Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Психосинтез Роберта Ассаджиоли

Роберто Ассаджиоли и психосинтез. Представления Ассаджиоли о природе человека

Классическая психология в том виде, как она преподавалась вплоть до недавнего времени в европейских и американских университетах, рассматривает как данность единство индивидуума и отражает его как трансцендентную реальность. Для нее сознание, разум, воля, мораль и определенные классы эмоций ("плохих" или "хороших") - это неотъемлемые атрибуты данного индивидуума, в котором дух и материя, разум и страсть, Бог и дьявол ведут бесконечную борьбу за обладание его бессмертной душой. Наделенный "свободой воли" индивидуум может и должен выбирать свой путь. Будучи предоставлен самому себе, он, очевидно, двигался бы в сторону зла и материи, но с помощью благодати Бога и Сына Его (или Его вестников - основателей религий и духовных учений) индивидуум может спастись и вновь обрести утраченные Божественные дары.

Это идущие от Платона и христианства истоки психологии, с которыми боролся Фрейд, как представитель прагматического, эмпирического и научного подхода к природе и человеческому опыту. Будучи врачом, призванным помогать людям, страдающим расстройством психики и дезинтеграции личности, он задался целью априорно не принимать во внимание все сложившиеся теории о человеке как индивидууме и заново воспринимать лишь то, что видит собственными глазами. Изучая душевные заболевания, особенно острые неврозы, он установил, что имеет дело с процессами психологической адаптации и торможения, которые в действительности присутствуют в менее выраженной форме и в поведении вполне здоровых людей.

Это положило начало исследованию многих особенностей поведения человека, не вписавшихся в четкую картину, которую дает платонико-христианская психология или объяснявшихся сверхъестественными причинами. Фрейд анализировал сны и мистические откровения, шутки и великие произведения искусства, детские привязанности и предсказания пророков. Идеалы и идолы рушились от его прикосновения. Ведь источником их оказывались те же психологические процессы, которые происходят у душевнобольных. В чем же разница между убежденностью объявляющего себя Богом параноика и верой, которая двигала пророками древности? В чем отличие плодов "автоматического письма" невротика от Корана и других боговдохновенных книг? Если сны можно убедительно истолковать исходя из физических или психологических отклонений, то не подойдут ли подобные толкования и для видений святых?

Итальянский психолог Роберто Ассаджиоли, основоположник техники психосинтеза, стремился интегрировать глубинную психологию с модернизированными формами оккультизма, платонико-индуистского подхода к Богу и человеку. Эти два направления в психологии, дополняя друг друга, стали важными ответами на очевидные потребности растерявшегося в мире машин человечества.

После войны Ассаджиоли взялся за решение давно уже стоявшей перед ним задачи - изложение концепции психосинтеза. Он писал мне, что работает над обширной рукописью, названной "От человека к человечеству", в которой излагались его психологические идеи. Особенно его интересовало новое, более детализированное, чем у Юнга, определение психологических типов с точки зрения изучения психологических отклонений, связанных с различными фазами духовного развития и различных видов групповых отношений.

Вот как сам он характеризовал основные тенденции своего особого подхода: "Диагноз недуга, влияющего в данный момент на психологию, вполне определенно указывает на то, какое необходимо лечение и каким образом мы можем инициировать новую, более творческую фазу ее развития.

Эта новая фаза, в отличие от того, что привело к нынешнему кризису, должна иметь в высшей степени синтезирующий характер. Ее характер и тенденции проявятся в целом ряде факторов. При этом необходимо учитывать следующие моменты:

1. Собирать воедино все доступные материалы, которые могут представлять ценность или быть полезными без каких-либо исключений, определяемых их источником, временем или местом появления.

2. Исходной точкой изучения человека должен стать его внутренний центр, то, чем он по сути является, а все прочие психологические, энергетические и внешние проявления должны рассматриваться в их живой связи с этим центром, который постоянно стремится координировать и синтезировать их в единую живую целостность.

3. Необходимо в полной мере учитывать все высшие надсознательные и духовные аспекты природы человека, которые психология оставляла прежде философии и религии, создавая разрыв, а нередко и конфликт между различными подходами к природе человека.

4. Принцип синтеза должен все шире применяться к групповой психологии и на его основе должна быть разработана межличностная психология, которая рассматривает различные виды групповой психики, от влюбленной пары и семьи до различных сообществ и человечества как единого целого.

5. Использование принципа синтеза в психологической практике, разработка метода и техники психосинтеза, направленного на полное и гармоничное развитие человеческой личности и придающего особое значение ее высшим и духовным аспектам.

Психосинтез доктора Ассаджиоли - это не только ответ на хаос, но и универсализация стремлений и интересов нашего поколения. Множественность энергий и акцентуаций, сложность глобальной открытости миру - вот факты, с которыми мы сталкиваемся. Ассаджиоли должен был сам соприкоснуться с ними, и это столкновение породило разрешение. Насколько полно удалось ему разрешить данный конфликт в личной жизни - не тема нашего рассмотрения. Но "структура разрешения" - принцип спасения, примирения противоположностей - отчетливо присутствует в его карте (индивидуальном гороскопе - прим. сост.). Психосинтез - интерпретация этой карты. На уровне личной жизни он отвечает тому глобальному планированию нового общества, которое сейчас происходит.

Здесь невозможно дать полный обзор представлений Ассаджиоли о природе человека в целом. Можно указать лишь следующее. Согласно Ассаджиоли, человек включает в себя:

1) низшее бессознательное, которое объемлет и порождает элементарную психологическую активность, управляющую телесными инстинктами и низшими страстями, "комплексами", снами, фантазиями низшего рода, проявлениями низшего "психизма", медиумизма и прочим;

2) среднее бессознательное, образуемое психологическими элементами, подобными элементам нашего бодрствующего сознания и легко доступными ему;

3) высшее бессознательное, или сверхсознание, откуда приходят высшие интуитивные озарения и вдохновение, - источник гениальности и мистических состояний;

4) бодрствующее сознание - часть нашей личности, которую мы непосредственно осознаем;

5) личностное сознательное "я", которое одновременно есть центр нашего сознания, включающий изменяющееся содержание сознания (ощущения, мысли, чувства и прочее);

6) духовное "Я", неизменный духовный центр, истинное "Я", фиксированное, неизменное, не поддающееся влиянию "потока сознания" или "состояний тела". Личное сознательное "я" служит всего лишь его отражением, проекцией в сферу личности. Данная концепция существования личностного "я", которое является всего лишь "отражением" духовного или истинного "Я" (непроявленного и в большинстве случаев неосознаваемого сознательным эго) типична для платонико-христианского подхода в психологии и тесно связана с идеями Елены Блаватской, с которой Ассаджиоли был знаком.

В то время как доктор Кункель стремится к восстановлению в человеческом сознании духовной реальности через христианскую мистику, Ассаджиоли движется аналогичным путем в русле древней и современной теософии. Так, нордический, германский подход дополняет средиземноморскую традицию, истоки которой нисходят к индуистскому трансцендентализму и учению Йоги.

Ассаджиоли отмечает, что "его концепция структуры нашего существа, позволяющая включить, координировать и охватить данные, получаемые из различных наблюдений и переживаний, не только дает возможность более широкого и объемлющего понимания драмы человека, его конфликтов и проблем, но и указывает средства их разрешения, "освобождения человека". Путь к такому освобождению, к избавлению человека от "фундаментальной изначально присущей ему неполноценности" к "миру, гармонии и силе" проходит через четыре стадии. Ассаджиоли описывает их так:

1.     Полное знание собственной личности.

2.     Контроль над различными ее элементами.

3.     Реализация своей истинной самости или по меньшей мере создание объединяющего центра.

4.     Психосинтез: формирование или реконструкция личности вокруг этого нового центра.

Не имея возможности охарактеризовать здесь подробно каждую стадию, укажу лишь, что последняя из них (процесс и реконструкция) включает три важные фазы:

а) использование энергии сил, высвобожденных предшествующим процессом анализа и дезинтеграции подсознательных комплексов и привязанностей; использование скрытых сил, возможностей и тенденций, которые мы прежде не использовали и которые существуют на различных внутренних уровнях (применение психодинамики).

б) развитие элементов, которых нам не хватает или которые неадекватны стоящим перед нами целям, посредством прямого их пробуждения, самовнушения, творческого самоутверждения или методического тренинга слабых или неразвитых способностей, подобного спортивным тренировкам или обучению пению, музыке и т.д.

в) координация и субординация различных психологических энергий и способностей в создании внутренней иерархии, устойчивой организации личности.

Этот подход является в большей степени теоретическим и философским, нежели чисто психологическим. Однако его структурная ясность и четко разработанная формула могут принести свои плоды.

Евсеев И.О. Основы психоанализа. М., Просвещение, 2001. – с.34

Евсеев И.О. Основы психоанализа. М., Просвещение, 2001. – с.42

Ассаджиоли Р. Методы и практика психосинтеза. М., Мир, 1993. – с.57

Ассаджиоли Р. Методы и практика психосинтеза. М., Мир, 1993. – с.59


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека