Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Атлас тибетской медицины

Краткое содержание глав 65-73, иллюстрируемых на листе 45

Глава 65 "Врачевание заболевания "языки пламени"".

Причина заболевания: увеличение крови и "желчи" из-за неправильных питания, или поведения, или влияния демонов вызывает жар и увеличивает "желтую воду", которые разносятся "пневмой", вызывая заболевание "языки пламени". Различают заболевания, проистекающие от "пневмы", "желчи", "флегмы" и ранений. Они бывают внешние, накожные в виде красной сыпи и внутренние, поражающие сердце, легкие, печень, почки, селезенку.

Глава 66 "Врачевание заболевания "суръя", или "солнце"".

Механизм заболевания таков: "дурная" кровь, возникшая в результате неправильных питания или поведения, кровь, оставшаяся в теле при полостных ранениях, и кровь, "рассеянная по телу" - то есть та кровь, которую нельзя удалить путем кровопускания, а также вовремя не отворенная кровь, несущая жар заразных болезней, и "желтая вода" - все они концентрируются у входа кровеносных сосудов в полые и плотные органы, порождая на них круглые болезненные гнилостные опухоли, которые, созрев, начинают источать гнойно-кровяную субстанцию. Заболевание "сурья" может поражать легкие, печень, почки, желудок и толстый кишечник.

Глава 67 "Врачевание опухания "шишек""1

Врачевание опускания "шишек" или восьми железоподобных образований, называемых "менву". Оно происходит в результате воздействия на "менву"крови и "пневмы", смятенных физическими перегрузками. Описанию симптоматики заболевания и методики лечения посвящено в основном содержание данной главы.

Глава 68 "Врачевание распухания мошонки".

Общей причиной распухания является смятение "низвергающегося" тока "пневмы" из-за неправильных питания, поведения или влияния демонов. "Низвергающий" ток "пневмы" поворачивает вспять и вторгается в мошонку, вызывая ее распухание. Различается шесть разновидностей болезни : проистекающая от "пневмы", от "желчи", от "флегмы", от жира, от мочи, от тонких кишок. Каждая из этих разновидностей характеризуется своими симптомами. Например , распухание, связанное с воздействием "желчи" - красное, горячее, гнойное, а распухание, связанное с "флегмой",- тяжелое, твердое, без огня.

Глава 69 "Врачевание болезни "опухание ноги"".

Общей причиной болезни является увеличение "флегмы" и крови из-за неправильных питания, поведения, влияния демонов, а также длительного пребывания в сырости. Различаются три вида "опухания ноги" : проистекающее от "пневмы" - грубое, темного цвета; проистекающее от "желчи" - горячее, желто-красного цвета; проистекающее от "флегмы" - чувство тяжести в теле и ногах, небольшие боли, появление желваков.

Глава 70 "Врачевание изъязвления (прободения) промежности".

Оно может возникнуть от ее застуды при постоянном сидении на тонкой подстилке, не защищающей от холода, или просто на сырой земле, а также от изнурительной верховой езды. В промежности сначала появляются гнойные прыщи, затем припухшее изъязвление, источающее гной различной консистенции. При этом наблюдается потеря аппетита. Обострение болезни сопровождается истечением мочи и кала через изъязвленную промежность. Существует несколько разновидностей этого заболевания, связанных с преобладающим влиянием на его возникновение либо одной из физиологических энергий, либо их пары ("пневма" - "желчь", "пневма" - "флегма", "флегма" - "желчь"), либо всего их комплекса, каждая из которых характеризуется своими симптомами.

Глава 71 "Врачевание детей. Необходимое для новорожденного".

Появление новорожденного сопровождается либо благостными, либо неблагостными приметами. Когда ребенок появляется головой вперед и лицом кверху, когда его пуповина обернута вокруг верхней части туловища, верх головы продолговатый, а кости черепа плотно прилегают друг к другу и родничок маленький, когда ребенок, увидев свет, издает громкий крик, а получив грудь, крепко приникает к ней ртом - все это благостные приметы, предвещающие новорожденному здоровье, благополучие и счастье в жизни. И наоборот. Если младенец появляется на свет вперед ногами, его пуповина обернута вокруг нижней части туловища, у него большой родничок и уже имеются во рту зубы, родившись, он издает слабые звуки - все это говорит о недолгой и печальной судьбе ребенка.

Как только дитя появилось на свет , тут же следует произнести такое благопожелание: "Сынок мой, ты плод сердца моего, прожить тебе сто лет, увидеть тебе сто раз осень. В жизни этой обрести тебе славу, счастье, богатство и силу противостоять всем невзгодам". После этого перерезается пуповина, ребенок правильно пеленается, и мать берет его к себе на грудь. Чтобы ребенок всегда хорошо выглядел, его с ног до головы следует омыть теплой благовонной водой, а чтобы он был красноречивым, на его языке дблжно шафраном начертать священный слог "хри". Чтобы ребенок рос умным , ему дают вкусить смешанные с медом или маслом аир, миробалан, "золотой песок"2, белую горчицу. Если у роженицы пропало молоко, то для ребенка следует подобрать кормилицу, здоровую женщину доброго происхождения3, у которой не умирали дети. Затем ребенку массируют пупок смесью руты с маслом и совершают моление богам вместе с ритуалом, призванным защитить его от злых сил. Когда ребенку дадут имя, то необходимо прикрепить к его рукам и шее заговоренной нитью кусочки аира, а голову обмотать промасленной шелковой нитью. Это защитит ребенка от злых духов , и поможет ему вырасти смышленым и умным человеком.

Глава 72 "Врачевание детских болезней".

Все детские болезни делятся на болезни врожденные и болезни приобретенные. К врожденным болезням относятся : перешедшие на новорожденного болезни матери, вызванные смятением ее физиологических энергий из-за неправильных питания или поведения роженицы (рис. 60); физическая ущербность, как-то: глухота, немота, слепота, заикание, колченогость, наличие горба или заячьей губы, что "возникает в результате осквернения роженицы или воздействия на нее злых духов. Такого рода врожденные недуги врачеванию не поддаются". Приобретенные болезни - болезни ребенка, причинами которых являются: влияние мужских и женских "великих демонов" (рис. 69-83); неправильное поведение, когда по небрежению матери ребенок падает, надрывается в плаче , сидит на сыром и тому подобное ; неправильное питание беременной женщины: употребление чрезмерно постной, горячительной или, наоборот, слишком прохладительной пищи и тому подобное. Всего насчитывается двадцать четыре разновидности детских болезней , которые делятся на три группы, включающие каждая по восемь болезней: "грубые"4: заболевания груди, легких, печени, понос, рвота, заразные болезни5, заболевание пупка, камни; "тонкие"6: опухание головы, закупорка горла, заболевание селезенки, желчного пузыря, желудка, толстой кишки, болезнь "поедание земли"7, заболевание от свернувшегося грудного молока; "конкретные"8: заболевание глаз , ушей , ротовой полости , "шишек" , сосу да жизни , мышц , болезнь "паразитов" , фурункулез.

Симптоматика детских заболеваний делится на общую и частную и симптоматику, указывающую на благополучный или смертельный исход заболевания. Общая симптоматика - совокупность признаков , говорящих о нездоровье ребенка вообще: постоянный плач, глаза открываются с трудом, лицо темнеет, аппетит пропадает, ребенок не играет, дыхание затрудненное, стоны, ногти заостряются. Говоря о частной симптоматике, автор дает описание признаков каждого из двадцати четырех заболеваний, названных выше.

Симптомы, указывающие на смертельный исход, суть: ладони рук и ступни ног побелели, уши сухие и прижаты к голове, ноздри сухие, глаза впали и потеряли блеск, язык сухой и короткий, зубы покрылись налетом, нет и признака улыбки, желудок твердый, как камень, печень поднята к пупку. Следующие симптомы предвещают выздоровление: глаза и другие органы чувств не утратили ясности, дыхание спокойное, ладони и ступни красноватые, аппетит не пропал.

Глава 73 "Врачевание детских болезней, чинимых демонами".

Группа болезней, перечисляемая ниже, близка нервным заболеваниям в современном значении этого слова, хотя в тибетской медицине нет специального термина для обозначения нервных заболеваний.

Дети очень восприимчивы к влиянию демонов, и негативные силы легко могут овладеть ими, проникнуть, например, в сознание ребенка в момент, когда тот переживает внезапный приступ страха. К таким негативным силам относятся: пять демонов с телом мужчины, являющихся эманациями шестиликого Кумары, младшего сына Махадевы (рис. 116-120); семь демонов с телом женщины (рис. 121-127); две эманации Маха-девы - "Царь" и демоница сенмо (рис. 128-129). Симптомы воздействия демонов делятся на общие и частные. Первые указывают лишь на то, что ребенок находится под воздействием демона, и проявляются они в постоянном плаче, беспричинном страхе, стонах, плохом сне, частой зевоте, ребенок кусает материнские губы, отталкивает материнскую грудь при кормлении, страдает пенистой тошнотой. Частные симптомы указывают на то, каким именно демоном одержим ребенок. Так , если он одержим демоном "Иссушающим", то у ребенка трясется голова, один глаз слезоточит, наблюдаются сильная потливость, икота, скрежетание зубами, одеревенение шеи, ребенок не пьет молока; демоном "Козлиноголовым" - ребенок страдает бессонницей, потерей памяти, пузыристой тошнотой, он кусает грудь и язык матери, его взор устремлен в небо ; демоном "Ов-цеголовым" - ребенок стонет , у него икота , пузыристые тошнота и понос , руки и ноги трясутся , глаза покраснели , кашель ; демоном "Песьеголовым" - у ребенка трясется все тело, выделяется обильный пот, глаза щурятся, очень дурно пахнущие понос и рвота; демоном "Претаголовым" - ребенок страдает беспричинным страхом, поносом, рвотой, частой зевотой, горечью во рту, исхуданием. Если ребенок одержим демоницей "Птицеголовой", то у него наблюдаются жар, косноязычие, нарывы на нёбе; демоницей "Сгнившей" - ребенок страдает поносом, рвотой, отрыжкой, сухостью тела; демоницей "Сгнившей холодной" - у ребенка трясется тело, глаза косят, урчание в тонких кишках, его бросает то в жар, то в холод; демоницей "Сгнившей слепой" - у ребенка в глазах туманится, они опухли, понос, рвота, жар, нежелание пить молоко; "С головой филина" у ребенка горит лицо, нет аппетита, сеть сосудов на животе потемнела; "Намчу синей" -лицо ребенка синеет, а кожа на шее зеленеет, у него понос, икота, жар; "Намчу изнуряющей" - у ребенка жар, лезут волосы, голос слабеет, понос цветов радуги. Когда ребенком овладевает демон "Царь", то ранним утром у него трясется тело и он испытывает беспричинный страх. Когда же ребенком овладевает демоница сенмо, то вечерами у него наблюдается помутнение рассудка и жар. Врачевание детей, одержимых злым духом, делится на "спокойное" и "суровое". В первом случае прибегают к совершению ритуалов и лекарственным травам. Во втором - к тому же используются прижигания.

Пояснения к тексту

  1. Подробнее о "шишках" см. л. 14
  2. Название лекарственной субстанции, подробнее о ней см. л. 23.
  3. Кормилица должна происходить из семьи, не занимающейся профессиями, связанными с убийством животных (охотники, рыбаки, мясники).
  4. Тиб. rags-pa.
  5. Тиб. rims.
  6. Тиб. phra-ba.
  7. Детская болезнь, которая вызывается неправильным питанием и состоит в опухании живота и непроходимости кала.
  8. Тиб. ship-tshags.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека