессов.

Используя принцип «огонь создает землю», что означает «увеличение огня у больного может не посредственно улучшить его землю», врач назначает лекарственные растения со свойствами огня, для того чтобы укрепить сердце больного и тонкую кишку.

Если эти органы довольно крепкие, будет дос­таточно «огня», чтобы создать «землю». Это означа­ет, что селезенка и желудок станут более здоровы­ми и больной сможет подпитываться энергией и начать выздоравливать.

Если вы думаете, что врач использует этот ме­тод только потому, что. по концепции пяти эле­ментарных процессов, сердце и кишечник соответ­ствуют «огню», а селезенка и желудок - «земле», а, по концепции взаимного созидания, огонь со­здает землю, - если вы думаете, что врач так по­ступает в соответствии с теорией, вы, так же как вышеупомянутый ученый, полагаете, что китайцы ставят телегу впереди лошади.

В отличие от древних греков, которые выдвига­ли свои теории относительно Вселенной, древние китайцы поступали наоборот: они изучали сначала Вселенную, а потом выдвигали теории для того, чтобы объяснить, что происходило в действитель­ности. Поэтому теории китайцев - это объяснения, а не размышления.

И если вы спросите, откуда китайский врач зна­ет, что сладкие лекарственные растения могут уси­лить энергию желудка или что можно улучшить функ­ции желудка через систему сердца, это все равно что спрашивать западного врача, откуда он знает, что антибиотики типа эритромицина и тетрациклина могут убивать болезнетворные бактерии или что введе­ние инсулина может облегчить страдания диабетика.

Врач может ответить, что узнал это на медицин­ском факультете и что, хотя он лично не проводил экспериментов для подтверждения компетентнос­ти своих преподавателей, эти знания на практике подтвердились.

Подобным образом китайский врач может ска­зать, что он узнал это от старых медиков, которые, возможно, сделали это открытие после многих лет исследований и наблюдений, и, хотя он сам не проводил научных опытов, он может доверять спе­циалистам, потому что их открытия доказали свою справедливость на практике.

Однако здесь есть одно немаловажное отличие: в то время как на Западе работа, связанная с этим открытием, проводилась на протяжении десятиле­тий, в Китае она продолжалась в течение столетий. Поэтому понимание принципов инь-ян и пяти эле­ментарных процессов позволяют китайскому врачу открыть и применять бесценные знания, которые мастера накопили за многие столетия.


Семь
видов медицинских назначений

Китайские лекарственные растения обычно на­значаются в определенных сочетаниях, а не в чистом виде. Существует семь видов назначений в китайской медицине лекарственных растений, образно называ­емых «семью эмоциями лекарственных средств». Эти семь эмоций отличаются от семи эмоций, описы­вающих семь внутренних причин болезней.

Семь видов относятся к семи способам сочета­ния медицинских средств в китайских медицинских рецептах, а именно: «Единственный путь», «Вза­имное сочетание», «Взаимное усиление», «Взаим ное сдерживание», «Взаимное подавление», «Вза­имное сопротивление» и «Взаимное разрушение».

Если лекарственное средство состоит только из одного вида растения, оно называется «единствен­ный путь». Знаменитый женьшень (корень женьше­ня), пропаренный в воде, известный как «отвар единственного женьшеня», очень полезный для уси­ления жизненной энергии, служит классическим примером.

Когда два вида медицинских средств со схожи­ми свойствами используются в медицинском рецепте для усиления действия друг друга, то этот вид на­значения называется «взаимное продвижение». При­мером может служить отвар пинеллии. состоящий из бан-ся (корневища пинеллии) и шэн-цзян (кор­невища имбиря), который очень эффективен как противорвотное средство.

Если используются другие виды лекарственных растений для усиления действия основного, этот вид называется «взаимное усиление». Примером служит хуан-лянь (корневище желтого лотоса) и хуан-лин (корень шлемника) для усиления действия да-хуан (корня и корневища ревеня) в «отваре для ослабле­ния огня в желудке», предназначенного для умень­шения воздействия на желудок микроорганизмов.

Когда применяются два вида лекарственных средств, они оба или одно из них ограничивают воздействие другого, и этот вид называется «взаим­ное сдерживание». Например, бан-ся токсично (по­добно западному антибиотику), и если оно будет в избытке, то окажется вредным для больного; одна­ко если добавить несколько кусочков имбиря (кор­невища имбиря), его токсичность окажется под кон­тролем.

Когда оба вида лекарственных средств (или одно из них) подавляют действие другого, это «взаим­ное подавление». Имбирь обладает способностью ус­транять «холод» и вызывать «тепло»; но если добавить хуан-лянь (корневище желтого лотоса), обладающий способностью детоксикации и устранения «жара», он воспрепятствует воздействию имбиря. Этого вида вза­имного подавления избегают в медицинских назна­чениях и врачам помогают «Песни девятнадцати зап­ретов». Тем не менее этот вид назначений очень по­лезен для нейтрализации воздействия лекарственных растений, принятых по ошибке.

Если в результате использования двух видов ле­карственных растений возникают сильные побоч­ные эффекты, это «взаимное сопротивление». На­пример, бан-ся (корневище пинеллии) и чуань-сюн (корневище бирючины) - острые и теплые. Когда они применяются вместе, увеличивается токсич­ность бан-ся, тем самым вызывая вредные побоч­ные эффекты.

Мастера прошлого завещали «Песню восемнад­цати сопротивлений», чтобы предостеречь от соче­таний определенных растений.

В то же время два токсичных растения, которые принесут вред, если их использовать по отдельнос­ти, могут подавлять токсичность друг друга, когда их применяют вместе, или одно безвредное растение может нейтрализовать токсичность другого. Такой вид назначения называется «взаимное разрушение». На­пример, ба-доу (плод кротона) токсичен, но это эф­фективный антибиотик, если правильно его исполь­зовать.

Однако если ничего не подозревающий больной съест тарелку вареной зеленой фасоли, то действие антибиотиков будет сведено к нулю, потому что зеленая фасоль нейтрализует токсичность ба-доу.


Краткое описание китайской фармакологии


От китайского врача требуется, чтобы он знал огромное количество лекарственных средств, кото­рые классифицированы по группам, чтобы ему было удобно ориентироваться: например, средства для регулирования жизненной энергии, укрепления кровеносной системы, стабилизации эмоций, уст­ранения жара, избежания запоров, для потоотде­ления, средства, используемые как противоядия, и средства для наружного применения.

Лекарственные средства подразделяются на три основных класса: лекарственные растения, укреп­ляющие организм, например, женьшень и средство животного происхождения - оленьи рога - при­надлежат к первому классу: средства, восстанавли­вающие психологические и физиологические фун­кции, - ко второму классу, а те, которые на Запа­де называют антибиотиками и которые китайцы именуют ядами. - к третьему.

Ниже приводятся примеры краткой информа­ции, которая обычно включается в китайский фар­макологический перечень. Из-за экономии места мы приводим здесь по одному примеру из каждого клас­са. Читателям, интересующимся китайскими лекар­ственными растениями, следует обратиться к хоро­шей фармакопее.

 

Женьшень (корень женьшеня), «человеческий корень»

Сладок вкус целебного корня, Нет растения лучше женьшеня: Укреплять он может здоровье, Утолять сильнейшую жажду И питать, и лелеять все время.

Сведения о растении

Принадлежит к семейству аралиевых. Корень ис­пользуется в медицине. Произрастает в Северо-Восточном Китае и Корее.

Свойства

Теплый. Сладкий, горьковатый вкус. Течет в ме­ридианах селезенки и легких.

Применение

Эффективен для усиления первоначальной энер­гии. Применяется при коме и астении. Благотвор­но влияет на кровь и образует жидкость. Улучшает аппетит и укрепляет организм. Дает положитель­ные результаты при лечении астении, бессонни­цы, анорексии, импотенции, диабета, отека ко­нечностей, поноса, одышки, а также при дефи­ците ян и внезапной потере энергии.

Сочетания

В качестве «отвара женьшеня» употребляется для укрепления организма. В сочетании с фу-цзы (кор­нем аконита) в «отваре женьшеня и аконита» ис­пользуется при потере крови и для усиления жиз­ненной энергии, в сочетании с фу-цинь (пори-ей), бау-шу (корневищем атрактилодиса) и гань-цао (корнем солодки) в «отваре «Четыре господина» - при общей слабости после про­должительной болезни.

Количество: 5-15 г.

Предупреждение

Нельзя употреблять при простуде и высокой тем­пературе, при «плотных» заболеваниях и травмах внутренних органов. Действие женьшеня подав­ляется у-лин-цзы (пометом птиц отряда трого-нов) и уничтожается ли-лу (чемерицей черной).

Юань-чжи (истод тонколистый), «прозорливое честолюбие»

Юань-чжи - прекрасное средство:

Память оно укрепляет, от тревоги оно избавляет,

Язвы лечит, от страха спасает;

А природа его - тепло.

Сведения о растении

Кора и корень используются в медицине. Произ­растает в провинциях Хэнань и Шаньси.

Свойства

Теплый, горький. Течет в меридианах сердца и почек.

Применение

Стабилизирует эмоции. Устраняет блокировку в меридианах сердца и почек. Избавляет от трево­ги, слизи. Эффективен при страхах, потере па­мяти, бессоннице, кашле; лечит язвы на коже.

Сочетания

С фу-цинь (пория). бо-цзы-жэнь (семена туи био-ты), май-дун (корень ворсянки), тянь-дун (ко­рень спаржи), женьшень (корень женьшеня), лань-шень (корень шалфея), юаньЛшень (корень норичника), у-вэй-цзы (плоды лимонника), ди-хуан (корень рехманнии), цзе-гэн (корень пла-тикодона), суань-цзао-жэнь (семена унаби), дан-гуй (корень дудника) в качестве «укрепляющего болюса Царя Небесного» применяется для избав­ления от сильного беспокойства, при дефиците «крови сердца», при плохой памяти и различных душевных недомоганиях. После нагревания и за­мачивания в вине используется как наружное средство для лечения язв на коже.

Количество и лечение

3~15 г. Применяется сырым, или приготовлен­ным с медом, или нагретым.

Предупреждение

Нельзя употреблять при дефиците сердечной и почечной энергии; при болезнях, вызванных бо­лезнетворными микробами, и при рвоте кровью.

Хуан-лянь (корневище желтого лотоса)

Желтый лотос, может быть, очень горький и хо­лодный,

Но застойные явленья уничтожит без проблем в животе и в сердце нашем,

Жар и яд с улыбкой легкой он развеет,

Укрепляя и желудок, и кишечник.

Сведения о растении

Растение семейства Coptidis Как лекарственное

средство используется корень. Произрастает в про­винциях Сычуань, Юньнань, Гуйчжоу, Хубэй и уездах Аньвэй и Линся.

Свойства

«Холодный» и горький. Течет в меридианах серд­ца, печени, селезенки, желудка, желчного пу­зыря и толстой кишки.

Применение

Охлаждение крови и уничтожение «огня». Сушит «сырость» и избавляет от «жара». Ликвидирует за­стой и нейтрализует яд. Утоляет жажду и снимает беспокойство. Полезен при поносе, вызванном болезнетворными микроорганизмами, при рво­те, возникшей из-за пищевого отравления и вне­шних патогенных факторов, при болезненных и опухших глазах, при язвочках в ротовой полос­ти, при носовом кровотечении и различных яз­вах на коже.

Сочетание

С му-сян (корень оклендии) в качестве «болюса душистого лотоса» применяется для лечения ди­ареи и при обильных, красноватых и беловатых, густых вагинсшьных выделениях. С у-чжу-ю (плод эуодии) - в качестве «золотой таблетки» для пре­кращения рвоты. С хуан-лин (корень шлемника), шань-чжи (корень питтоспоры) и хуан-бай (кора бархата) - в качестве «отвара из желтого лотоса для очищения» для лечения различных язв на коже, сыпи и других кожных заболеваний.

Количество и лечение

5-15 г. Используется сырым или жареным.

Предупреждение

Пригоден для лечения только инфекционных за­болеваний и не применяется при дефиците энер­гии в желудке и селезенке.

Хорошее знание многочисленных лекарственных растений и их свойств, безусловно, совершенно необходимо для работы китайского врача. Но этим его работа не ограничивается. Он назначает не только определенное лекарственное растение в соответ­ствии с жалобой больного, но и ряд растительных средств для восстановления здоровья. Например, когда пациент жалуется на газы в желудке, рвоту и кашель с большим количеством мокроты, врач не говорит: «Послушайте, у вас тяжелый случай. Да­вайте лечить ваши недуги по очереди. Возьмите это для избавления от газов в желудке, это для прекра­щения рвоты, это от кашля, а это для устранения слизи».

Вместо этого он оценивает состояние больного холистически, вырабатывает стратегию и тактику, затем назначает соответствующее средство. В данном случае это будет «душистый отвар "Шесть господ"».

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека