Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Кен Уилбер, как основатель интегральной теории

О Кене Уилбере.Манджушри с ThinkPad’ом.

Одним из более эффективных способов, каким я представляю себе Уилбера и его работу, является видение его как Бодхисаттвы, служащего просветлению всех сознающих существ, что есть практическое определение бодхи-саттвы (санскр. бодхи =  просветление; саттва = бытие, существо). Трудясь под его руководством почти десять лет, я лично видел внушительную силу и виртуозность, до которой он доводит то, над чем работает. И единственным другим доказательством этого личного наблюдения будет чтение и глубокое понимание его книг и статей.

Манджушри – это буддийский бодхисаттва, обычно ассоциируемый с буддизмом Махаяны и Ваджраяны, и особенно с Мадхьямикой (или «Срединным Путем») и её учением Пустотности (шуньяты). Это мировоззрение, с которым философия Уилбера наиболее близко граничит. Как сам интегральный философ объяснял в своём интервью из середины 1990-х: «Я буддист с большим стажем практики, и многие из ключевых идей в моём подходе являются буддийскими, или вдохновлены буддизмом. Прежде всего, Нагарджуной и Мадхьямикой; чистая Пустота и изначальная Чистота также являются «центральной философией» моего подхода. Также Йогачара, Хуаянь, многое из Дзогчена и Махамудры, и да, основы Абхидхармы… И снова, я пытаюсь взять лучшее от каждой из этих традиций и свести их воедино, надеюсь, плодотворным образом». Соединенные с западной мыслью (в её многочисленных формах), это действительно одни из основных ингредиентов уилберовского интегрального блюда.

Манджушри, как духовный герой, обычно изображается с «мечом» трансцендентной мудрости (праджня), который символизирует освобождающую правду просветления (или Бого-Реализации), состояние осознанности, реализации, которого в конечном итоге ищут все существа. Пламенный, обоюдоострый меч, который Манджушри держит над своей головой правой рукой, является символом бритвенно-острой различающей мудрости. Эта мудрость достигается глубоким проникновением в суть просветления, которое прорывается сквозь все частичные и относительные правды, чтобы раскрыть абсолютную правду Изначальной Реальности.

Соединенный с состраданием и осуществляемый как «искусные средства» (или упая), этот искренний Бодхисаттва использует интеллект, чтобы прорваться сквозь беспорядочную темноту затуманенного эгоического разума, раскрывая изначальную чистоту пробужденного сознания. В дополнение к этому, говорят буддисты, Манджушри называют «Мастером Слова» (вагишвара), которое, при сознательном и умелом использовании просветленным существом, является ещё одним инструментом освобождения, разрывающим путы неведения (или неверного знания), которые, как объясняет Роберт Турман, «ловят людей и богов в автоматических паттернах привычек цикличной жизни». Вот подходящий образ: пронзающий меч различающей мудрости в одной руке, священная книга или просветленное слово в другой. Это определенно изображает большинство работ Уилбера на уровне более глубокого понимания.

Итак, мне хочется видеть Уилбера как современного воплощенного Манджушри, сидящего с перекрещенными ногами в позе лотоса (у него длительный опыт медитации), орудующего своим просветляющим «мечом» неистового ума и различающей мудрости с целью прорубиться сквозь толщи ерунды, так сказать, увековеченной эго и социальной обусловленностью нашего страдающего мира, и в то же время отстаивающего просветленную осознанность, изначальную чистоту и ясное мышление.

Действительно, Уилбер уже стал одним из наиболее заметных на Западе сторонников медитации, заявляя (и демонстрируя), что эта техника внутреннего развития является не просто нарциссической регрессией к до-личностной океанической осознанности (непонимание, поощряемое ранними школами психологии и современными гуманитарными науками). Скорее, медитация - это инструмент позитивного развития в направлении трансперсональной или внутренней духовной зрелости.

Однако, вместо того, чтобы размахивать мечом высоко над головой, Уилбер записывает мысли в  желтом блокноте, а потом загоняет их в IBM ThinkPad  (или в ноутбук), и таким образом распространяет, фиксирует и публикует свои идеи. Вместо «прорубания» сквозь толщи невежества острой саблей, он скользит по клавиатуре (на пугающей скорости), создавая обширные серии слов и идей, которые, будучи верно понятыми, имеют силу рассеивать тьму и проливать свет на вашу собственную врожденную осознанность, которая «уже всегда здесь» в каждом сознающем существе.

Другими словами, как и следует гениальному Манджушри, Уилбер занят мастерской работой по уравновешиванию сострадания просветленного осознания с необходимостью пронизывающе-сияющей мудрости.

Это еще одна причина, по которой Уилбера лучше всего определять словом «пандит», которым в Индии называют святого учителя и ученого просветления, «защитника дхармы, интеллектуального самурая». Это контрастирует со священной ролью «Гуру» (санскр., букв., «тяжеловес»), или духовного «терапевта», который инициирует духовную передачу и личные отношения с учеником или посвященным, прямо и лично служит их кармическому очищению и пробуждению к просветлению.

Сходным образом, четко выявляя различные уровни спектра сознания, знаменитая уилберовская концепция до/над заблуждения (разбирается ниже) развилась в обоснованную систему, которая может определить различие между доличностным поведением поклонения (или культовыми организациями) и подлинными трансперсональными практиками (или духовными общинами).

Так, со своих ранних и до новейших работ, Уилбер всегда ставил себя в рамки отношений учитель-ученик, а не гуру-последователь. Тем не менее, он полностью осознаёт и поддерживает необходимость в обеих формах наставничества и духовного общения, особенно учитывая то, что оба метода являются важными и живыми инструментами, используемыми духовными традициями.

Американский пандит однажды объяснил свою позицию пылкого интеллектуала: «Мне посчастливилось обнаружить, что когда интеллект отполирован до состояния сияния, он является непреклонным защитником Правды и Красоты, выходя далеко за пределы своих собственных возможностей, и тем самым служит своему хозяину более чем верно». Слова Манджушри, даже в современной форме, все еще несут в себе великую способность пробудить и раскрыть правду врожденной просветленной осознанности, особенно учитывая то, что она парадоксально «уже всегда здесь» для каждого индивидуума.

Хотя несколько современных Манджушри живут сейчас в мире модерна/постмодерна (а их действительно несколько), их корни, так сказать, все еще находятся в этой «великой традиции» учения Просветления. И хотя эта «традиция» тоже эволюционировала в своем выражении с тысячелетиями, она связана со своими истоками линиями передачи многих просветленных духовных мастеров, женщин и мужчин, от буддистов, индуистов и суфиев к другим пробужденным мистикам через всю историю человечества. 

И Уилбер тоже находит корни и вдохновение в этой вечной мудрости, продолжая их безустанный труд как интеллектуальный пандит, указывая на само просветление. В действительности, на протяжении многих лет он обучался под прямым руководством ряда духовных Учителей из нескольких эзотерических традиций просветления (большинство, впрочем, буддийские – это его избранный духовный путь). Однако, важно понимать, что будучи ученым «пост-постмодерна», Уилбер не просто продолжает их традиционные до-современные мировоззрения и ценности, а скорее «переключил передачи» в Фазу-5 AQAL-охвата, включающую в себя достижения модерна и постмодерна, и полностью принимает во внимание «чудеса» современной науки (одновременно отторгая её негативные аспекты).

И этот момент должен быть кристально ясен: Уилбер крайне категоричен в том, что он не просто представляет усовершенствованную версию традиционного домодернового духовного взгляда (а именно, метафизического взгляда), который иногда называют «вечной философией». Скорее, что более точно, интегральное видение Уилбера представляет собой обновленный вариант базовых учений Пустоты (шуньяты) Нагарджуны и буддизма Йогачары (что слишком сложно для разбора в рамках этой статьи), хотя в конце они провозглашают, что конечная истина не может быть подытожена, а только реализована.

Тем не менее, обсуждение относительных феноменов (или «теорий всего»), с интегральной точки зрения Уилбера, должно включать все ветви науки, также как и недавно обретенные знания постмодерна, вдобавок к домодерновой мудрости духовности и религии. Поэтому, он предпочитает называть эти современные концепции, если это вообще нужно, «интегральной пост-метафизикой» (сложная тема, разбираемая далее в частях II и III).

Однако, как постоянно утверждается в его работах, и однажды сочувственно, но убедительно прозвучало в написанном мне е-мэйле: «моя позиция такая же, как у Нагарджуны: невозможно никак категоризировать Пустоту, даже вот так. Она не может быть постулирована, а только реализована». Или как подытожил один современный духовный мастер: «Правда раскрывается, а не публикуется». А потому, еще раз: настоящая Бого-Реализация, или само просветление, и практика и дисциплина, реализующие «То» (тат твам аси, «Ты Есть То») и только «То» – и является точно и по-настоящему тем, где же находится Уилбер, откуда он начинается, и что он из себя представляет, когда всё уже сказано и сделано.

Изъясняясь письменно интегральным языком, говоря как кентавр с визионерской логикой (термины Уилбера для интегрированной самости), и двигаясь в сторону просветленного понимания (или трансценденции всех стадий и состояний), американский пандит-бодхисаттва рисует картину освобождения, возможного для всех людей. Он сам назвал этот подход «освобождающим письмом», в том смысле, что его работа может быть включена в «великую традицию освобождающего письма, интеллекта на службе освобождения – помогая уничтожить притеснение, разрушить власть, избежать поверхностности, как бы старомодно все это ни звучало для современного уха».

Хотя, эта конкретная интегральная версия Манджушри постмодерна, сидящего в центре США, набивающая философию на IBM ThinkPad и выглядящая, как высокий, бритоголовый Будда, может показаться принимающей облик непочтительной медитирующей рок-звезды. При росте 6 футов 4 дюйма (193 см), Уилбер брил голову задолго до того, как это стало модно, из-за его ранней практики Дзэн и естественного облысения. Также заметим, что Эд Ковальчик из рок-группы «Live» и Стюарт Дэвис («Kid Mystic»), бритоголовый гений поп-музыки, оба друзья Уилбера, тоже разделяют схожий стиль в прическе.

В любом случае, гигант философии из Боулдера, наблюдая за собственными склонностями, иронично сказал: «Я часто описывал себя как североевропейского мыслителя, ведущего южноевропейский стиль жизни, и практикующего восточную религию – ну или что-то вроде того».

Бритоголовый американский буддист, не имеющий равных в современном фрагментированном мире философ, ещё одна манифестация Манджушри, Бодхисаттва различающей мудрости на службе освобождения всех существ, но на сей раз в облике «пост-постмодернового» интегрального видения? Ну, возможно да, или возможно нет, но он, по крайней мере, пытается.

Поэтому, подытоживая, я считаю, что для более глубокого понимания того, где же находится Уилбер, важно изобразить этого манджушри-подобного пандита как преданного защитника недвойственной реализации просветления в его наиболее чистой форме. Однако, поскольку он также собрал горы научных данных и кросс-культурных исследований в непротиворечивое целое, он раскрыл эволюционную сказку Космоса, которая описывает спектр сознания, разворачивающийся как «Дух-В-Действии».

Вдобавок, Уилбер обозначает основные контуры различных состояний, структур и стадий в эволюции сознания (индивидуально центрированных в «левом-верхнем квадранте») в виде отчетов от первого лица (или субъективных), взятых из его собственного личного опыта и медитативной практики, также как и из истории прежних просветленных исследователей.

Кроме того, как уже отмечалось, Уилбер, в конечном итоге, указывает на трансценденцию всего опыта, раскрываемую в сатори, или начальных проблесках просветленного состояния Бого-реализации. Так, с устойчивым фокусом, иногда определяемым как «указующие инструкции», Уилбер постоянно ссылается на «Свидетеля» всех этих многослойных стадий и различных состояний сознания, конечную истинную Самость (Атман), которая является истинным корнем правды всех существ и всей осознанности. И в гармонии с высшими недвойственными учениями, он идёт дальше, подтверждая лично, что сознание, в действительности, «является не Свидетелем, но недуальным сознанием, которое есть ни что иное, как сам Дух».

Позвольте мне передать слово интегральному первопроходцу просветления, чтобы он лучше объяснил это собственными словами:

Конечная реальность – в Свидетеле, а не в концепциях, правильном-неправильном. До тех пор, пока вы будете пытаться работать на уровне мыслей, концепций, идей и образов, вы никогда не поймете это…

Радикальное сознавание неопределимо, на это можно метафорично указать, сказав, что чистое сознавание есть чистая Пустота. Но, я повторяю, Пустота – это не концепция, это простая и прямая осознанность… Так что весь мир Формы возникает в вашей собственной бесформенной осознанности прямо сейчас. Другими словами, Пустота и Форма – не-два. Они обе являются Одним Вкусом в этот момент. И вы есть То. Правда. Пустота и Сознание – это два имени одной реальности, которая есть громадная Открытость и Свобода, в которой вся Вселенная возникает от момента к моменту, Пустота, имя которой – Дух.

Только это, в конечном счете, является тем, где действительно находится Уилбер, что вы можете осознавать или не осознавать, поскольку это на самом деле нигде и везде одновременно.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека