Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Пять элементарных процессов

АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БЕСЧИСЛЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ

(Пять элементарных процессов)

О китайской медицине на полках книжных ма­газинов Европы и Америки скапливается такое количество искаженных сведений, что совер­шенно необходима информация из китайских источников.
Натан Сайвин



Другое наиболее широко известное понятие пос­ле инь-ян в китайской медицине - «пять элемен­тарных процессов». Этот термин обычно переводит­ся как «пять первоэлементов».

Эти так называемые пять элементарных процес­сов не являются стихиями - они совершенно дру­гие, чем четыре стихии у греков и индийцев - воз­дух, вода, огонь и земля. В китайской классификации дерево, огонь, земля, металл и вода не предназна­чались для описания первоначальных компонентов в основе составляющих Вселенную; они служили для описания первоначальных процессов или изме­нений. Поэтому я предпочитаю перевести их как пять элементарных процессов. Они известны также как «пять движений».

Понятие «пять элементарных процессов» исполь­зуется не только в китайской медицине, но также и в таких дисциплинах, как метафизика, химия и во­енная стратегия. Древние философы отмечали, что Вселенная состоит из никогда не кончающихся со­четаний изменений, или движений. Безусловно, существуют бесчисленные различные виды измене­ний, или движений, но их можно классифициро­вать как пять архетипов процессов, причем облада­ющих собственными характеристиками.

Некоторым процессам присуща определенная гибкость, но тем не менее в своих многочисленных преобразованиях они способны сохранять свою пер­воначальную сущность. Древние называли этот пер­воначальный процесс металлическим процессом.

Для некоторых процессов характерна текучесть; они часто благотворно влияют на другие процессы. Древние называли этот стихийный процесс водным процессом.

«Деревянный процесс» - это архетип для тех процессов, которые характеризуются ростом, про­должительностью и обладают потенциалом для бу­дущего развития.

«Огненный процесс» относится к архетипу про­цессов, которые поглощают или преобразуют дру­гие процессы. Для них характерен подъем, они го­рячие, или активные.

Процессы, которые «заземлены», что демонст­рирует уверенность и стабильность, принадлежат к архетипу земляного процесса. Для него характерна сосредоточенность или центральное положение.

Следовательно, металл, вода, дерево, огонь и земля - это символические термины, используе­мые для описания пяти элементарных процессов. Это не материя пяти элементов, а природа их характер­ного поведения, которая

определяет их концептуа­лизацию. Иными словами, когда древние филосо­фы упоминали, например, дерево, они имели в виду не материю дерева, а класс процессов с качеством или чертами дерева.

Взаимное созидание пяти процессов

Основываясь на своих наблюдениях, древние философы обнаружили, что эти пять первоначаль­ных процессов непрерывно созидают и разрушают друг друга и что они обобщают непрекращающийся цикл действий и реакций явлений в принципы вза­имного созидания и взаимного разрушения.

Принцип взаимного созидания относится к вза­имным действиям и бесчисленным реакциям эле­ментарных процессов в последующем росте и раз­витии. Обычная аналогия для объяснения этого вза­имного созидания следующая.

Если мы будем поливать растение, оно вырастет в крепкое дерево. Это принцип воды, создающей дерево. Это дерево можно использовать как горючее для огня; таким образом, дерево создает огонь. Сго­ревший материал - это питание для почвы; таким образом, огонь создает землю. Из земли мы получа­ем металл; отсюда принцип земли, создающей ме­талл.

Когда металл нагревается, он превращается в жидкость, символом которой является вода; поэто­му металл производит воду. Поливая растение, мы получаем дерево, и процесс взаимного созидания продолжается бесконечно.

 Цикл взаимного созидания


Рис. 1.1 Цикл взаимного созидания

Для большинства людей, включая китайцев, про­блемы начинаются, когда кончается эта аналогия. Так что они задают правомерный вопрос. Как эта кон­цепция вода-создает-дерево-создает-огонь объясняет множество изменений в природе или в медицине? Это станет ясным, если мы исследуем несколько процессов (рис.1.1).

Дуновение легкого весеннего ветерка представ­ляет собой пример водного процесса. Оно оживит наш дух, таким образом способствуя нашему пси­хическому или духовному развитию, которое отно­сится к деревянному процессу. Это принцип воды, создающей дерево.

Поэтому когда мы рекомендуем человеку, нахо­дящемуся в депрессивном состоянии, провести не­которое время в живописной горной местности, и если, окрепнув на свежем, чистом воздухе, он по­степенно обретет снова свою жизнерадостность, мы можем символически описать этот процесс исцеле­ния как воду, питающую дерево.

Примером, иллюстрирующим, как дерево созда­ет огонь, может служить переваривание выращен ных овощей (древесный процесс), дающее нам энер­гию (огненный процесс).

Когда врач обнаруживает перед больным свою любовь и заботу (огненный процесс) и это позво­ляет пациенту успокоиться и поверить в него (зем­ной процесс), то здесь имеет место огонь, созидаю­щий землю.

Когда больной спокоен, его аппетит улучшается (земной процесс), делая его дружелюбным и откры­тым для людей, среды и деятельности (металличес­кий процесс), это процесс земли, создающей металл.

В результате у него повышается энергия и улуч­шается кровообращение (водный процесс), и это способствует укреплению здоровья (древесный про­цесс). Это процессы металла, создающего воду, и воды, создающей дерево.

Нужно заметить, что приведенные примеры мо­гут быть иными, и эти изменения безграничны, но суть состоит в том, что процессы типичных харак­теристик производят архетипы процессов со свои­ми собственными специфическими чертами.

Взаимное созидание и взаимное разрушение

В то время как при взаимном созидании процес­сы воздействуют друг на друга, они также непре­рывно разрушают друг друга. Дерево разрушает зем­лю, подобно тому как растущее дерево поглощает суть почвы. Земля разрушает воду, поскольку ее впи­тывает. Вода в свою очередь заливает огонь; следо­вательно, вода разрушает его. Огонь может плавить металл; поэтому огонь разрушает его. Металл раз рушает дерево, так как топор может рубить дерево (рис. 1.2).

Растущий ребенок (дерево) потребляет массу пищи (земля), демонстрируя процесс дерева, раз­рушающего землю. Поев сытной еды (земля), мы расслабляемся, и кровообращение замедляется (вода), происходит процесс земли, разрушающей воду.

Тем не менее, если вы отдохнете (вода), вы мо­жете преодолеть свой гнев (огонь), демонстрируя процесс воды, разрушающей огонь. Когда человек разгневан (огонь), он вряд ли открыт для других (металл), что отражает процесс разрушения метал­ла огнем.

Больной, тратящий свою энергию на слишком активную деятельность (металл) вместо отдыха, за­медляет свое выздоровление от болезни (дерево), что отражает процесс металла, разрушающего де­рево.

Принципы взаимного созидания и взаимного разрушения действуют не между двумя процесса­ми; они действуют во взаимосвязанном преображе-

 Взаимное разрушение пяти процессов
Рис. 1.2. Взаимное разрушение пяти процессов

нии всех процессов. Например, в то время как огонь разрушает металл, сам он разрушается водой. А ме­талл во время разрушения огнем одновременно раз­рушает дерево, которое в свою очередь разрушает огонь.

Эти парные силы - взаимное созидание и вза­имное разрушение - необходимы для поддержа­ния постоянных преобразований, все время проис­ходящих в человеке, а также в космосе. Если есть что-то одно - созидание или разрушение, то гар­монию невозможно сохранить ни в человеке, ни в космосе (рис. 1.3).

Превращения постоянно происходят в бесконеч­но большом масштабе Вселенной, так же как и в бесконечно малом масштабе субатомных частиц.

В области здоровья и медицины эти трансфор­мации могут происходить на любых уровнях - ок­ружающей среды организма, органов, ткани, клет­ки и даже на «нематериальном», энергетическом уровне.

Взаимное созидание и взаимное разрушение
  

  Рис. 1.3. Взаимное созидание и взаимное разрушение









Необычная реакция и взаимные соответствия

Если какой-либо процесс слишком незначите­лен, или слишком силен, или объемен, его реак­ции с другими процессами могут повлечь за собой ненормальные ситуации. Например, когда наша жиз­ненная энергия и кровь текут гармонично (водный процесс), микроорганизмы (огонь), вызывающие болезни, которые проникают в наш организм, унич­тожаются нашей системой защиты. Это процесс раз­рушения огня водой.

Если жизненная энергия и кровь в избытке, то легче произойдет уничтожение вредных микроор­ганизмов (ускоренный процесс разрушения огня водой), а рост усилится (интенсивный процесс со­зидания дерева водой), мы не будем чувствовать себя вялыми после сытной еды, вместо этого пиша бу­дет перевариваться быстрее (обратный процесс раз­рушения земли водой).

Принципы взаимного созидания и взаимного разрушения, принципы пяти элементарных процес­сов, встречаются во всех явлениях на всех уровнях. За долгие годы наблюдений и исследований древ­ние философы и ученые обнаружили, что эти архе-типические процессы можно классифицировать по группам и между этими группами существует тес­ная связь. Эта взаимосвязь известна как взаимные соотношения пяти процессов.

Древнекитайские врачеватели больше интересо­вались тем, как можно практически использовать эти соотношения пяти элементарных процессов, чем раз­мышлять, почему это происходит. И первым шагом к этой цели было создание таблицы соотношений.


Взаимные соотношения


Пять

процессов

.. Времена года

Направления

Накопитель­ные органы

Преобразую­щие органы

Металл

Осень

Запад

Легкие

Толстая кишка

Вода

Зима

Север

Почки

Мочевой пузырь

Дерево

Весна

Восток

Печень

Желчный пузырь

Огонь

Лето

Юг

Сердце

Кишечник

Земля

Долгое лето

Центр

Селезенка

Желудок

 

Пять процессов

Тело

Отверстия

Эмоции

Климатичес­кие условия

Металл

Кожа

и волосы

Нос

Печаль

Сухость

Вода

Кости

Уши

Страх

Холод

Дерево

Сухожилия

Глаза

Гнев

Ветер

Огонь

Кровь

Язык

Радость

Жара

Земля

Плоть

Рот

Беспокой­ство

Влажность

 

Пять

процессов

Выделения

Вкус

Звуки

Цвета

Дома

Металл

Слизь

Терпкий

Плач

Белый

Психика

Вода

Слюна

Соленый

Вздох

Черный

Интел­лект

Дерево

Слезы

Кислый

Крик

Зеленый

Душа

Огонь

Пот

Горький

Смех

Красный

Дух

Земля

Лимфа

Сладкий

Пение

Желтый

Сознание


Знания о пяти элементарных процессах - ре­зультат опыта и наблюдений, а не воображения и гипотез. В этом заключается еще одно различие между китайской концепцией пяти процессов и греческой концепцией четырех стихий.

Гармония через соотношения

По мнению древних мудрецов, для достижения совершенной гармонии лучше всего следовать прин­ципу соотношения. Записи в Весеннем и Осеннем ежегодниках свидетельствуют о том. что даже им­ператоры придерживались этого принципа: носили одежды соответствующих цветов и жили в соответ­ствующих палатах дворца в разное время года. На­пример, весной они жили в восточной части двор­ца, носили зеленую одежду и зеленые украшения из яшмы.

Если у вас возникает мысль о том. что все это смешные и устаревшие предрассудки, то позвольте вам напомнить, что эти соответствия соблюдались людьми, которые достигли очень высокого уровня цивилизации в то время, когда большая часть Ев­ропы и вся Америка не были даже известны. И если вы думаете, что императоры были просто глупы, то даже если это было на самом деле так, их советни­ки - самые мудрые люди того времени.

Недавние открытия известных западных ученых доказывают, что наше здоровье, поведение, а так­же и интеллект находятся под сильным, хотя и не­заметным влиянием ранее неизвестных космичес­ких сил из внешнего мира.

Профессор Джино Пикарди отмечает, что неизвестные космические силы влияют на идентичные химические реакции, про­исходящие в разных местах. Доктор Маки Таката обнаружил, что показатели крови разнятся в зави­симости от солнечной активности. Доктор Курт Кел­лер отметил, что количество несчастных случаев на промышленном производстве вырастает по крайней мере на 10% на следующий день после взрывов на Солнце. Доктор Альберт Абраме обнаружил, что он всегда извлекает тупой звук при перкуссии опреде­ленной зоны брюшной полости больного раком, когда его пациент стоит лицом к западу.

Все это побуждает нас задать по крайней мере два вопроса. Правы ли китайцы в отношении соот­ветствий? Можем ли мы позволить себе не восполь­зоваться такой бесценной информацией, если они были правы? Нетрудно провести исследование, что­бы ответить на эти вопросы, если те, кто прав, со­вершенно уверены в том, что эти ответы есть.
.

Практическое применение пяти процессов в медицине

Китайские врачи очень давно нашли ответы на эти вопросы. Им не нужно было проводить какие-либо научные исследования, потому что они очень успешно использовали соотношения между пятью элементарными процессами в своей клинической практике на протяжении столетий. Пять элементар­ных процессов привлекаются для объяснения струк­туры и физиологических функций внутренних ор­ганов. Символ функции легких - металл, потому что резонанс - их характерная черта. Символом функции печени служит дерево, поскольку ей свой- ствснны черты дерева, проявляющиеся в питании и регулировании крови.

Символом функции почек выступает вода, так как почки несут ответственность за распростране­ние жизненной энергии во всем организме. Символ сердца - огонь, поскольку от сердца зависит физио­логическая и психическая деятельность организма. Земля - символ желудка, потому что он служит ис­точником питательных веществ, получаемых из пищи.

И еще раз мы напоминаем о том, что китайские термины типа «огонь» и «дерево» - это всего лишь символы; и если приведенное выше описание ка­жется вам странным, то это оттого, что вы хоть и невольно, но с предубеждением используете запад­ную медицинскую парадигму в приложении к со­вершенно иной китайской системе.

Китайские врачи в прошлом замечали, что от­ношения между внутренними органами соответству­ют отношениям между пятью процессами. Когда человек здоров, все органы функционируют нор­мально в гармоничной слаженности. Но когда один из органов болен, это прямо или косвенно влияет на другие органы.

Например, гнев или беспокойство могут вредно воздействовать на печень. Поврежденная печень вли­яет на желудок, вызывая потерю аппетита. Это со­ответствует разрушению земли (желудок) деревом (печень). Таким образом, эта последовательность причины и результата - от гнева и беспокойства до потери аппетита - проявление принципа взаимно­го разрушения.

Когда один орган болен (дефицит инь) или не функционирует нормально (дефицит ян), его мож­но восстановить до нормального состояния пита нием соответствующего ему органа. Для иллюстра­ции возьмем пример туберкулеза. Поскольку обыч­но туберкулезный больной очень слаб, а бактерии туберкулеза очень резистентны, лечение антибио­тиками не рекомендуется.

Поэтому китайские врачи используют другой подход, применяя принцип взаимного созидания. Врач назначает больному пищу, богатую питатель­ными веществами, и лекарства для повышения ап­петита и улучшения пищеварения.

Это помогает больному создать запас энергии, которая затем может перетечь в легкие и укрепить их. таким образом позволяя естественной сопро­тивляемости легких преодолеть распространение бактерий. Это применение принципа созидания ме­талла (легких) с помощью земли (желудок).

Действительно, в период правления династии Мин во Вьетнаме, который находился в то время под властью Китая, вспыхнула эпидемия туберку­леза, и император послал туда группу китайских врачей, которые, используя принцип взаимного созидания, спасли тысячи жизней.

Использование пяти элементарных процессов для установления диагноза - краткий, символический способ объяснения сложных симптомов и измене­ний. Например, головокружение, слезящиеся гла­за, раздражительность, гневливость и бесконечные слезы - это «симптомы дерева», относящиеся к болезням меридиана печени. Красное лицо, вспыль­чивость и сильная потливость - «симптомы огня», относящиеся к меридиану сердца. (Далее мы объяс­ним, что такое меридианы.)

Безусловно, при установлении диагноза врач опирается не только на эти классификации, и классификации не являются чем-то застывшим и четко разграниченным. Тем не менее, они помогают пра­вильно поставить диагноз.

Пациент, страдающий болезнью меридиана серд­ца, часто теряет аппетит, то есть на функции его желудка влияет меридиан больного сердца. Это со­стояние можно выразить так: огню (сердцу) не уда­ется создать землю (желудок).

Пожалуйста, обратите внимание на то, что в этом случае с желудком все в порядке, хотя кажется, что симптомы связаны с ним. Если мы будем лечить желудок, то не сможем решить эту проблему, воз­можно, мы даже усугубим положение. Проблема заключается в дисбалансе меридиана сердца.

Как только баланс будет восстановлен, огонь сможет создавать землю и к больному вернется ап­петит.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека