Библиотека
Атлас тибетской медицины
Краткое содержание главы 2 (продолжение), иллюстрируемой на листе 66
Следующая система обследования мочи, схематически показанная на верхнем круге слева, приведена из сочинения "Лунный царь". Эта система связана с китайской методикой гадания по восьми триграммам, ориентированным на схему I. Неблагоприятные показания триграмм могут предвещать разрушение дома, гибель урожая или другие бедствия (рис. 7, 8, 10, 18, 26). Если во время такого гадания в моче больного появляются синий, желтый, белесый цвета или подобная им цветовая гамма, это, соответственно, указывает на болезни "пневмы", "желчи", "флегмы" или комплексное расстройство физиологических энергий (рис. 13-16, 19-22). Однако главную роль при этом обследовании играют те или иные конфигурации, возникающие в испарении мочи или ее взвеси, каждое из которых символизирует того или иного вредоносного духа. На рисунках 27-63 приводятся различные конфигурации испарения и взвеси мочи, как их видит лама-лекарь, и изображаются вредоносные духи, повинные в заболевании, которых требуется изгнать или умилостивить с помощью соответствующих ритуалов.
Далее кратко излагается система обследования мочи, а точнее, система гадания по моче как здорового, так и больного человека, предложенная великим пандитом Джина-митрой. При таком гадании учитываются стороны света, времена года и месяцы тибетского лунного календаря, стихии, или космоэнергетические токи, доминирующие в то или иное время года. На листе эта система схематически дана в виде двух кругов: внутреннего и внешнего (рис. 64), ориентированных по сторонам света (рис. 65-68). Само гадание по моче связано лишь с внутренним кругом, являющим собой верх плоского сосуда с исследуемой мочой. Он условно разбит на тринадцать граф - одну центральную и двенадцать боковых, представляющих лунные месяцы. Каждая из этих двенадцати граф содержит изображение животного - символа данного месяца, начиная от тигра (символа первого месяца года), далее заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, птица, собака, свинья, мышь и бык (символ последнего месяца года). Графы содержат также рисунки, символизирующие либо несчастье, либо объект, подверженный несчастью. Так, фигурка человека с черным треугольником над ним означает смертельную беду; изображение опрокинутой чинтамани - волшебной драгоценности, символизирующей богатство, или чинтамани, похищаемой демоном, означает потерю достояния; изображение человека в доспехах символизирует врага, а черный треугольник над его головой предвещает несчастье врагу и т. д.
При гадании лама-лекарь делает предсказания, исходя из того, в каких графах концентрируются взвесь и пузыри мочи. Так, их концентрация в графах "Тигр" и "Заяц" предвещает несчастье пациенту; концентрация взвеси и пузырей в графах "Лошадь" и "Змея" предвещает небольшой вред пациенту, но сулит несчастье его потомству; концентрация их в центральной графе, а также в графах "Дракон" и "Собака", "Бык" и "Овца" говорит о неминуемых имущественных потерях (ограбление, падеж скота, торговые убытки и т. п.). Рисунки внешнего круга не связаны с обследованием мочи. Они содержат изображение различных примет, ориентированных по сторонам света, каждой из которых присуща своя цветовая символика: восток - зеленый цвет, юг - красный цвет, запад - белый и т. п. Эти приметы, предвещающие те или иные заболевания, а также указывающие на демонов, которые вызывают их, полностью приведены на листах 56 (восток), 57 (юг, а также юго-восток, юго-запад, северо-запад, северо-восток), 58 (запад и север).
За системой Джинамитры следует описание системы обследования мочи, о которой, как гласит предание, поведала Ютхокпе Старшему великая дакиня Лэкьи Ванмо (рис. 69). Здесь поверхность мочи в круглом мелком сосуде делится наложением сетки на девять граф, названия которых в трактате "Голубой берилл" перечисляются в следующем порядке. Сначала перечисляются названия трех левых граф сверху вниз: графа I - графа "Божество-хранитель" (рис. 75); графа II - графа "Предки" (рис. 140); графа Ill - графа демона "Владыка" (рис. 132). Затем перечисляются названия трех правых граф, также сверху вниз: графа IV- графа "Местное божество" (рис. 91); графа V - графа "Родственники" (рис. 100); графа VI - графа демоницы "Сенмо" (рис. 109). Наконец перечисляются названия срединных граф: графа VII - графа богини "Защитницы" (рис. 82); графа VIII - графа самого пациента (рис. 148); графа IX-графа демона "Свирепый" (рис. 119).
Считается, что взвесь и испарения мочи в той или иной графе могут образовывать подобия определенных для каждой графы различных фигур. Лама-лекарь, наблюдая конфигурации взвеси, образующей подобие фигур, цветовые пятна, появившиеся во взвеси или моче, характер испарения мочи, делает те или иные прогнозы. В первую очередь выявляются благоприятные или неблагоприятные приметы, предвещающие выздоровление или возможную кончину пациента.