Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Питание по системе пяти элементов

Китайская философия долголетия

Напрасная попытка извлечь из простого сырья благородный металл золото — вот только один из примеров стремления Запада к техническому прогрессу, стремления, которое определило развитие нашей цивилизации. В Китае же целью, которая принесла множество культурных достижений, в том числе ТКМ, а с ней и науку о питании, было стремление к бессмертию или, по крайней мере, к по-настоящему долгой жизни. Этим Китай обязан даосизму, который черпает знания и опыт в наблюдении за природой и понимании космической природы взаимосвязей.

Одной из главных тем даосизма является учение о движении. Оно утверждает, что во всем космосе не существует неподвижного состояния — все находится в постоянном движении. А если какое-то состояние и кажется нам неизменным, причина в том, что процесс возникновения или распада происходит настолько медленно, что мы не в состоянии его заметить. Понаблюдайте пару лет за каким-нибудь камнем или горой, и они покажутся вам абсолютно неподвижными, не подверженными никаким видимым изменениям. Если же взять гораздо более долгий период времени, изменения станут очевидными. У природы счет идет не на года, а на миллионы лет.

Мы, люди, тоже переживаем постоянный процесс изменения, и в большинстве случаев нам неведомо, что принесет с собой будущее. Чтобы избежать подобной неопределенности, люди пытались выяснить, каковы же закономерности, по которым происходят эти изменения. Когда становится понятным, как происходит то или иное событие, оно становится предсказуемым, вычисляемым и перестает внушать страх. Именно боязнь неопределенности является важнейшим двигателем философии, религии, культуры и технического прогресса. В Китае поиск избавления от извечных человеческих страхов — несчастья, болезни и смерти — привел к возникновению даосизма. Развитие мудрости и познание происхождения бытия являлись целями учеников даосского учителя Лао-Цзы. Чтобы достичь высокого уровня духовной зрелости, к которому стремились эти люди, приходилось посвящать много времени духовным практикам. В отличие от последователей буддизма, пришедшего в Китай только в 500 г. н. э., они придавали перерождению относительно небольшое значение — их наивысшей целью было достижение бессмертия или, по крайней мере, долголетия. Все остальные потребности были подчинены этой задаче. Изначально стремление к долголетию подчинялось более высокой цели — достижению просветления, но со временем у философии долголетия появились собственные движущие силы. Изначальная цель — просветление — отошла на задний план, а достижение почтенного возраста в здоровом теле стало самоцелью, которая у китайцев превратилась в своего рода навязчивую идею.

Об этих стремлениях свидетельствуют многочисленные упражнения медитативного и лечебно-гимнастического характера. Одно из наиболее известных направлений — тай ци цюанъ. На другие терапевтические средства ТКМ — акупунктуру, гомеопатию, питание и особенно диагностику — вышеописанный ход событий также оказал решающее влияние. Принцип долгой жизни породил высокие требования к диагностическим умениям целителей, которые должны были не допустить возникновения болезнетворных процессов. Этому сопутствовали обширнейшие знания причин заболеваний.

В семьях целителей сокровища медицинских знаний хранились и передавались по наследству как тайные учения. Эта традиция, обусловленная политической и общественной структурой Китая, помогала сохранять чистоту и точную передачу учения, но отнюдь не ставила целью медицинскую помощь всему населению.

Профилактика, главная заповедь ТКМ, требовала большого умения, в том числе и умения распознавать болезнетворный процесс на ранней стадии. До наших дней сохранились методы медицинской диагностики, позволяющие распознать болезнь, а точнее, нарушение равновесия, прежде чем проявятся какие-то серьезные симптомы. Прослушав пульс на запястье в шести различных точках на двух уровнях, врач может сделать точные выводы о деятельности двенадцати органов и общей конституции человека. Еще один важный метод диагностики — внимательный осмотр языка: его цвета, формы, влажности, подвижности, а также цвета и вида налета на языке. Картина дополняется опросом пациента и осмотром его лица и тела. Так выглядит на практике процесс, предваряющий лечебную консультацию по питанию, цель которой — предупредить или устранить заболевание.

Раннее распознавание болезненных изменений предполагает и нечто иное — иную точку зрения. Болезнь желудка возникает не тогда, когда он начинает болеть. Прежде чем возникла боль, желудок был нездоров уже много лет.
Или до инфаркта пациент уже долгое время страдал, скажем, расстройством сна или внутренней тревогой, а это явные признаки болезни сердца. Шестьдесят процентов населения Германии жалуются на такие симптомы, как расстройства сна, внутренняя тревога, тошнота, запор, избыточный вес, усталость, недостаток сосредоточенности и другие так называемые функциональные нарушения. От всех этих недугов есть таблетки, но едва ли кто-то задается вопросом о подлинной причине нездоровья, а взаимосвязь между, казалось бы, обычными симптомами и проявившимся впоследствии серьезным заболеванием чаще всего остается невыявленной. В этом смысле традиционная китайская диагностика не творит никаких чудес. Она просто задает вопрос о происхождении симптомов и устанавливает взаимосвязи. Для того чтобы понять эти взаимосвязи, важно более подробно рассмотреть принципы устройства человеческого организма, которыми руководствуются китайцы.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека