Библиотека
Атлас тибетской медицины
Краткое содержание глав 2 (окончание) - 13 иллюстрируемых на лист 67
На листе завершается иллюстрирование главы 2 "Заключительной книги". Осмотр пациента как один из главных методов диагностирования, включает не только визуальное обследование мочи, но и языка. За подробным изложением диагностирования заболеваний по моче (см. л. 63-66) следует предельно краткая характеристика наружного вида языка больного, позволяющего установить общую причину недуга. Так, красный, сухой и шершавый язык говорит о дисбалансе "пневмы"; толстая светло-желтая пленка, покрывающая язык, свидетельствует о дисбалансе "желчи"; белесый, мягкий и влажный язык указывает на дисбаланс "флегмы". Здоровому человеку присущ красный, влажный, мягкий, но упругий язык. Черный, сухой, растрескавшийся язык, не способный к членораздельной речи, называется "язык смерти" и предвещает кончину больного (рис. 3-14). Далее перечисляются основные моменты, на которых должен остановиться лекарь при опросе больного, и излагается методика врачевания, которой лекарь должен неукоснительно следовать. Эта методика включает в себя девять следующих пунктов:
- если лекарь не уверен в правильности диагноза, он должен врачевать осторожно, методом проб, уточняя диагноз, уподобляясь при этом подкрадывающейся кошке (рис. 17);
- если лекарь ясно видит сущность болезни, как видны флаги, водруженные на вершинах, он должен не колеблясь назначать лекарства (рис. 18-19);
- если болезнь установлена, а предписанные лекарства не помогают, то следует ввести течение болезни в свойственное ей русло, подобно тому как заставляют необъезженного коня скакать в нужном направлении (рис. 20);
- если болезнь врачевал другой лекарь, то сначала требуется выяснить истинную причину заболевания, сделав это так же безошибочно, как безошибочно чайка хватает рыбу (рис. 21);
- на тяжелую болезнь следует обрушиваться всеми четырьмя способами врачевания (лекарства, процедуры, диета, режим), как будто встретился со смертельным врагом на узкой тропе (рис. 22-23);
- незначительную болезнь дблжно врачевать, последовательно переходя, в случае необходимости, от менее радикальных средств (например, диеты) к средствам более радикальным (лекарства, процедуры), как бы поднимаясь по лестнице (рис. 24);
- если болезнь вызвана расстройством только одного физиологического начала, то, врачуя его, следует избегать наносить вред другим физиологическим началам, подобно тому как богатырь, усмиряя врага, не наносит вреда окружающим (рис. 25);
- если болезнь вызвана комплексным расстройством физиологических начал, то следует успокаивать это расстройство так, как старейшина успокаивает дерущихся (рис. 26);
- средства врачевания должны соответствовать степени серьезности болезни, подобно тому как хайныку подходит один груз, а овце -другой (рис. 27).
Изложенная выше методика врачевания, позволяющая правильно подобрать врачующие средства к тому или иному конкретному заболеванию, является существенным моментом в лечебной практике. Эта методика должна храниться в голове лекаря, а не оставаться лишь на страницах трактата, подобно вещи, брошенной в темной пещере. Ведь когда возникает необходимость в такой вещи, то она не оказывается под рукой. В целом, заключает автор, осмысленное и зафиксированное в памяти содержание "Четве-рокнижия" сопоставимо с солнцем, освещающим темную сокровищницу и позволяющим, при нужде, брать драгоценности, находящиеся в сундуке с золотом и бирюзой1 (рис. 28-31).
В главах 3-12 говорится о различных видах лекарств. В целом все лечебные средства, их также называют "враги болезней", делятся на лекарства и процедуры2. В свою очередь лекарства подразделяются на лекарства очищающие и лекарства успокаивающие3. Существует пять видов очищения: очищение слабительным при болезнях тон кого и толстого кишечника, которые вызываются "желчью" и кровью; очищение рвотным при болезнях желудка, вызываемых "флегмой"; очищение введением лекарства через нос при заболеваниях, локализованных выше груди; очищение мягкой клизмой при болезнях "пневмы", локализованных в нижней части туловища; очищение жесткой клизмой нируха при непрохождении кала и мочи, вызванных смятением всех трех физиологических энергий. К этим пяти очищениям прибавляется шестое - так называемое очищение сосудов, которое является наиболее радикальным очищением. Пере/i очищением следует провести так называемое "масляное лечение" (см. ниже).
Основная часть успокаивающих лекарств делится на две большие группы. Одна из них носит название "всеобъемлющая". Она включает в себя отвары, порошки, пилюли, кашицы, лекарственные масла. Каждая из групп подразделяется на два вида: лекарства, врачующие болезни жара, и лекарства, врачующие болезни холода. При этом существует последовательный порядок применения указанных групп лекарств. Так, в самом начале заболевания прибегают к отварам. В случае неэффективности отваров используются порошки, а уже за ними следуют пилюли. Кашицами врачуют застарелые хронические болезни, а лекарственные масла укрепляют компоненты тела и улучшают функционирование органов чувств (рис. 32-36). Вторая группа - группа лекарственных средств именуется "скрытой". Она включает в себя три вида лекарственных препаратов: зольные лекарства, ориентированные на лечение болезней холода; кусковые лекарства, или лекарства "кханда", ориентированные на лечение болезней жара; разновидности лекарственного цяна, используемые при болезнях "пневмы", которые включают в себя как болезни жара, так и болезни холода (рис. 37-39).
Наилучшими лекарствами являются лекарства, изготовленные из драгоценностей4. Нет болезней, которые эти лекарства не могли бы излечить. Они врачуют все болезни жара и холода, все болезни, чинимые злыми духами, а также излечивают ранения головы, туловища и конечностей. Полезны эти лекарства и для здоровых людей. Ведь они являются лучшим средством, применяемым при процедуре "набирания соков" (рис. 40).
Но лекарства из драгоценностей доступны лишь людям богатым. Поэтому Будда в неизреченном милосердии своем, о бедняках заботясь, указал на целебные свойства различных растений, из которых можно также изготовлять всяческие лекарства, излечивающие все болезни. Эти лекарственные растения следует искать в чистой, красивой и благостной местности, особенно там, где проживают святые подвижники. Собирать их надо, пребывая в радостном настроении. Лучше всего для этой цели подходят невинные дети, облаченные в чистые белые одежды, которые ведут сбор растений под руководством опытного лекаря-ламы. Для сбора того или иного лекарственного сырья существует определенное время года, месяц, день и даже время суток. Так, например, корни, ветви и стебли собирают осенью, когда соки подсохли; листья, молочко и побеги собирают в сезон дождей; кору и кожицу собирают весной, когда лопаются почки (рис. 42-59).
Второй категорией лечебных средств, или "врагов болезней", выступают различные "мягкие" процедуры5. Насчитывается семь видов таких процедур: кровопускания, назначаемые при болезнях жара для вывода дурной крови; прижигания, назначаемые при болезнях холода, состоящие в сжигании на определенных точках тела сухих стеблей растений, особенно полыни или скрученных сухих листьев; лечебные "компрессы", назначаемые при комплексном расстройстве физиологических энергий с преобладающим расстройством "флегмы"; влажное лечение (пользование источниками), назначаемое при комплексном расстройстве физиологических энергий с преобладанием расстройства "желчи"; лечебные втирания (массажи), назначаемые при комплексном расстройстве физиологических энергий с преобладанием расстройства "пневмы"; укалывание-наиболее радикальный вид мягких процедур, назначаемое для вывода гноя или в целях рефлексотерапии.
Таким образом, суммируя различные виды лекарств и процедур, насчитывается двадцать три вида лечебных средств, или "врагов болезней" (десять видов успокаивающих лекарств, шесть видов очищающих лекарств, семь видов процедур). Все лекарства, как успокаивающие, так и очищающие, в своем подавляющем большинстве состоят из нескольких ингредиентов, один из которых является базовым.
ГЛАВА 13 "Масляное лечение".
Перед тем как применять очищающие лекарства, необходимо провести так называмое "масляное лечение". При этом лечении используются растительные масла, топленое масло, костный мозг и нутряной жир различных животных. Масляное лечение делится на наружное и внутреннее. При наружном лечении те или иные масла втираются в кожу в месте поражения накожной болезнью, в голову - при заболеваниях головы и т. д. При внутреннем лечении масла вводятся внутрь либо в виде мягкой клизмы при локализации заболевания ниже поясницы, либо через рот при других внутренних болезнях. Масляному лечению следует подвергать старых, изможденных, удрученных страданием, истощенных, страдающих кровотечениями, обмороками и так далее (рис. 61-71). Масляное лечение противопоказано: при уменьшении "огненной теплоты", несварении, поносе, чесотке, ревматизме, рвоте и тому подобном (рис. 72-82).
- Другими словами, только осмыслив и запечатлев в памяти содержание "Четверокнижия" - "сундука с золотом и бирюзой", можно успешно пользоваться содержащимися в нем сокровищами знаний.
- Тиб. dpyad.
- То есть приводящие в спокойное состояние возбуждение физиологических энергий, что, с точки зрения тибетской медицины, лежит в основе любого заболевания.
- В состав таких лекари н входили не только драгоценные металлы, как золото и серебро, но и железо, медь, ртуть, а также бура, сера и другие минеральные вещества.
- Имеются также "суровые процедуры" -хирургическое вмешательство.