Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Тибетский канон "Ганджур"

Когда пятьсот лет истекут,

Я буду представлен лишь в форме писаний.

Считайте их равноценными мне,

Должным образом их почитайте.

Будда Сакьямуни.
 
Тибетский буддийский Канон имеет две части: Ганджур (в лхаском чтении Кангьюр "bKa‘ ‘Gyur", букв. словеса, собрание слов будды Сакьямуни, переведённые на тибетский язык) и Танджюр (Тангью) - переводные и собственно тибетские неканонические филосовские, религиозные и летературные произведения.

По легенде текст Ганжура был вырезан на деревянных досках самим буддой Сакьямуни и его учениками, эти тексты были собраны и переведены с санскрита. Известны несколько его изданий - Чоне (самая ранняа редакции изданная Ринченом Зангпо в период "второго распространения Учения" (IX-X вв.) и впоследствии переработанная Бутоном в XIV веке), Дерге, Пекинское (1411), Нартанское (1732), Лхасское (незавершённое). Лхасское собрание канонических буддийских текстов в 108 томах, с давних времён хранилось в столице Тибета - Лхасе, в одном из монастырей.

Рукописи хранили в строжайшей тайне, усиленно охраняли и, посягнувших сделать с них копию, ждала смерть. Большую часть томов Ганджура, до недавнего времени, имели право читать одни учёные ламы.Ганджур содержит собрание сочинений по различным вопросам в области теологии, философии, истории, логики, медицины, языкознания. Обычно Ганджур делится на пять разделов:

1-й раздел - Сутры в 44 томах. В него входят изречения нравственно-дидактического толка. Он также включает объёмную Винаю школы Муласарвастивада, вместе с многочисленными и зачастую обширными комментариями и разнообразные собрания сутр, джвтак и авадан, в основном также школы Муласарвастивада.

2-й раздел - Абхидхарма - содержит сочинения по философии, в основном школы Сарвастивада - Вайбхашика.

3-й раздел - Дулвы. В нём излагается нравственный устав организации буддийской общины;

4-й раздел - Тантры - содержит рекомендации по самоусовершенствованию и самопознанию;

5-й раздел включает в себя различные литературные памятники и трактаты по астрономии, математике, медицине, языкознанию и так далее.

Тибетские сборники канонических сочинений Ганджур и Тенгьюр содержат 4566 текстов.

В период правления Лигденхана (1604-1634г.) Ганджур был переведён на монгольский язык. С 1628 по 1629 год был скомплектован рукописный монгольский "Золотой Ганчжур" (altan yanjur) в 113 томах, который включал 1161 произведение в прозе и стихах, тантры, сутры, джатаки, беседы будды Сакьямуни с учениками о нравственности и философии, сборник "Море притч" и др.

Первая копия буддийской реликвии снятая с оригинального Ганджура попала в Бурятию только в начале ХХ века. По состоянию на 2007 год в библиотеке хурула Калмыкии "Золотая Обитель Будды Шакьямуни" хранятся полные собрание Кагьюра и Тенгьюра, составленные древнеиндийскими философами, чьи статуи окружают уникальный буддийский храм. Кагьюр и Тангьюр были подарены библиотеке "Золотой обители" духовным лидером буддистов Его Святейшеством Далай-Ламой XIV.

Скачать

Тибетский канон "Ганджур" (0,06 Мб)


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека