Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Личностный рост: задачи, направления и динамика с точки зрения теории "спектральной психологии" Кена Уилбера

Областной психологический центр, г. Калуга

 В последнее время в психологической среде растет понимание того, что профессиональное совершенство психолога невозможно без его личностного роста. В самом деле, трудно представить себе, как "профессионал в области душевного здоровья", коим по праву считается психолог, может помогать другим людям решать их проблемы, если сам он полон тех же проблем. Каким бы множеством методик и приемов ни владел психолог, он должен, прежде всего, выступать как некий эталон, пример психологического здоровья и зрелости для своих клиентов.

В противном случае, все его советы и рекомендации будут выглядеть (сознательно или бессознательно) фальшиво. А это способно дискредитировать в глазах клиента не только самого психолога, но и психологию в целом. К тому же, с позиции гуманистической и трансперсональной психологии, психолог/психотерапевт, не проработавший данную проблему у себя, не в состоянии экологично, эмпатично работать над той же проблемой у клиента, не в состоянии подлинно "присоединиться" к ситуации клиента, не "проецируя" и не "отыгрывая" на нем свои собственные проблемы. Психолог/психотерапевт, не испытавший тот или иной метод на решении собственных проблем, вряд ли имеет профессиональное, да и моральное право применять этот метод на других.

Конечно, проблема личностного роста, внутреннего развития стоит не только перед психологами, но и перед педагогами. Ведь педагоги оказывают огромное влияние на психическое состояние своих подопечных и формирование их характера, закладку многих жизненных программ и моделей. Незрелый личностно, психологически нездоровый педагог закладывает патологические стереотипы личности, характера и взаимоотношений в подрастающее поколение, порождая еще один виток порочного круга в социуме.

Личностный рост, внутренний рост является эволюционно необходимым процессом и единственным залогом психологического, этического и духовного здоровья индивидуума, а значит и его социального и физического здоровья тоже.(2)(3).

Таким образом, мы видим насколько актуальна концепция личностного роста и ее практическое понимание и применение. Среди теоретических разработок, посвященных этому вопросу, можно отметить, прежде всего, работы А. Маслоу и К. Уилбера.(2)(4)(5)(6). Нам представляется необходимым и своевременным рассмотреть теорию "спектральной психологии" Кена Уилбера в применении к концепции личностного роста. На наш взгляд, именно Уилберу удалось создать наиболее интегральную, синтетичную модель роста, развития человеческого сознания, позволяющую объединить взгляды различных психологических школ и получить наиболее адекватные выводы относительно уровня развития личности, социума, а также возможных путях их дальнейшего развития и терапии.

Концепция К. Уилбера интересна еще и тем, что включает в единый континуум личностного развития духовное, мистическое измерение, как неотъемлемые и высшие стадии такого развития. Если учесть, что ныне все большее внимание уделяется вопросам ценностей, ценностных ориентаций и их фундаментально-определяющего воздействия на формирование индивида и социума, то такая широта и полнота охвата всего человеческого опыта в модели Уилбера представляется очень своевременной и перспективной.

Рассмотрим теперь более подробно саму модель "Спектр сознания" Кена Уилбера. Отметим лишь, что мы взяли одну из "ранних редакций" (1979) уилберовской концепции (1)(5), дабы излишне не перегружать теоретическими проработками общую идею статьи. Желающих познакомиться с более детальными и более глубокими теориями и разработками К. Уилбера мы отсылаем к библиографии в конце данной статьи.(6)(7)(8)

Общая идея концепции наглядно представлена на графической схеме 1. В основе построения "Спектра" лежит фундаментальная для нашего обычного опыта дихотомия между субъектом и объектом, т.е. между "я" и "не-я", иначе говоря, между тем, с чем я сейчас, на данном этапе своего развития отождествляю, идентифицирую себя и между тем, с чем я не отождествляюсь. Граница между ними и задает собственно что включается в мою самоидентификацию на данном этапе развития, а что не включается и, следовательно, остается за гранями моего самосознания, т.е. остается в бессознательном, ином.

На первом, самом "примитивном", уровне спектра развития (уровень "маски") человек отождествляет себя с обедненным, искаженным я-образом, являющимся лишь фрагментом целого эго, при этом личность отвергает от себя некоторые собственные тенденции, психические склонности, такие, как например, гнев, самоуверенность, радость, эротические импульсы, враждебность, смелость, агрессия, влечение, интерес и т.д., которые представляются индивиду субъективно нежелательными, неподходящими, "плохими", "неприличными", "дурными" и т.п. Они образуют "тень", теневые аспекты "я" (в терминологии К. Юнга). Эти отвергаемые аспекты себя, начинают приписываться другому, т.е. проецироваться на другого, а индивид отождествляется только с тем, что осталось, с суженным, неточным образом себя - "маской".

Причина проекции - сопротивление личности признанию наличия у себя тех или иных черт. Одним из индикаторов проекции служит преувеличено сильная эмоциональная реакция на окружение (людей, ситуации). То в нашем окружении, что вызывает сильные эмоции в нас, вместо того, чтобы просто информировать нас - обычно наши проекции. То, что беспокоит нас, досаждает нам, расстраивает нас, вызывает отвращение или напротив - притягивает нас, чарует нас, одерживает нас - отражение нашей "тени". Отвергнутые, диссоциированные аспекты личности, "тень", могут проявляться в качестве симптомов - страхов, вины, депрессии, тревоги и т.д.

Схема 1 - можно взять здесь csema.zip (файл WinWord doc)

Ключ к терапии данного уровня, к переходу на более зрелый уровень личностного развития в Спектре сознания - интеграция "тени", т.е. создание контакта, коммуникации между "маской" и вытесняемой в бессознательное "тенью". Осознать, что симптом - просто сигнал, символ какой-то теневой бессознательной тенденции. Необходимо "услышать", начать знакомиться с неудобными чувствами, чертами, симптомами. Это значит позволить себе почувствовать свою тревогу, боль, отвергнутость, раздражение или депрессию. Научиться принимать себя с ними. Залечить внутренний раскол. Вернуть отвергнутое (подавляемое, проецируемое) "домой" (в сознание). Восстановить целостность эго. "Маска" + "тень" = эго. Большинство психотерапий запада работают с внутрипсихическим конфликтом, интеграцией "тени", пытаясь сделать бессознательное осознанным, укрепляя эго, развивая зрелый устойчивый верный образ себя. Это, прежде всего, психоаналитическая эго-психология, рациональная терапия, транзактный анализ, определенные аспекты гештальт-терапии и психодрамы.

Следующий уровень Спектра - уровень "эго". На этом уровне развития личность отождествляет себя с более или менее четкой ментальной репрезентацией себя (образом себя), идеей себя. За границей самоидентификации, "отвергнутым в иное", здесь оказывается соматическая реальность, тело. Человек оказывается расщеплен на лишенную тела "душу" и отделенное от души тело, при этом сам человек отождествляется с разумом, душой, эго. Он говорит: " Я имею тело", а не "Я есть тело".

Он чувствует себя в теле, но не как целостность тела-ума. При такой самоидентификации преобладают интеллектуальные и символические процессы представления себя и своих частей; эго отождествляет себя с контролированием и манипулированием произвольными процессами. В сущности, эго - это идея о себе, идеализированный образ себя. Однако, такому идеализированному (и как бы "вечному, бессмертному" в своем идеале) эго противостоит неконтролируемое, непроизвольное в своих процессах тело.

Главная причина дуализма здесь - страх смерти, стремление увековечить свое "я" в неизменных образах, боязнь тела, боязнь неконтролируемого, непроизвольного. В теле обитают живо и ярко сильные ощущения, чувства и эмоции, покушающиеся на контроль эго, и, к тому же, многие из них являются социальными табу. Тело становится объектом подавления и вытеснения, эго "замораживает" тело, делая его бесчувственным, неосознаваемым. Человек теряет связь с единством тела и ума, единством чувства и внимания. "Ясность чувства-внимания разбита, на его месте навязчивое мышление - с одной стороны и диссоциированное тело - с другой стороны".(4)

Ключ к терапии данного уровня, к переходу на более зрелый уровень личностного развития в Спектре сознания - интеграция эго и тела, возвращение чувствительности тела через осознавание его и тех аспектов целостного тела-ума, которые были вытеснены в бессознательное. (Т.е. в тело, прежде всего.

Речь идет о телесных зажимах, "блоках", в которых удерживаются подавляемые порывы и эмоции.) Здесь используются методы, направленные на актуализацию целостного бытия человека, не разорванного на "эго" и "тело". Не воссоздавать уточненный ментальный образ целостного организма, а быть этим целостным организмом, в смысле переживания (experience) себя им. Ф. Перлз выразил эту задачу так: "Цель - в том, чтобы расширить границы того, что вы принимаете в качестве образа себя, включая все органические проявления".(1). Исцеление раскола между умом и чувствами в теле, между намеренным и спонтанным ведет к изменению чувства "я" и реальности.

Начиная ощущать непроизвольные телесные процессы как себя, личность начинает принимать как совершенно нормальное то, что она не в состоянии контролировать, легче принимать спонтанное. Больше нет нужды контролировать себя, чтобы принимать себя.

Нет больше ощущения себя жертвой своего тела, спонтанных процессов. Целостный организм ("кентавр" по терминологии К. Уилбера, т.е. тело+эго) - вне эго контроля, он одновременно и произвольный и спонтанный. У личности развивается глубокое чувство ответственности, не в смысле сознательного контролирования всего, что происходит, но в смысле, что личности не нужно больше обвинять других или хвалить других за то как она себя чувствует. Личность переживает себя как источник всего себя. Человек отказывается от хронической и бесплодной практики руководить творением, навязчиво манипулировать собой и миром или маниакально контролировать их. Это осознание дает чувство свободы, переживание полноты текущего момента. "Вернуться к кентавру - значит осознать, что умственное и физическое благополучие уже есть внутри нашего целостного психофизического организма". (К. Уилбер).(4)

Терапиями, направленными на достижение этой целостности, "кентавра", будут "телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ" А. Лоуэна, гештальт-терапия, экзистенциальная психология, гуманистические телесно-ориентированные подходы (рольфинг, полярная терапия, сенсорное осознание и др.), идеи и практические разработки Р. Мэйя, К. Роджерса и А. Маслоу.


Следующий уровень Спектра - экзистенциальный уровень, уровень "кентавра", где личность отождествляет себя со своим тотальным психосоматическим организмом. Это уровень "самоактуализации" А. Маслоу и Голдстейна, "автономности" Э. Фромма и Рисмана, "смысла жизни" Р. Мэйя, "личной автономии" Левингера, "аутентичности" С. Кьеркегора и Хайдеггера, уровень возникновения и поиска решения экзистенциальных вопросов, смысла жизни. На данном уровне граница самоидентификации проходит между целостным организмом, существующим в пространстве и времени, и средой, миром, т.е. между "я" и "иное", "я" и "другие". Это наивысший из уровней личностного/персонального развития - переживание интегрированного "я" (bodymind, "телоум").

Здесь происходит столкновение с проблемой бытия и небытия, с личной конечностью и смертностью, поиск "мужества быть" (по выражению П. Тиллиха) перед лицом осознания неизбежности собственной смерти. "Найти в жизни настоящий смысл - это значит принять и смерть, присутствующую в жизни, подружиться с непостоянством всего существующего, освобождая весь свой разум-тело и отпуская его с каждым выдохом в пустоту. ...

Это значит - с каждым вдохом становиться возрожденным и полностью обновленным". (4).
На этом уровне возникают специфические проблемы развития: "1) экзистенциальная депрессия, или мировая депрессия, или ступор жизни перед лицом кажущейся бессмысленности бытия; 2) не-аутентичность (Хайдеггер) - недостаток или отсутствие глубокого осознания-принятия собственной конечности и смертности; 3) экзистенциальная изоляция - при достаточно сильном, зрелом эго - ощущение себя "не от мира сего", "не дома" в знакомом и привычном мире; 4) сорванная самоактуализация; 5) экзистенциальная тревожность/беспокойство из-за переживания угрозы потери или смерти своего само-рефлексирующего бытия-в-мире". (8).

Терапиями, помогающими решать эти экзистенциальные проблемы и кризисы и перейти на новый уровень человеческого развития, будут экзистенциально-гуманистические подходы, религиозная/духовная практика, методы, помогающие переносу акцента с персонального на трансперсональное.

Общая стратегия: чем более "я" оказывается познанным для себя самого, чем более способно освободиться от эгоцентрических, основанных на стремлении к контролированию и власти, неаутентичных способах своего бытия, тем более оно обретает почву в автономности, т.е. обретает смысл в самом себе, а не во внешнем. Сознание углубляется, интериоризируется во внутрь, открываясь в себе Бытию, и, бесстрашно переживая Бытие, отождествляясь с самим Бытием, обретает возможность дальнейшего, трансперсонального развития. Раскол между психофизическим организмом и средой может быть исцелен на основе обретения в себе переживаний универсального единства всего сущего, на основе собственного духовного, трансперсонального, мистического опыта.

Переходя к следующим уровням развития в Спектре сознания, мы покидаем сферу чисто личностного развития, сферу более-менее нам знакомую повседневно и изученную западной классической психологией и входим в мир, где начинаем соприкасаться с сознанием, которое превосходит индивидуальное и раскрывает человеку его надличное, трансперсональное "я".

Итак, следующий по порядку уровень Спектра, своеобразный промежуточный этап от личностной самоидентификации к ультимативной самоидентификации - "Трансперсональные области/диапазоны". Здесь личность уже не ограничена в своей самоидентификации пределами своего отдельного организма, хотя человек еще не осознает своей полной тождественности с Целым, "Всеединым". Это сфера архетипов, "коллективного бессознательного" К. Юнга, "сверхсознания" Р. Ассаджиоли, "пиковых переживаний" и "плато переживаний" А. Маслоу. Сфера сверхличностного сознания, переживания самоидентификации как "неподвижного Я-Свидетеля", способного отстраниться и разотождествиться от тела, личных желаний, эмоций, чувств, мыслей, эго (см. упражнение Р. Ассаджиоли по разотождествлению), в результате чего "я" предстает чистым центром сознания, осознавания, беспристрастным свидетелем всех этих мыслей, эмоций, желаний и пр. Это также уровень, где переживаются такие феномены, как способность отождествляться с иным - другой личностью, объектами и процессами природного мира, экстрасенсорные восприятия, "внетелесный опыт", предвидение и др.

Важно подчеркнуть, что трансперсональное переживается человеком непосредственно на опыте. К. Юнг писал, что "мистики - это люди с исключительно яркими переживаниями процесса коллективного бессознательного. Мистический опыт - это переживание архетипов".(1). По поводу "плато переживаний" А. Маслоу писал, что "оно включает видения символического или мифологического, поэтического, чудесного. Выход за пределы времени и пространства".(2). Именно благодаря подобным переживаниям человек может коснуться мира мета-мотиваций, трансцендентных ценностей, сверхиндивидуального сознания. Опыт, получаемый начиная с этого уровня Спектра сознания, обладает огромным смыслоорганизующим и смыслообразующим воздействием.

 Характерной особенностью трансперсональной области является примирение дуализма, в том числе, противостояния маски и тени, эго и тела, отдельного организма и среды. Преодоление этой раздвоенности одновременно является устранением предпосылок соответствующих неврозов (неврозов эго и экзистенциальных). Другими словами, можно сказать, что признавая глубины человеческой личности, выходящие за пределы индивидуального, отдельного бытия, человек может легко преодолеть неврозы, вызываемые ощущением отдельности, изолированного бытия, поскольку он больше не ограничивает себя такой идентификацией и, следовательно, он больше не привязан к своим личностным проблемам, учится смотреть на свои страхи, тревоги, депрессии, привязанности и навязчивые идеи (в широком смысле) отстраненно и непредвзято.

Терапии трансперсональной области открывают, возможно впервые, осознанное восприятие индивидуальных комплексов эмоционального и понятийного характера (которые определяют способность формирования и восприятия идей). И то, что человек может осознанно взглянуть на них, означает, что он может перестать пользоваться ими как фильтром, с помощью которого он оценивает и "отбирает" реальность. Более того, тот факт, что он способен воспринять их, означает, что он больше не отождествлен только с ними. У него появляется реальный выбор и реальная свобода.

Среди терапий, адресованных этому уровню Спектра, будут "психосинтез" Р. Ассаджиоли, "аналитическая психология" К. Юнга, подходы А. Маслоу, медитативные практики различных духовных традиций мира (например, для обретения и укрепления надличностного Свидетеля хорошо подходит классическая буддийская медитация Випассана). Конечный смысл их - углубление переживания своей "открытости" любым смыслам, любым частным проявлениям как своей изначальной природы.

Последним, ультимативным уровнем в Спектре сознания является "сознание единства" или абсолютное сознание, на котором сознание человека тождественно абсолютной и предельной/ультимативной реальности. Здесь нет больше переживания различия/границы между субъектом и объектом, познаваемым и познающим. Содержанием сознания является Бытие, Бесконечность, Вечность, Единство со всем. Нет больше Свидетеля сущего, индивид осознает, что он - сам сущее. "Переживание универсумом универсума". Это уровень, где окончательно исчезают, - как условные, иллюзорные по самой своей природе, - все дуальности: прошлое и будущее, субъект и объект, жизнь и смерть и т.д., где осознается абсолютная условность и обусловленность всех самоидентификаций.

"Сознание единства" - это не состояние, отличное или обособленное от других состояний, идентификаций, но условие и истинная природа (фон, основа) всех состояний. Оно есть "состояние просветления", "обретения святости", "слияния с Богом" мировых духовных традиций. Об этих состояниях мы знаем благодаря описаниям переживаний достигших их духовных практиков - подвижников, йогинов, просветленных, имеющихся во всех религиях и мистических учениях человечества: в Христианстве, Буддизме, Даосизме, Веданте, Суфизме и пр. Человек, достигая этого уровня, словно бы пробуждается от долгого и запутанного сна, чтобы обнаружить то, что в глубине он знал всегда: он, как обособленное "я", не существует. Его подлинное "я", которое есть Все, никогда не рождалось и никогда не умрет. "Есть лишь Сознание-как-Таковое, абсолютное и всепроникающее, озаряющее все условия существования и принимающее их форму, источник и сущность всего возникающего в каждый момент, безусловно лежащее в основе всего этого мира восприятий, но не отличное от него. Все вещи - лишь рябь на глади этого океана; все возникающее - лишь движение единого". (4).

Итак, перед нами прошли все уровни Спектра сознания, известные и доступные человеку. "Спектр сознания" К. Уилбера объединил в едином континууме весь доступный и возможный человеку опыт самопереживания, представив личность как многоуровневую манифестацию Сознания.

Каждый уровень Спектра имеет свои различаемые и определяющие переживания самоидентификации, свои ограничения, симптомы, проблемы, свои эволюционные задачи, потребности, направление и методы роста и перехода на следующий, более высокий уровень (каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие) полного спектра человеческого потенциала. И здесь мы должны отметить параллели с теорией иерархических потребностей А. Маслоу.

 Невротическим потребностям соответствует в Спектре уровень маски/тени, основным потребностям - уровень эго и экзистенциальный уровень (самооценка, самоактуализация), а метапотребностям - уровень трансперсональных диапазонов (самотрансценденция) (1)(8). Можно, также, усмотреть параллели с теорией уровней развития моральности Л. Колберга: соответственно - доморальный уровень (pre-conventional), уровень конвенциональной морали, уровень постконвенциональной морали и автономной морали (universal-spiritual) (8).

Кроме того, Уилберу удалось, на наш взгляд, осуществить попытку представить объединенную теорию, интегрирующую различные западные школы психологии и традиционные восточные и мистические психологии. Различные школы просто адресованы различным уровням и стадиям в Спектре сознания, спектре общечеловеческого опыта роста.

Таким образом, концепция "личностного роста" (или "внутреннего роста") в лице теории "Спектральной психологии" Кена Уилбера получает своеобразную "навигационную карту" для движения личности к развитию, где четко обозначен универсальный маршрут, признаки проходимых стадий, конечная цель и общий смысл пути, отвечающий наиболее сокровенным исканиям и чаяниям человечества в стремлении к самосовершенству.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека