Библиотека
Атлас тибетской медицины
Краткое содержание главы 2 (продолжение), иллюстрируемой на листе 64
На листе продолжается иллюстрирование раздела о моче из главы 2 "Заключительной книги". Здесь завершается рассмотрение темы "Моча больного человека" и разбираются знаки неминуемой смерти и свидетельства болезней, чинимых демонами, которые проступают при обследовании мочи.
Перейдя к характеристике мочи при различного рода несварениях , автор трактата "Голубой берилл" приводит цитату из старинного медицинского сочинения "Лунный царь", где говорится, что при несварении масла моча напоминает молочную пенку, а при несварении масла и молока - медовую пенку; при несварении мяса моча имеет красно-бурый цвет, а цвет яичного желтка указывает на несварение жира и "жизненного сока"1 (рис. 2-6).
Но следует знать, говорит далее автор, что моча иногда имеет одинаковый цвет при различных болезнях и это может ввести в заблуждение лекаря. Так , при "пустом жаре" и при "жаре крови" моча бывает красного цвета , но в первом случае моча прозрачная , пузыри довольно крупные , а во втором - моча мутна , а пузыри мелкие (рис. 8-9). При болезнях "красно-коричневой флегмы", темной "желтой воды" моча имеет красно-коричневый цвет, но во втором случае она менее густая и обладает легким запахом (рис, 10-11). При болезнях почек, печени и селезенки у мочи схожий красный цвет, но в первом случае цвет мочи грязно-красный и взвесь локализуется внизу, во втором - цвет мочи темно-красный и взвесь распространена по всей моче, в третьем случае - цвет мочи красно-зеленый, а взвесь локализована в центре (рис. 12-14). При болезнях "скрытого жара", а также болезнях "флегмы" и холода "пневмы" моча имеет зеленый цвет, но в первом случае ее характеризует наличие крупных пузырей и плотной взвеси, а во втором -мелких пузырей и тонкой взвеси либо взвесь вообще отсутствует2 (рис. 15-17). В целом моча при болезнях холода обладает бледно-зеленым цветом и жидкой консистенцией. Нужно, однако, иметь в виду, что бледно-зеленый цвет мочи необязательно указывает на болезни холода. Такой цвет мочи может появляться также при болезнях "скрытого жара" (рис. 18-19). И, наоборот, желтый или красный цвет мочи необязательно говорит о болезни жара. Поэтому в сомнительных случаях следует прибегать к методу проб (рис. 20-21).
Характер мочи может также указывать и на смертельный исход заболевания. Так, красная как кровь моча, издающая запах гнилой кожи, не нормализующаяся при лечении всеми четырьмя способами -лекарствами, процедурами, диетой и режимом,-предвещает смерть от болезни жара (рис. 22). От болезни жара предвещает смерть и желто-красная моча в том случае, если взвесь, собравшаяся в ней, подобно облаку, остается неизменной, несмотря на лечение. Зеленоватая моча без запаха, испарения, пузырей и вкуса, не меняющаяся, несмотря на лечение, предвещает смерть от болезни холода (рис. 23). Темно-зеленая моча, пронизанная линиями, образующими узоры, предвещает смерть от болезни "пневмы" (рис. 24). Подобная моча, но желтого или оранжевого цвета, предвещает смерть от болезни "желчи", а моча цвета киновари - смерть от болезни крови (рис. 25-26). Моча, похожая на скисшее молоко, предвещает смерть от болезни "белесая флегма" (рис. 27), а моча с черными линиями, похожими на разводы влитых в нее чернил, предвещает смерть больного, страдающего отравлением (рис. 29). Ссылаясь на сочинение "Лунный царь", автор трактата также говорит, что предвещают смерть выделяемая с трудом красно-коричневая моча с резким запахом; моча, которая в начале заболевания не пахла, а затем стала издавать гнилостный запах; очень красная моча, похожая на птичью кровь; желто-красная моча, подобная охре, предвещает смерть от болезней "желчи"; темно-синяя моча - смерть от болезней темной "желтой воды" или в результате отравления (рис. 31-37).
В трактате подробно описывается подготовка к обследованию мочи (рис. 48). Сосуд с мочой иной раз везут к лекарю издалека , сосуд следует должным обрабом запечатать и заботливо завернуть , предохраняя от переохлаждения. Перед обследованием мочу нагревают над огнем (рис. 49).
Моча также обследуется на звучание , которое она издает, вытекая из сосуда с узким горлышком (рис. 50), и на вкус. Так , если , вытекая , моча издает звук "шоп-шоп" - это указывает на болезнь "желчи"; звук "тик-тик" указывает на болезнь "флегмы" или комплексного расстройства физиологических энергий. Что же касается вкуса мочи, то ее сладкий вкус говорит о болезни "пневмы", горький вкус - о болезни "желчи", кислый вкус - о болезни "флегмы" или комплексного расстройства физиологических энергий. При болезнях "красно-коричневой флегмы" моча имеет вкус "обезьяньего мяса" , при отравлении - привкус окиси меди, при водянке - остро-кислый вкус.
Многие тяжелые недомогания могут возникать также в результате воздействия различных сверхъестественных существ: духов, демонов, небожителей. Чтобы избавиться от такого недомогания, необходимо определить конкретное вредоносное существо, а затем при помощи соответствующих ритуалов прогнать или умилостивить носителя зла. Найти вредоносное существо можно при помощи обследования мочи, помещенной в так называемый "щит черепахи". Для этого берется большой, но неглубокий сосуд круглой или продолговатой формы, помещается на низенькую подставку, и больной (больная), не поднимая сосуда, мочится в него. Та сторона, с которой в сосуд мочился мужчина, считается восточной, а та сторона, с которой в сосуд мочилась женщина, считается западной стороной. Далее на сосуд накладывается сетка, имитирующая рисунок верхнего или нижнего щита черепахи, которая делит поверхность сосуда с мочой на девять частей или граф, восемь из которых ориентированы по сторонам света: восточная, юго-восточная, южная, юго-западная, западная, северо-западная, северная и северо-восточная, а девятая графа находится в центре. При этом сетка для анализа мужской мочи обозначает верхний, или "мужской щит" черепахи. Считается, что очертания этого щита напоминают изображение ступы и символизируют "метод", или "мужское начало". Сетка же для анализа женской мочи изображает нижний, или "женский щит" черепахи. Считается, что очертания нижнего щита напоминают изображение лотоса и символизируют "мудрость", или "женское начало".
Каждая из граф "мужского" и "женского" щитов черепахи имеет свое наименование, связанное с пребыванием или сферой влияния тех или иных сверхъестественных существ, каковыми являются небожители, демоны, кладбищенские духи или духи полей, духи, связанные с предками больного или с самим больным, который своими действиями мог навлечь гнев этих существ.
Названия упомянутых граф приведены на схемах 1-2.
Схема 1
"МУЖСКОЙ ЩИТ" ЧЕРЕПАХИ
Схема 2
"ЖЕНСКИЙ ЩИТ" ЧЕРЕПАХИ
Одна схема является зеркальным отображением второй (рис. 51-73).
Обследование начинается, когда моча становится слегка теплой, и продолжается вплоть до ее полного остывания. При этом очень важно не потревожить мочу, ударив по сосуду или толкнув его. Лекарь должен внимательно наблюдать за линиями, появляющимися на том или ином участке мочи над сеткой, следить за скоростью изменения цвета мочи, за пузырями и "взвесью" на отдельных участках. Обнаружив, что на том или ином участке параметры мочи отличаются от остальных ее участков, лекарь делает вывод, какое существо является источником недуга и какие ритуалы следует совершить, чтобы прекратить действие этого источника. Так, например, если в качестве источника недуга выступают духи, связанные с предками, это означает, что во владении больного находится вещь, к которой эти духи очень привязаны. Поэтому, завидуя владельцу и желая досадить ему, они наслали болезнь. Таких духов следует умилостивить подношениями тормы и чтением священных текстов. Но бывает, что духи насылают недуги не сами по себе, но повинуясь какому-либо магу. В этом случае требуются ритуалы, которые бы защитили больного от колдовских чар. На рисунках 83-111 изображены различные классы сверхъестественных существ, гнев которых можно успокоить с помощью ритуалов, перечисленных в тексте трактата.
- Под словом "сок, экстракт" (гиб. btsud) здесь имеется в виду субстанция, состоящая большей частью из "прозрачного сока", то есть питательной части переваренной пищи, и в меньшей части из "отстойной гущи". Эта субстанция обладает способностью порождать компоненты тела (ТМС, с. 149).
- В "Четверокнижии" указывается только на совпадение цвета мочи при различных болезнях, но опущены различные признаки, приводимые в "Голубом берилле" (ГБ, кн. IV, л. 46а-б).