Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Чжуд-Ши: Канон тибетской медицины

Глава 24. Лечение брум-бу

Затем риши Маносиджи вымолвил просьбу:

Каковы причины,условия, признаки, различия,
проявленияи способы печения болезни римс, называемой брум-бу?

Пусть Царьлекарей благоволит рассказать!

В ответ былоизречено:

Причина иусловия брум-бу — общие для всех римс.

Суть болезнив том, что жар попадает в чху-сер, оттуда —
в кости, костныймозг и губчатое вещество костей,
в глубинекоторых он растет, и вылезает затем наружу
в виде высыпаний.Поэтому болезнь и называется брум-бу1.

Различаютдва вида — черную и белую [брум-бу].

Черная имееттри разновидности: отек «бычья шея»,

«засохшиекровавые клеши» и «полые медные гвозди».

У белой такжетри разновидности: «белые градины»,

«круглый,как верх шлема» и сиб-бу коб-да.

Признаки бываютобщими и частными.

Общие признаки:боли в суставах, озноб,
чувство слабости,отсутствие аппетита,
горечь ворту, бессвязная речь, утомляемость,
особенно болитголова, биение в сердце и легких,
мясо краснеети уплотняется, мурашки по телу,
рвота желчью,чувство раскалывания костей —
это первыепризнаки болезни до ее созревания.

В средней[стадии] появляется сыпь, как будто становится немного легче.

В последней[стадии] болезнь уже проявляется как черная или белая.

При отеке«бычья шея», относящемся к черной брум-бу,
сыпь наружуне выходит, зато очень сильные боли,
отекает всетело — три доша усиливают черный чху-сер.

При «засохшихкровавых клещах» на теле
темно-красныеплотные высыпания, похожие на вшей.

При «полыхмедных гвоздях» верхушки высыпаний с углублениями.

Две эти разновидностибрум-бу происходят от крови и желчи.

При них болитголова, в пульсе, моче и во внешности [признаки] жара.

При «белыхградинах» — белые твердые [высыпания].

При «круглой,как верх шлема» [высыпания] крупные и редкие.

При сиб-букоб-цe [высыпания] частые и плотные.

Эти разновидностибрум-бу происходят от ветра и слизи;
боли при них,как при чхам-па, признаков жара мало;
если они неперейдут в [черный вид], то проходят сами.

Лечение бываетобщим и частным.

Общее лечение.Сначала, пока болезнь не созрела,
открывай поры;когда болезнь созреет, выгоняй
жар изнутри;и, наконец, удаляй следы сыпи.

Об открытиипор. В полдень дай пригоршню
сгущенноготеплого отвара тиноспоры, «трех плодов»,
сверции, адатодыи бадана язычкового.

Как лекарствопереварится, проступит пот,
который надовытирать ватой и мукой.

Когда порыоткроются, сыпь быстро выступит наружу.

Если болезньсильная, сделай это несколько раз.

В этой [стадии]лучше потения нет процедур.

Давай похлебкуиз дробленого ячменя с молоком,
молоко, свежийдар, вареную муку, кипяток;
и ночью иднем держи [больного] в тепле,
иначе от холодаи сквозняка сыпь уйдет внутрь.

От сочнойпиши сыпь, не выходя наружу, проникает в плотные [органы].

Если сыпьушла внутрь, дай гороховый суп или отвар.

Изгнание жарапорошками и отварами.

Сперва отваромгетеропаппуса, желтушника и щавеля
и отваромперца Бунге выведи сыпь наружу.

Жар выводятпорошками из «соков» и «камней».

«Состав изсоков». Дай белый сандал, безоар, шафран,
миробаланхебула, мускатный орех, бамбуковую манну,
мускус и рогносорога, запить снеговой водой.

«Состав изкамней». К «царям четырех разрядов»2 добавь
киноварь белую,мускус, буру и сахар, запить вином.

Дозы и числоприемов определи по силе жара и состоянию больного.

«Соки» излечиваютжар полых и плотных [органов],
а «камни»сушат и выгоняют наружу чху-сер.

Если болезньсильная, чередуй «соки» и «камни».

Если сыпьне выступает, но есть отек и озноб,
смажь отваромнал-брас3 и солодки в молоке.

Для выведениясыпи, которая вернулась вовнутрь,
и сыпи, котораяпоявилась снова, дай с сахаром
кусочек ядовитогоборца, величиной с зерно ячменя.

Как проступитпот, чередуй «камни» и «соки»,
добавив водин из них ртуть в количестве одной четверти от всего порошка.

Дозы увеличивайи назначай шесть раз в день — так вытянешь сыпь.

Когда всясыпь проступит, многие выздоравливают.

И наконец,как стирают следы от сыпи.

Если язвыгноятся и сильно мокнут, просуши
золой оленьихрогов, полыни Гмелина, касатика,
полыни йог-мои желтого коровьего навоза.

Высыпанияна подошвах и ладонях высыхают первыми.

При бессоннице,зевоте, дрожи, «легкости» сознания
и уменьшениипризнаков жара в пульсе и моче
ослабляй ограниченияв пище.

Назначай свежеемягкое топленое масло, свежее мясо и масло, мед —
сначала понемногу,потом все больше и больше.

От излишнеговина сыпь будет гноиться и зудеть,
поэтому винодавай только для запивания лекарств4.

Чтобы [больной]поправлялся быстрее, корми хорошо.

Чтобы удалить[оспины] на лице, следует мыть мочой, мазать
козьим и свинымжиром с меконопсисом щетинистым.

Частные способылечения зависят от вида болезни и входных дверей.

Печение разновидностейбрум-бу. Отек «бычья шея»
суши порошкомгороха, дожелта опаленной шкуры носорога и
шкуры со слоновьейшеи, чередуя его с обычными лекарствами.

Если отекбольшой, пусти кровь из ближних сосудов,
сделай очищениепилюлями из молочая дур-бйид,
пикроризы,салового дерева и цветков борца синего —
запивать коровьеймочой.

При «засохшихкровавых клещах» и «медных гвоздях»
давай отвариз «шести хороших», мускуса
и золы кабаньегокала с козьей кровью или же вышеописанный
состав изсоков с добавкой
сверции, ластовника,пикроризы и адатоды.

Если жар оченьсильный, добавь еще камфору.

При белойбрум-бу дай состав из камней, добавив фанат и эмблику.

Если отекне сходит от лечения — смерть через семь дней;
если красныепятна не переходят в сыпь — через пять дней;
если черныелепешки не нагнаиваются — через девять дней.

Больной можетумереть от сильного ограничения в пище
при «белыхградинах» и от повторного проявления сыпей.

Лечение взависимости от входных дверей.

При попаданиив сердце — безумие, дрожь, пугливость;
дай составиз соков с добавкой камфоры.

Если безумиене пройдет, [больной] умрет.

При попаданиив легкие — частый кашель, колющие боли, гнойная мокрота;
дай составиз соков, добавив термопсис и солодку.

Если не поможет,больной умрет от закупорки горла.

При попаданиив печень краснеют глаза и колет над печенью;
дай составиз соков, добавив медвежью желчь, мумие и
кашмирскийшафран.

Если будетомрачение сознания, рвота и понос с кровью, [больной] умрет.

При попаданиив тонкие кишки — рвота и понос с желчью;
дай составиз соков, добавив марену, ластовник и горец сибирский.

Если начнетсяпонос с кровью — значит, произошло прободение полости
и [больной]умрет.

Все эти разновидностибрум-бу подавляются ртутью.

При попаданиив глаза смазывай камфорой и мускусом,
или же грудныммолоком с подофиллом, или же
смазывай медвежьейжелчью, барбарисовой кхандой,
цинком и копотьюлатуни, смешав с грудным молоком.

Корочки игрязь удаляй птичьим пером.

Промывай водойс камфорой и шафраном, прикладывай примочки
с холоднойводой.

Если брум-був глотке, ставь компресс из горячей вареной муки;
дай порошокаира, костуса и нашатыря, отвар полыни

Сиверса ижидкость, выжатую из конского навоза.

Если это непомогает, соскреби лопаточкой5 и дай этот же порошок.

Если брум-був мочевом пузыре, дай густой
отвар нашатыря,костуса, алтея и мускуса;
введи черезтрубочку чеу в мочевой пузырь
воду с нашатырем,мускусом, аиром и костусом.

Так подавляютядовитую болезнь брум-бу.

«Экстрактамриты» — восьмичленная тантра

тайных устныхнаставлений.

Тантра наставлений.

Завершиласьглава двадцать четвертая

«Лечение брум-бу»

Примечания:

1 Словарное значение термина брум-бу (brum-bu) — «оспа». Однако третья разновидность «белой брум-бу, названная здесь сиб-бу-коб-цe, по словарям идентифицируется как «корь».

2 «Цари четырех разрядов [камней]» — по одной версии, это два вида камня «спинка лягушки» и два вида минерала цхиг-тхуб, по версии «Дополнительной тантры», — камень «спинка лягушки», гематит коричневый, мрамор и кальцит.

3 Термин нал-брас (nad-'bras) означает: 1) плоды чернокорня лекарственного, 2) корочки с оспин. «Вайдурья-онбо» придерживается здесь второго значения.

4 Составы из «камней» запиваются только вином.

5 Комментарии не вносят ясность в эту фразу. Возможно, речь идет о соскребании сыпи или налета в горле.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека