Библиотека
Чжуд-Ши: Канон тибетской медицины
Глава 76. Лечение обычных женских болезней
Затем риши Видьяджняна изрек:
О великий риши, слушай!
Обычных женских болезней восемь: болезньпризнака,
задержки плода, неправильное предлежание,
задержка плаценты, выпадение матки, кровотечение,
дуг-тхабс, задержка «остатка болезни».
Через месяц после зачатия [плод] во время
совокупления родителей начинает испытыватьк ним
любовь и отвращение1,
и появляются признаки, говорящие о беременности:
утомленность, вспыльчивость, слезливость,
плохой аппетит, пристрастие к разной пищеи напиткам,
тошнота, обострение прежних болезней.
В это время нельзя спать днем, мерзнуть;
хотя и нельзя подавлять пищевые пристрастия,
но от конины, ослятины и птицы лучше воздержаться;
надо остерегаться тяжелого, трудиться вмеру
в сухом месте и лечить обострившиеся болезни.
Задержаться может живой плод или мертвый.
Живыми изгоняют незаконнорожденных и тех,
кто не захотел родиться сам.
Способ извлечения незаконнорожденных2:дают
«двойку», «тройку» и «пятерку»3 с вином.
Зля этого надо очистить желудок, раскрытьсосуды4 и
отворить сосуд плода5.
Дозы согласуй со сроками беременности6.
До семи месяцев беременность навернякапрервешь.
Плод не может выйти, если будет задержкавнутренняя, средняя и внешняя.
При внутренней задержке, если плод не выходитиз матки,
дай, смешав с вином, золу волос с мошонкимужа и волос с макушки жены
с толчеными рогами сайгака, оронго и носорога,
поставь компресс из земли перед мышинойноркой
или дай с вином гвоздику разноцветную срогами сайгака
и молитвенными бобами и поставь компрессиз земли.
Или дай мед и масло с рогами сайгака,
принеси жертву торму богам и предкам.
Дай топленое масло, прочитав над ним тысячураз:
«Аум! Грен грен ма ха грен ваджра рже сесарва бйи де сва ха».
Если ребенок застрял в костном кольце,
проткни большой родничок и сильно потянипальцем.
Если вытягивается плохо, остриги ногти,вымой руку вином
и инструментом, похожим на ущербную луну,разрежь [плод] и вытащи.
Если плод застрял во внешнем кольце кожии мяса,
перевяжи поясницу, положи [женщину] навысокое седло и дави на плечи.
Об извлечении мертвого плода. Дай внутрьвино
с молитвенными бобами, нашатырем, рогамисайгака,
рогами оронго, поставь компресс из землиперед мышиной норкой;
дай молочай дур-бйид, лжеводосбор,
шерсть летяги с рогами сайгака и паточнымвином.
Или дай [состав из] нашатыря, молочая дур-бйид,золы оленьего рога.
Или дай витанию с вином и поставь компрессиз сухой закваски.
Или дай похлебку из собачьих яичек с нашатырем,
введи в матку молочай дур-бйш с нашатыреми
маслом, поставь компресс из промасленноговойлока.
При неправильном предлежании плода — поперечном,
шейном, ягодичном — надо взять за ножкуи развернуть,
подталкивая вверх указательным пальцем,
дать внутрь зерна, прочитав заклинание.
При задержке последа дай помет зайца,
нашатырь и паленую шерсть с вином.
Хорошо изгоняет послед заклинание и составс собачьими яичками.
Выпавшую матку обмой теплой водой, молоком
и вправь обратно, насколько достанешь пальцами.
Если при этом дать отвар перца Бунге —наверняка получится.
А если матка не держится, сверни войлокваликом,
заверни в послед, присыпь нашатырем и введивнутрь.
Потом возьми [роженицу] за ноги, потрясии поставь компресс на влагалище.
Женщина должна лежать с приподнятым тазом,ходить и
вставать запрещается.
При кровотечении дай вино из патоки и сахара.
Если не останавливается, дай траву кушас вином,
или отвар межузлий ячменной соломы с медом,
медвежьей желчью и палеными волосами,
или дай медвежью желчь с корицей,
или дай паленые перья улара с медом
либо толченой пеной, снятой с кипящегосиропа.
Побрызгай водой на икры и бицепсы, прижги
шестнадцатый позвонок, разотри тело, окуривай
едким дымом, пои вином из патоки и костнымотваром.
Болезнь, которая осталась после родов,свернулась
в комок и вызывает колющие боли,
лечи компрессом из земли перед мышинойноркой,
давай часто вино с перцем Бунге и медоми вино из патоки.
Если это не поможет, поставь компресс
из нагретой винной закваски с солью.
Потом отвори сосуд лодыжки и дай маточныеочистители7.
При схватках с выделением гнилого мяса,крови и гноя
не пугайся, а наоборот, усиливай их маточнымиочистителями.
Болезнь дуг-тхаб вызывается употреблением
после родов старого мяса и масла, дневнымсном,
тяжелым трудом, которые возбуждают жаржелчи.
Пульс при этом мягкий и частый, слабость,жажда,
острые колющие боли в груди, красная мокрота.
Следует назначать поочередно «прохладную»и «теплую» пищу,
отворить [сосуды] ру-тхунг, «слияние»,сосуд желчи, сосуд лодыжки,
дать очиститель из отвара миробалана хебула,молочая дур-бйид,
дать отвар эвкоммии и сверции, составы
«Камфора-7» или «Шафран-7» с медвежьейжелчью.
В пище сочетать «прохладное» и «теплое»;
лечить поочередно жар и холод и «сочным»давить ветер.
«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра
тайных устных наставлений.
Тантра наставлений.
Завершилась глава семьдесят шестая
«Лечение обычныхженских болезней»
Примечания:
1 Считается, что плод мужского пола испытывает отвращение к отцу во время полового акта родителей, а девочка, наоборот, любит отца.
2 Речь, по-видимому, идет о выкидыше с целью избавления от нежелательной беременности.
3 «Двойка», «тройка», «пятерка» — сокращенные названия составов «Два лекарства», «Три лекарства», «Пять лекарств».
4 Для «раскрытия сосудов» накануне вечером назначают отвар перца Бунге и алтея, наутро — все три состава.
5 Сосудами плода на теле матери названы в комментарии сосуд лодыжки и сосуд «сидящий на икре».
6 На каждый месяц беременности дозы увеличивают на один тхун.
7 См. об очищении живота и очищении сосудов в гл. 74 «Лечение общих женских болезней».