Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Атлас тибетской медицины

Краткое содержание главы 4 (продолжение), иллюстрируемой на листе 10

Лист содержит иллюстрации к разделу главы 4, посвященному связующим сосудам. Все связующие сосуды делятся на две группы: черные и белые, в зависимости от того, с каким первоэлементом они связаны. Так, черные сосуды связаны с первоэлементом "огонь", а белые сосуды - с первоэлементом "вода". Все черные связующие сосуды, или, в сущности, кровеносные сосуды, являются ответвлениями "черного сосуда жизни". Этот сосуд порожден сосудом-током "рома" в месте пересечения этим сосудом-током сосуда основания печени. Так как функцией черного сосуда является приумножение плоти и крови, его называют "сосуд жизни", а поскольку он наполнен только кровью, то имеет цвет, приближающийся к черному. Этот сосуд, толщиной с сердцевину бамбука, тянется от тринадцатого до шейного позвонка, тесно прилегая к позвоночному столбу. От "сосуда жизни" отходят двадцать четыре крупных сосуда, в функцию которых также входит приумножение плоти и крови. Из них восемь крупных сосудов являются внутренними, идущими к плотным и полым органам. Так, на уровне третьего позвонка от "сосуда жизни"отходит один сосуд к сердцу и два сосуда к легким; на уровне девятого позвонка отходит один сосуд к печени; на уровне одиннадцатого позвонка - один сосуд к селезенке; на уровне тринадцатого позвонка - один сосуд к самсеу; на уровне четырнадцатого позвонка отходят два сосуда к почкам. Шестнадцать крупных внешних сосудов, отходящих от "сосуда жизни", проходят ближе к поверхности тела и считаются видимыми. К шестнадцати внешним крупным сосудам относятся: два сосуда "черное острие", отходящих от вершины "черного сосуда жизни"; два сосуда "спящих", отходящих от сердца; два сосуда, связанных с печенью и называемых "подобный острию"; четыре больших сосуда, отходящих от "черного сосуда жизни" к каждой конечности; четыре пульсирующих сосуда, связывающих сердце с каждой конечностью; два пульсирующих сосуда, связывающих сердце с половыми органами.

В свою очередь двадцать четыре крупных сосуда разветвляются на сто восемьдесят девять более мелких, из которых семьдесят семь сосудов можно рассекать с целью кровопускания. Двадцать таких сосудов расположены на голове, тридцать четыре - на руках и восемнадцать - на ногах и руках плюс пять так называемых "пустотных" сосудов. Сто двенадцать сосудов нельзя использовать для кровопускания, поскольку нарушение их целостности чревато опасностью для здоровья и даже жизни. Из этих ста двенадцати сосудов двадцать восемь расположены на голове, тридцать шесть на руках и ногах, сорок восемь на туловище. Продолжая разветвляться далее, так что восемьдесят девять кровеносных сосудов превращаются в триста шестьдесят сосудов, из которых сто двадцать относятся к внешним сосудам, соединяя плоть с кожей, сто двадцать относятся к внутренним сосудам, соединяя полые и плотные органы, сто двадцать относятся к промежуточным сосудам, связанным с костями. В свою очередь,сто двадцать мелких внешних сосудов делятся на двести тридцать четыре более мелких, сто двадцать внутренних и сто двадцать промежуточных,мелких сосудов делятся каждые на двести тридцать три сосуда, образуя, таким образом, семьдесят очень мелких сосудов, которые в свою очередь делятся на мельчайшие сосуды, оплетая все тело и его органы подобно сети, и число их не поддается подсчету. (О белых , связующих сосудах см. л. 13.)

Первые шесть рисунков в верхнем картуше листа (рис. 115*-120*) завершают изображение линии последователей трактата "Многие святые мощи". Из них "Процветающий могучий с севера" (рис. 118*) является сыном Тэнцзина Гьепо (рис. 117*). В конце этой линии дано изображение далай-ламы V (рис. 121*), подписанное одним из его эпитетов: "Владыка доктрины сарваджня". Последние пять рисунков изображают линию преемников традиции трактата "Собрание восьми сущностей", или "Восемь составных частей науки врачевания", написанного Ашвагошей.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека