Библиотека
Атлас тибетской медицины
Краткое содержание главы 4 (продолжение), иллюстрируемой на листе 13
Лист содержит иллюстрации к разделу "Связующие сосуды". Все связующие сосуды делятся на две группы: черные (см. л. 10) и белые. Если черные связующие сосуды отходят от "черного сосуда жизни", возникновение которого связано с красным сосудом-током "рома", то прародителем белых связующих сосудов является белый сосуд-ток "кьянма". Этот мистический сосуд-ток дает, считают тибетские медики, начало формированию головного мозга - океану, продуцирующему все белые сосуды, иначе называемые водными, поскольку они связаны с первоэлементом "вода". Прежде всего от основания головного мозга опускается вниз, подобно корню растения, "белый сосуд жизни", сопоставимый со спинным мозгом. Автор трактата говорит, что этот "сосуд жизни" пролегает вдоль всего позвоночника, сначала имея толщину с сердцевину бамбука, затем постепенно утончаясь и сходя на нет к крестцу. Поражение этого сосуда смертельно опасно, поэтому он и называется "сосуд жизни". От основания мозга также отходят девятнадцать крупных белых сосудов, или "сосудов, производящих действие", связанных с "белым сосудом жизни". Тринадцать из них под названием "свисающие шелковые шнуры" соединяют плотные и полые внутренние органы, поэтому они получили название "скрытые сосуды". Эти сосуды включают в себя: четыре сосуда "пневмы", связывающие сердце и тонкую кишку; четыре сосуда "желчи", связывающие легкие, толстую кишку, печень и желчный пузырь; четыре сосуда "флегмы", связывающие желудок, селезенку, почки и мочевой пузырь; один сосуд всех трех физиологических энергий, идущий к самсеу, продуцирующему, по представлениям тибетских медиков, белую (мужскую) и красную (женскую) зародышевые жидкости.
Остальные шесть крупных белых сосудов соединяют мозг со связками и суставами конечностей тела и называются "внешние сосуды". Их повреждение влечет за собой главным образом нарушение двигательных функций конечностей. Эти сосуды можно подразделить на три пары. Одна пара внешних белых сосудов, именуемая "грозящие увечьем", отходит от затылочной части головного мозга и идет через плечо и локтевой сустав к большому пальцу руки. Их повреждение грозит увечьем руки. Вторая пара больших белых сосудов называется "трубки". Они отходят от головного мозга в районе затылочного родничка, идут справа и слева от первого шейного позвонка, в районе пятого позвонка соединяются со спинным мозгом, а в районе четырнадцатого позвонка с самсеу и почками, давая ответвления. Затем, проходя по бедру и коленной чашечке, они доходят до вогнутой части стопы. Третья пара больших белых сосудов называется "удивительные". Они отходят от головного мозга в районе мочек ушей и идут вниз до мизинца руки. Повреждение этой пары больших белых сосудов влечет за собой появление различных симптомов удивительных заболеваний, поэтому они и называются "удивительные".
От этих шести внешних сосудов отходят шестнадцать более мелких белых связующих сосудов, изображенных на фигурах спереди и сзади (рис. 28-69).
Рисунки в верхнем картуше листа продолжают изображение сонма божеств-хранителей в традиции школы Ютхокпы.