Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Драгоценное собрание тантрийской этики

Содержание
1.      Структура личности в буддизме. Пять скандх
2.      Обеты генина (буддиста-мирянина)
3.      Базовая нравственность. Десять неблагих деяний
4.      Восемнадцать коренных падений бодхисаттвы и сорок шесть дополнительных проступков
5.      Обеты-обязательства в крия тантре
6.      Обеты-обязательства чарья тантры
7.      Обеты-обязательства йога тантры
Приложение 1
Структура личности в буддизме.
Пять скандх

В буддийской традиции структура человеческой психики, структура личности описывается пятью скандхами.
1.       Рупа-скандха – “форма”, группа чувственного, включает в себя “органы чувств, объекты чувств, их взаимосвязи и психологические следствия”[1]. Согласно объяснению Ч.Трунгпы[2], на этом уровне находятся восемь типов сознания. Трансформируется в Мудрость Великого Зеркала. Это означает полностью утихомиренное сознание, в котором формы всех вещей потенциально присутствуют и распознаются как шуньята. Будда Акшобья.
2.       Ведана-скандха - группа ощущений, реакции, возникающие на основе чувственных впечатлений и эмоций внутреннего происхождения. Это приятное и неприятное, радость и печаль, удовольствие и боль. Трансформируется в Мудрость Равностности, понимаемую как расширение ощущений на весь универсум, ощущение равенства и единства всего живого. Будда Ратнасамбхава.
3.       Самджня-скандха – “восприятие”, группа распознавания и представления. Трансформируется в Различающую Мудрость, которая “учит нас [видеть и] уважать различия и уникальность каждого индивидуума и каждой ситуации, в которой мы оказываемся”[3]. Будда Амитабха.
4.       Самскара-скандха - группа формирующих сил, ментальных активностей, кармические следствия, вызванные сознательным волепроявлением. Трансформируется в Мудрость Всесовершения. Имеется ввиду спонтанная деятельность, не обусловленная эго, т.е. свободная от кармы. Будда Амогасиддхи.
5.       Виджняна-скандха - группа элементов сознания, объединяющих и координирующих функции предыдущих скандх. Трансформируется в Мудрость Сферы Дхармы, осознание Дхармы, универсального закона функционирования. Будда Вайрочана.
Приложение 2

Обеты генина (буддиста-мирянина)

1.       Воздержание от причинения вреда живым существам.

2.       Воздержание от лжи.

3.       Воздержание от прелюбодеяния.

4.       Воздержание от воровства.

5.       Воздержание от употребления алкоголя и других интоксикантов.
Приложение 3

Базовая нравственность. Десять неблагих деяний

В понятие базовой нравственности входит отказ от совершения десяти неблагих деяний тела, речи и ума. Эти десять таковы.
Убийство - убийство, побуждение или соучастие в убийстве живого существа.
Воровство - отнятие чужого силой или тайно, равно как ради своей или чужой пользы.
Прелюбодеяние - соитие с неподходящими людьми, неподходящим образом, в неподходящее время, в неподходящем месте.
Ложь - изменение смысла, представления.
Злословие - правдивые или неправдивые слова с целью поссорить.
Грубые слова - неприятные слова в состоянии озлобленности по поводу недостатков происхождения, тела или поведения.
Пустословие - бессмысленные слова, разговоры о правительстве, министрах, прочие мирские разговоры, рассказы о веселых похождениях и т.д.
Алчность - желание сделать чужое своим, привязанность к собственному достоянию, желание накапливать имущество.
Злонамеренность - мысленное исполнение желаний убить или причинить иной вред.
Ложное воззрение - отрицание существующей реальности и ее законов, например закона кармы.

Приложение 4
 
Восемнадцать коренных падений бодхисаттвы и сорок шесть дополнительных проступков

Восемнадцать коренных падений
Хвалить себя или принижать других, уповая на подарки и почести [1].
По скупости не оказать материальной помощи страдающему и беззащитному или отказаться учить его Дхарме.
Не принять от своего обидчика искреннего извинения, затаить на него злобу.
Отказаться от Великой Колесницы, [говоря, что тексты Махаяны не являются Словом Будды,] или проповедовать всего лишь подобие Дхармы.
Присвоить имущество Трех Драгоценностей.
Отказаться от священной Дхармы, [говоря, что священные тексты Трех Колесниц не являются Словом Будды].
[Разгневавшись,] отнять у монаха одежду [, избить его, лишить свободы или заставить отказаться от монашества, (даже если он заслуживает этого: например, безнравственен)].
Совершить [какое-нибудь из пяти] преступлений неотложного возмездия:

- убийство отца;
- убийство матери;
- убийство архата;
- внесение раскола в сангху;
- умышленное ранение Будды.
Придерживаться ложных взглядов, [противоречащих Учению Будды, - таких, как отрицание Трех Драгоценностей, закона причины-следствия и т.п.].
Разрушить [огнем, загрязнением или черной магией город] или другое населенное место.
Учить о пустоте неготовых к ее пониманию.
Отговаривать [других] от вступления в Махаяну, [т.е. от стремления к Пробуждению ради других и подбадривать их стремиться лишь к собственному Освобождению].
[Побуждать других полностью] отказаться от своих обетов Индивидуального освобождения (Пратимокши) [и стать Махаянистами].
Принижать колесницу шравак: [самому верить и других убеждать, что хинаянисты не избавляются от привязанности и прочих клеш].
Лгать о своих сверхмирских достижениях, [о прямом постижении пустоты и прочих].
Брать подарки, которые были предназначены Трем Драгоценностям.
Передать подношения, предназначенные созерцателям, всего лишь чтецам текстов или учредить плохие правила дисциплины [вносящие в духовную общину дисгармонию].
Отказаться от Вдохновенной [и Практической] бодхичитты.
Для того чтобы коренное падение (кроме 9-го и 18-го, которые достаточны сами по себе) полностью совершилось, требуются четыре связующих фактора:
Не признавать свой поступок скверным или, признав его нарушением обета, не обращать на это внимания.
Сохранять намерение повторить проступок.
Испытывать от него радость.
Не ощущать стыда или сожаления из-за содеянного.
 Сорок шесть дополнительных проступков

Проступки, препятствующие парамитам даяния и нравственности:
Не совершать [каждый день] подношений Трем Драгоценностям [телом, речью и умом].
Лелеять корыстные помыслы [об обретениях и почестях].
Не уважать старших, [принявших обет Бодхисаттвы раньше тебя].
Не отвечать на [искренние] вопросы, [на которые способен ответить].
Не принять приглашений в гости [из-за гнева, гордыни или других отрицательных эмоций].
Не принять денег, золота и прочих дорогостоящих подарков.
Отказаться преподать Дхарму желающим.
Проступки, препятствующие нравственности соблюдения дисциплины:
Отвергнуть злодеев и нарушивших нравственные обеты.
Не соблюдать общих нравственных норм, укрепляющих в других веру.
Ограничивать свои действия на благо живых существ: [строго соблюдать правила Винаи в таких ситуациях, когда их несоблюдение больше помогло бы другим].
Из-за нехватки сострадания отказаться совершить, [чтобы помочь другим,] неблагие действия тела и речи, [когда обстоятельства требуют этого].
Охотно принять в подарок вещи, полученные пятью недостойными [способами: лицемерием, намеками, лестью, принуждением или взяточничеством].
Часто отвлекаться и сильно привязаться к веселью и подобному [или побуждать других к развлечениям без всякой полезной цели].
[Верить и провозглашать, что последователи Махаяны должны] остаться в сансаре и не пытаться освободиться от клеш.
15.   Не отказываться от [поступков, способствующих распространению] дурной славы.
Не пресекать [свои проступки] или проступки других, когда это полезно.
 
Проступки, препятствующие парамите терпения:
Отходить от четырех дхарм подвижника: [ответить на оскорбление, гнев, обиду или избиение тем же].
Пренебречь разгневанными на тебя, [не стараться успокоить их гнев].
Отказаться выслушать извинения других.
Дать волю гневным мыслям.
Проступки, препятствующие парамите усердия:
Собирать круг друзей или учеников, [желая почестей и подношений].
Не устранять три вида лени и подобного.
Привязываться к пустым речам и шуткам.
Проступки, препятствующие парамите медитации:
Не искать средств развития сосредоточения (самадхи), [таких, как хорошие наставления, условия и т.п.].
Не избавляться от пяти скверн — препятствий медитативному сосредоточению: 1) возбужденности, сожаления, 2) злонамеренности, 3) вялости, сонливости, 4) жажды удовольствий и 5) сомнений.
Видеть во “вкусе” медитации достоинство [и привязываться к нему].
Проступки, препятствующие парамите мудрости:
Отказаться от [писаний или путей] Хинаяны [как от якобы ненужных для последователя Махаяны].
Прилагать усилие к другой системе практики, пренебрегая [своей, Махаяной].
Без необходимости усердствовать в изучении небуддийских трактатов.
Увлечься небуддийскими трактатами, изучаемыми по необходимости.
Отказаться от какой-либо части Махаяны.
Хвалить себя или принижать других из гордости и т.п.
Не ходить на духовные собрания.
Пренебрегать Учителем или духом учений, [полагаться лишь на слова учения].
Проступки, препятствующие нравственности - помощи другим:
Не помочь нуждающимся в помощи.
Не заботиться о больных.
Не облегчить страданий других.
Не указывать неблагоразумным правильных поступков.
Не помочь тому, кто помог тебе.
Не утешить горюющего.
Не оказать материальной помощи нуждающемуся.
Не помогать окружающим: [ученикам, друзьям и близким].
Не делать так, как хотят другие, [когда это не вредит ни тебе самому, ни другим].
Не хвалить обладающих достоинствами.
Не пресекать решительно (применяя насилие в случае необходимости) кем-нибудь творимое зло.
Не проявить имеющихся магических сил [ради прекращения злодеяний других].
 
Приложение 5


Обеты-обязательства в крия тантре

В различных школах по разному определяют набор обетов-обязательств в крия тантре[1]. Например, в тексте “Полное собрание обетов”, приписываемом Ашвагхоше, говорится о тридцати коренных падениях, тантра Калачакры утверждает, что в каждом из четырех классов тантр присутствуют четырнадцать коренных падений. Пема Карпо говорит о соблюдении тридцати обязательств и избегании шестнадцати коренных падений. Однако в целом все сходятся на том, что незыблемой основой этики крия тантры являются четырнадцать обязательств согласно тексту“Общей тантры” и тридцать обязательств “Тантры Сусиддхи”, включающих в себя двенадцать предписаний и восемнадцать запрещений.

Четырнадцать обязательств

Иметь веру в Три Драгоценности, т.е. в Будду, его учение и общину. В смысле тантры Три Драгоценности также рассматриваются как духовный наставник, йидам и защитники (дхармапалы, локапалы и т.д.).
Иметь веру в “три мантры”. Имеются в виду гухья мантра, видья мантра и дхарани мантра, соответственно определяющие три раздела тантр: отцовские или тантры метода, материнские или тантры мудрости и неделимые или тантры метода и мудрости.
Иметь глубокий, искренний интерес к пути Махаяны и быть его последователем.
Быть преданным высшему Полю Заслуг – своему духовному наставнику, получившим посвящение в крия тантру, выполняющим свои обеты и последователям буддийского учения.
Не сердиться на йидама, если гневные ритуалы окажутся неэффективными или же если йидам не выполнит желания.
Не отказываться от подношений в подходящих для этого случаях, например в дни полнолуния или новолуния.
Не принимать участия в ритуалах других (небуддийских) религиозных традиций, не повторять их мантр и т.д.
Подносить еду, питье и т.п. без всякого пристрастия, даже неожиданным гостям.
Быть всегда доброжелательным ко всем живым существам.
Накапливать собрание заслуг различными способами.
Прилагать все усилия в начитывании мантр.
Прилагать все усилия в сохранении принятых обетов и обязательств.
Не учить мантрам и мудрам тех, кто не принял обеты или нарушает их.
Сохранять в тайне тексты тантр и мантры до достижения результата.
Двенадцать предписаний
 
Иметь искреннюю приверженность к Трем Драгоценностям.
Иметь искреннюю приверженность к пути Махаяны.
Иметь искреннюю приверженность к пути Тантры.
Делать подношения божествам в особых случаях.
Делать подношения гостям без пристрастия.
Накапливать заслуги.
Прилагать усилия к правильному начитыванию мантр.
Выполнять обязательства всех семейств будд.
Выполнять обязательства своего собственного семейства.
Защищать тантрийское учение для того, чтобы реализовать его.
Сохранять в миролюбии тело, речь и ум. Имеется ввиду преобразование привязанности, гнева и неведения в любовь, сострадание и мудрость.
Поддерживать собственную чистоту. Имеется ввиду чистота тела, речи, пищи, поведения и помыслов.

Восемнадцать запрещений
 
Не гневаться на йидама.
Не выполнять ритуалы других (небуддийских) традиций.
Не практиковать тантры без посвящения.
Не искажать (не придумывать свою собственную) тантрийскую садхану.
Не проводить ритуалов, способных причинить зло.
Не причинять прямой вред специфическими тантрийскими действиями.
Не даровать посвящений и текстов тантр тем, кто не принял обеты.
Не даровать посвящений и текстов тантр тем, кто разрушает тантрийские символы или наступает на них и т.п.
Не допускать несдержанности, необузданности в отношении пищи, поведения и т.д.
Не есть недопустимую пищу, например сделанную в форме тантрийских символов, мясо, алкоголь, чеснок и т.д.
Не отказывать в любви и сострадании живым существам.
Не разговаривать ни с кем до завершения начитывания мантр, за исключением некоторых особых случаев, связанных с выполнением тантрийской практики.
Не выполнять ритуалы гневных божеств в состоянии гнева, злости.
Не обращаться дурно с самим собой, не чувствовать презрения к себе.
Не отвергать других.
Не совершать недостойных действий, т.е. действий противоречащих базовой нравственности.
Не появляться в публичных местах, где играет музыка или пьют алкоголь и т.п.
Не отправлять естественные надобности в воде.
 
Приложение 6


Обеты-обязательства чарья тантры

В классе чарья тантры существует четырнадцать обетов-обязательств. Согласно тантре Вайрочанаабхисамбодхи, являющейся одной из основных тантр этого класса, практикующему предписывается следующее.
 
 
Воздерживаться от десяти неблагих действий тела, речи и ума и практиковать десять добродетелей.
Не допускать отказа от священного учения.
Не допускать отказа от устремленности к пробуждению.
Не допускать в даянии учения и наставлений.
Не причинять вреда окружающим.
Приложение 7


Обеты-обязательства йога тантры

В йога тантре существует несколько систем обязательств и обетов[1]. Это обязательства пяти семейств будд, согласно объяснительным тантрам, обязательства пяти семейств будд и десять коренных падений, согласно основным тантрам и другие дополнительные обязательства.

Обязательства пяти семейств будд
согласно объяснительным тантрам

В обязательствах пяти семейств сформулированы четырнадцать предписаний и четырнадцать запрещений.

Четырнадцать предписаний
 
Обязательства семейства Вайрочаны.
Прибежище в Будде.
Прибежище в Учении.
Прибежище в Общине.
Обязательства семейства Акшобьи.
Обязательство по отношению к ваджре.
Обязательство по отношению к колокольчику.
Обязательство по отношению к учителю.
Обязательства семейства Ратнасамбхавы.
Даяние духовного учения.
Даяние материальных вещей.
Даяние защиты.
Даяние любви.
Обязательства семейства Амитабхи.
Практика внешних тантр (крия и чарья тантры).
Практика внутренней тантры (йога тантра).
Практика трех духовных путей (шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв).
Обязательства семейства Амогасиддхи.
Практика подношений.


Четырнадцать запрещений
 
1.       Не отрекаться от Трех Драгоценностей.
2.       Не отвергать устремленность к пробуждению.
3.       Не испытывать неуважения к йидамам.
4.       Не критиковать тантру и мудры.
5.       Не испытывать неуважения к духовному наставнику.
6.       Не переступать через место духовного наставника, ритуальные принадлежности и т.д.
7.       Не есть неподходящую пищу, например в форме ритуальных символов.
8.       Не разглашать тантрийские тайны.
9.       Не прекращать практику тантры.
10.   Не вредить другим.
11.   Не привязываться к (находить удовольствие в) Хинаяне.
12.   Не сдаваться перед трудностями (не опускать руки) в труде на благо живых существ.
13.   Не оставлять практику шести совершенств.
14.   Не принимать участия во вредном, бесполезном.
 
Эти двадцать восемь известны как обязательства пяти семейств и являются основными обязательствами объяснительных тантр.
 
Два набора обетов согласно основным тантрам

Первым набором обетов являются пять обязательств по отношению к пяти семействам будд.
 
Обязательство семейства Вайрочаны состоит в культивировании двух аспектов пробужденного ума и, затем, в искренней работе по их увеличению (взращиванию). Таким образом, обязательство заключается в том, чтобы быть интенсивно сострадающим путем напряжения собственного ума в устремлении к пробуждению, быть любящим и духовно поднимающим других [живых существ] без упадка собственного духа, который может быть у шраваков, вследствие этого отвергающих объекты желаний, видя в них источник страданий.
Обязательство семейства Акшобьи состоит в том, чтобы выполнять ритуалы гневных божеств с целью пробудить злонамеренных и неукротимых существ.
Обязательство семейства Амитабхи состоит в том, чтобы приносить благо живым существам, проявляясь как махамудра тела божества, происходящая из понимания пустоты как абсолютной истины.
Обязательство семейства Ратнасамбхавы состоит в том, чтобы постоянно отдавать другим материальные объекты, которые те желают.
Обязательство семейства Амогасиддхи состоит в естественном (искреннем) с альтруистической мотивацией выполнении предыдущих четырех обязательств.


Вторым набором обетов являются следующие десять коренных падений, перечисленные в тексте Парамадьятантры.
 
Отказаться от стремящегося ума.
Отказаться от отважного, решительного ума.
Отвергнуть созерцание ваджры на лунном диске.
Осуждать и отвергать буддийские священные тексты.
Отказаться от практики учения.
Невежественно критиковать учение.
Подавлять аскетизмом собственные тело и ум, благословленные четырьмя печатями.
Отрекаться от ваджры, колокольчика, йоги и обетов.
Отказаться от четырех печатей и пребывать в обыденной видимости и схватывании.
Отвергнуть ваджрного наставника.

Скачать

Драгоценное собрание тантрийской этики (0,03 Мб)


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека